Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья!"
проект (старшая группа)

Якупова Гульнара Айтмухаметовна

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nrav-patr_vospitaniyu.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Вместе дружная семья»

Вид  проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы и  родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (7 мес.).

Срок реализации проекта: ноябрь – май.

«Семья – это кристалл общества»

                                                                                                                                         В. Гюго

Актуальность.

         В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Первые чувства патриотизма -  доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса  к ценностям семьи.

Гипотеза.  Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Практическая значимость в создании в  группе   детского  сада  условий  для обобщения материала по  формированию у  старших  дошкольников  семейных  ценностей.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

1. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Развивать коммуникативные навыки детей.

5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

6. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Ожидаемый результат:

  • Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
  •  Проявление  уважения  и заботы  ко всем членам семьи.
  •  Умение  организовывать  сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  •  Понимание  значимости  семьи в жизни каждого человека.
  • У детей формируются чувства сопричастности к родному дому, семье.

Продукт проекта: создание герба семьи и кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи», оформление уголка «Умелые руки мамы»  (по мини – проекту «Моя мама»), выпуск  газет, альбомов:  «Все профессии важны,  все профессии нужны!»,  «Мой  папа – защитник» (по мини – проекту «23 февраля – день защитника Отечества»),  «Мы – помощники».

Итоговое мероприятие – семейная гостиная «Вечер дружной семьи».

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (октябрь).

Цель: Анкетирование родителей, опрос  детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта,  разработан перспективный план.

2 этап - формирующий (ноябрь - март)

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике  по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся  работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Мы помощники»,  «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии наших родителей».

3 этап - заключительный (апрель)

Цель:  анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя итоговое мероприятие - семейную гостиную  «Вечер дружной семьи». В рамках семейной гостиной  будет организована выставка творческих работ детей и родителей.

Формы работы.

С детьми.

Беседы, занятия,  рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций,

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность (сочинение рассказов и сказок о семье),  развлечения, конкурсы,  дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр  мультимедийных  презентаций и создание мини-проектов.

С  родителями.

Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»,  дни открытых дверей,

фотоконкурсы, праздники, развлечения,  создание совместно с детьми герба семьи.

Заключение

      В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

   Формирование патриотических чувств   проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

       Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

.

                               

                     

                 

                         

                         Перспективный план проекта «Вместе дружная семья».

Октябрь – анкетирование родителей и опрос  детей.

Ноябрь. Тема  «Моя семья».

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Рассматривание картин Т. Сорокина «Семья», семейных фотоальбомов.

Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Традиции нашей семьи», «В мире нет роднее человека!».

НОД  Формирование целостной картины мира. Расширение  кругозора (ФЦКМ РК) – «Моя семья».

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».

Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Рисование «А у нас дружная семья!», ручной труд  «Подарок маме».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей».

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «День матери».

Консультация «Семья глазами детей».

Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьей».

Создание герба семьи. Мини-проект «Моя мама».

 Оформление уголка «Умелые ручки мамы».

Конкурсная программа для детей и родителей, посвященная  Дню матери (с чаепитием).

Приглашение

Декабрь. Тема «Члены моей семьи».

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Показ  мультимедийной  презентации «Я и моя семья».

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Беседы на тему: «Самые дорогие люди», «Выходной день в нашей семье».

НОД Развитие речи. Творческая речевая деятельность «Письмо бабушке и дедушке».

Пальчиковая гимнастика « Мы построим дом».

Чтение произведений  Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».

Драматизация русской народной сказки «Репка».

Сюжетно-ролевая игра «Отдыхаем всей семьей».

Разучивание пословиц и поговорок про семью.

Совместная деятельность с родителями.

Памятка «Советы по воспитанию внуков».

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы.

Оформление группы к Новому году. Конкурс поделок по зимним  сказкам.

«Мой папа волшебник» (участие родителей в создании снежных построек).

Консультация «Зимние забавы на каникулах»

Январь. Тема  «Мы помощники»

Совместная деятельность педагогов и  детей.  

Беседы на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…»

Беседа с рассматриванием альбома «Профессии людей».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».

Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы», «На пикник всей семьей».

НОД ФЦКМ РК «Мы мамины помощники».

Конструктивно-модельная деятельность «Мы строим дом».

Посещение детей младших групп с концертом.

Совместная деятельность с родителями.

Родительское собрание «Семья – основа воспитания».

Консультация « Воспитание трудом», «Роль папы в воспитании детей».

Привлечение родителей к очистке снега на  игровой площадке.

Февраль. Тема «Мой папа защитник Отечества»

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.

НОД «Защитники Отечества» (ФЦКМ РК).

Разучивание стихотворений к празднику.

Ручной труд «Военный танк» (подарок папе).

Чтение художественной литературы и сюжетно-ролевые игры на военную тематику.

Подвижная игра «Самолеты».

Праздник, посвященный Дню защитников Отечества.

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «Наша Армия родная».

Оформление выставки рисунками детей и фотографиями пап и дедушек «Защитники страны».

Участие в конкурсе рисунков «Мой папа солдат».

Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.

Март. Тема  «Моя мама»

Совместная деятельность педагогов и  детей.  

Беседа с просмотром видеоролика «Мама, нет на свете дороже тебя!».

Творческая речевая деятельность – описательный рассказ «Моя мама красавица», «Что любит моя мама».  Беседа «Бабушка – душа семьи»

НОД  Рисование Тема «Портрет мамы».

Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» (с презентацией).

Заучивание пословиц о маме.

Продуктивная деятельность «Подарок маме».

Настольный театр «Волк и семеро козлят», музыкально-дидактическая  игра «Где мои детки». Сюжетно-ролевые игры: «Мама в парикмахерской», «Дочки-матери».

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «Международный женский день».

Участие родителей в фотоконкурсе «Самая обаятельная улыбка мамы».

Праздничная программа «Мамин день».

Апрель. Тема «Профессии наших родителей»

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Беседы на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, нефтяники…».

Рассматривание альбома «Профессии взрослых».

Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковского «Кем быть?».

Дидактические игры «Назови профессии», «Кому что нужно для работы?» и др.

Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Водитель и пассажиры», «Скорая помощь» и др.

Творческая речевая деятельность – составление рассказа «Я хочу стать…(космонавтом).

НОД  Аппликация «Космическое пространство» (коллективная работа).

Экскурсия  по детскому саду «Труд людей в прачечной».

Совместная деятельность с родителями.

Консультация «Сколько времени необходимо уделить общению с ребенком».

Советы, рекомендации по воспитанию любви к труду.

Создание кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи».

Оформление газеты «Все профессии  нужны, все профессии  важны!»

Итоговое мероприятие совместно с детьми – семейная гостиная «Вечер дружной семьи».

Список литературы

1. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников.

2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.

3. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова //  Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.

6. Шорыгина Т.А. Детям о самом  важном «Наша Родина Россия». Москва 2013г.

7. Шорыгина Т.А. Детям о  самом важном «Моя семья». Москва 2013г.

8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

9.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...

Конспект ОД по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя дружная семья"

Цель: активизировать нравственное развитие младших дошкольников.Задачи: - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;- формирование готовности к совместной деятельности ...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...

Конспект НОД во второй группе раннего возраста на тему нравственно- патриотического воспитания «Моя дружная семья»

Даное занятие рекомендуется проводить с детьми 2-3 лет для формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания  через знакомство с семьей....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»...