Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья!"
проект (старшая группа)
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nrav-patr_vospitaniyu.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Вместе дружная семья»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы и родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (7 мес.).
Срок реализации проекта: ноябрь – май.
«Семья – это кристалл общества»
В. Гюго
Актуальность.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Первые чувства патриотизма - доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса к ценностям семьи.
Гипотеза. Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Практическая значимость в создании в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
1. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
6. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
- Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
- Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- У детей формируются чувства сопричастности к родному дому, семье.
Продукт проекта: создание герба семьи и кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи», оформление уголка «Умелые руки мамы» (по мини – проекту «Моя мама»), выпуск газет, альбомов: «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Мой папа – защитник» (по мини – проекту «23 февраля – день защитника Отечества»), «Мы – помощники».
Итоговое мероприятие – семейная гостиная «Вечер дружной семьи».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (октябрь).
Цель: Анкетирование родителей, опрос детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта, разработан перспективный план.
2 этап - формирующий (ноябрь - март)
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Мы помощники», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии наших родителей».
3 этап - заключительный (апрель)
Цель: анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя итоговое мероприятие - семейную гостиную «Вечер дружной семьи». В рамках семейной гостиной будет организована выставка творческих работ детей и родителей.
Формы работы.
С детьми.
Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций,
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность (сочинение рассказов и сказок о семье), развлечения, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр мультимедийных презентаций и создание мини-проектов.
С родителями.
Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», дни открытых дверей,
фотоконкурсы, праздники, развлечения, создание совместно с детьми герба семьи.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
.
Перспективный план проекта «Вместе дружная семья».
Октябрь – анкетирование родителей и опрос детей.
Ноябрь. Тема «Моя семья».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание картин Т. Сорокина «Семья», семейных фотоальбомов.
Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Традиции нашей семьи», «В мире нет роднее человека!».
НОД Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора (ФЦКМ РК) – «Моя семья».
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».
Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Рисование «А у нас дружная семья!», ручной труд «Подарок маме».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей».
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «День матери».
Консультация «Семья глазами детей».
Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьей».
Создание герба семьи. Мини-проект «Моя мама».
Оформление уголка «Умелые ручки мамы».
Конкурсная программа для детей и родителей, посвященная Дню матери (с чаепитием).
Приглашение
Декабрь. Тема «Члены моей семьи».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Показ мультимедийной презентации «Я и моя семья».
Рассматривание семейных фотоальбомов.
Беседы на тему: «Самые дорогие люди», «Выходной день в нашей семье».
НОД Развитие речи. Творческая речевая деятельность «Письмо бабушке и дедушке».
Пальчиковая гимнастика « Мы построим дом».
Чтение произведений Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Драматизация русской народной сказки «Репка».
Сюжетно-ролевая игра «Отдыхаем всей семьей».
Разучивание пословиц и поговорок про семью.
Совместная деятельность с родителями.
Памятка «Советы по воспитанию внуков».
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы.
Оформление группы к Новому году. Конкурс поделок по зимним сказкам.
«Мой папа волшебник» (участие родителей в создании снежных построек).
Консультация «Зимние забавы на каникулах»
Январь. Тема «Мы помощники»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседы на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…»
Беседа с рассматриванием альбома «Профессии людей».
Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».
Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы», «На пикник всей семьей».
НОД ФЦКМ РК «Мы мамины помощники».
Конструктивно-модельная деятельность «Мы строим дом».
Посещение детей младших групп с концертом.
Совместная деятельность с родителями.
Родительское собрание «Семья – основа воспитания».
Консультация « Воспитание трудом», «Роль папы в воспитании детей».
Привлечение родителей к очистке снега на игровой площадке.
Февраль. Тема «Мой папа защитник Отечества»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.
НОД «Защитники Отечества» (ФЦКМ РК).
Разучивание стихотворений к празднику.
Ручной труд «Военный танк» (подарок папе).
Чтение художественной литературы и сюжетно-ролевые игры на военную тематику.
Подвижная игра «Самолеты».
Праздник, посвященный Дню защитников Отечества.
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «Наша Армия родная».
Оформление выставки рисунками детей и фотографиями пап и дедушек «Защитники страны».
Участие в конкурсе рисунков «Мой папа солдат».
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
Март. Тема «Моя мама»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседа с просмотром видеоролика «Мама, нет на свете дороже тебя!».
Творческая речевая деятельность – описательный рассказ «Моя мама красавица», «Что любит моя мама». Беседа «Бабушка – душа семьи»
НОД Рисование Тема «Портрет мамы».
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» (с презентацией).
Заучивание пословиц о маме.
Продуктивная деятельность «Подарок маме».
Настольный театр «Волк и семеро козлят», музыкально-дидактическая игра «Где мои детки». Сюжетно-ролевые игры: «Мама в парикмахерской», «Дочки-матери».
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «Международный женский день».
Участие родителей в фотоконкурсе «Самая обаятельная улыбка мамы».
Праздничная программа «Мамин день».
Апрель. Тема «Профессии наших родителей»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседы на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, нефтяники…».
Рассматривание альбома «Профессии взрослых».
Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковского «Кем быть?».
Дидактические игры «Назови профессии», «Кому что нужно для работы?» и др.
Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Водитель и пассажиры», «Скорая помощь» и др.
Творческая речевая деятельность – составление рассказа «Я хочу стать…(космонавтом).
НОД Аппликация «Космическое пространство» (коллективная работа).
Экскурсия по детскому саду «Труд людей в прачечной».
Совместная деятельность с родителями.
Консультация «Сколько времени необходимо уделить общению с ребенком».
Советы, рекомендации по воспитанию любви к труду.
Создание кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи».
Оформление газеты «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Итоговое мероприятие совместно с детьми – семейная гостиная «Вечер дружной семьи».
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
3. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.
6. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном «Наша Родина Россия». Москва 2013г.
7. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном «Моя семья». Москва 2013г.
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
9.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)
Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...
Конспект ОД по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя дружная семья"
Цель: активизировать нравственное развитие младших дошкольников.Задачи: - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;- формирование готовности к совместной деятельности ...
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...
Конспект НОД во второй группе раннего возраста на тему нравственно- патриотического воспитания «Моя дружная семья»
Даное занятие рекомендуется проводить с детьми 2-3 лет для формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания через знакомство с семьей....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»...