Мастер – класс для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»
план-конспект занятия

Брюнеткина Светлана Владимировна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bryunetkina_sv.docx25.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6» города Миньяра

Ашинского района Челябинской области

Мастер – класс для педагогов

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»

Брюнеткина Светлана Владимировна

музыкальный руководитель

МКДОУ № 6 г. Миньяра

Высшая квалификационная категория

Миньяр, 2024 г.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и гости нашего мероприятия. Узнали меня? Ну, конечно же, это я – самая известная в мире домомучительница! Ой, что же это я говорю, конечно же, я – самая лучшая в мире учительница. Сегодня я буду учить вас, как воспитывать детей так, чтобы они выросли настоящими патриотами. Представляю вашему вниманию мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства».

Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет?

Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).

Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.

И наша цель научить наших детей её любить и беречь.

Цель моего мастер-класса - создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  средствами музыкального искусства, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.

С задачами вы можете ознакомиться на слайде.

 -углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.

- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому в своей работе серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

Музыка – это самый мощный инструмент к развитию, познанию. Благодаря ей формируется эстетический вкус.

Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.

В нашем детском саду применяются различные средства и методы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Основная идея моей работы заключается в том, чтобы развивать нравственно-патриотические чувства у детей посредством музыкально-игрового творчества. Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.

Стихотворение «Спор народных символов России» Оксаны Сергеевой сейчас самое любимое стихотворение и игра детей. Распечатанные символы России у каждого ребенка присутствуют в это время в руках. Дети с большим удовольствием слушают стихотворение. Волнуясь, показывают символы, а потом еще спорят кто главнее.

Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть и Вам.

Давайте вспомним символы России: матрешка, балалайка, гармошка, самовар, деревянные ложки, лапти, валенки, гармошка, береза  и т.д.

(надо 9 человек)

Это фокус группа - начинаем творить.  

Ваша задача: прочитать стихотворение по ролям, используя средства сценической выразительности (мимика, пантомимика, тембр голоса и темп речи), поделиться впечатлениями.

Ведущий:

Однажды как-то раз друзья решили

Затеять важный и горячий спор -

Кто самым главным символом России

Является в народе с давних пор?

Матрёшка первой гордо заявляет:

Матрёшка

- О чём вы, братцы, спорить собрались?

Без нас к себе домой не уезжает

Любой, приехавший в страну турист!

Ведущий:

Вступила в спор лихая Балалайка:

Балалайка:

- Подумаешь, на полочке стоит.

На мне возьми вот, только заиграй-ка -

Душа самой России зазвучит!

Ведущий:

Обиделась, надув меха, Гармошка:

Гармошка:

- Ты не учла один простой момент,

Что без меня гулянки нет хорошей -

Я тоже, очень русский инструмент!

- Уж если вы о том заговорили, -

Ведущий:

Вдруг засопел пузатый Самовар,

Самовар:

- Не я ли испокон веков в России

Был самый нужный, ходовой товар?

Деревянные ложки:

- Ты, брат, забыл о деревянных Ложках!

Мы даже ритмы отстучим, звеня!

Без чаю обойтись народу можно,

А вот без ложек есть никак нельзя!

Ведущий:

С уверенностью Лапти пробасили:

Лапти:

Уж если здесь кого-то выбирать,

То вспомните, с каких веков Россию

Все «лапотною» стали называть!

Валенки:

- Уже на ладан сами еле дышат,

Вы кто? Своё отживший раритет!

А мы из моды до сих пор не вышли,

Без Валенок зимы в России нет!

Ведущий:

Всё это слыша, русская Берёзка

Задумчиво стояла за окном…

По белому стволу скатилась слёзка -

О ней забыли в жарком споре том.

Кому же, как не ей под небом синим,

Где ветер тихо травами шуршит,

Быть самым главным символом России

И нашей русской искренней души!

Участники мастер – класса выполняют задание.

А пока работает фокус группа, я предлагаю поиграть в интересную игру, которая хорошо воспринимается детьми «Угадай право».

Уважаемые коллеги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.

  1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу).

Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.

  1. Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик).

Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

3. (Буквы разные писать) - право на образование.

4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.

5. (Песенка Айболита)- право на медицину.

6. И заключительная мелодия. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.

Данная методика может быть использована на тематических мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ или Дню России и помогает детям закрепить знания о правах человека.

Думаю, что фокус группа уже готова. Прошу вас.

Рассказ фокус группы.

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе.

Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

А давайте на мгновение представим, что вот этот сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.

Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд.

(Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)

Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, спектакли, песни, танцы воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.

А закончить свой мастер – класс я хочу маленьким стихотворением.

«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера, (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!  (прикладывают руки к груди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...