Особенности интересов девочек старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Интерес занимал и занимает важное место в педагогике. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, интересы детей являются частью познавательного развития ребенка и рассматриваются как целевой ориентир образования. Однако важно помнить, что интересы детей отличаются друг от друга, исходя от пола ребенка. К старшему дошкольному возрасту мальчики и девочки по разному проявляют себя в разных видах деятельности (например, в таких как коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая и художественная). Именно поэтому учет интересов является одной из проблем организации педагогического процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности интересов девочек старшего дошкольного возраста

Рязанцева Н.К.

Рязанцева Надежда Кирилловна – воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Аннотация: интерес занимал и занимает важное место в педагогике. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, интересы детей являются частью познавательного развития ребенка и рассматриваются как целевой ориентир образования. Однако важно помнить, что интересы детей отличаются друг от друга, исходя от пола ребенка. К старшему дошкольному возрасту мальчики и девочки по разному проявляют себя в разных видах деятельности (например, в таких как коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая и художественная). Именно поэтому учет интересов является одной из проблем организации педагогического процесса.

Ключевые слова: интерес, интересы дошкольников, интересы девочек старшего дошкольного возраста.

Интерес - сложное и одновременно с этим значимое для личности образование. Его изучением начали заниматься как зарубежные педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, О. Декроли, так и отечественные представители данной сферы науки, такие как
В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. До сих пор проблема интереса занимает представителей многих наук, которые трактуют интерес с различных точек зрения. А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова, В.И. Ковалев  рассматривают интерес как отношение к миру. С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Б. Бондаревский, Л.С. 
Выготский, Г.И. Щукина,
А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман, Т.А. Матис, Э.Ф. Зеер считают интерес одной из форм избирательной направленности личности.

 На данный момент известно, что именно влияет на формирование интересов дошкольников. Это результаты самопознания ребенка, его половой идентификации, проявление познавательного интереса и волевых действий. Данные психологические аспекты непосредственно оказывают влияние на интересы детей и  к старшему дошкольному возрасту они становятся более устойчивыми. Дети начинают понимать их, обсуждать друг с другом и, что самое главное, отстаивать их.

Именно поэтому интерес занимал и занимает важное место в педагогике. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, интересы детей являются частью познавательного развития ребенка и рассматриваются как целевой ориентир образования в младенческом и раннем возрасте. При реализации образовательной программы дошкольного образования,  как содержательный раздел Программы, так и часть, формируемая участниками образовательных отношений, должны учитывать интересы детей.

Однако важно помнить, что интересы детей отличаются друг от друга в первую очередь исходя от пола ребенка. К старшему дошкольному возрасту мальчики и девочки по разному проявляют себя в разных видах деятельности (например, в таких как коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая и художественная). Именно поэтому учет интересов является одной из проблем организации педагогического процесса.

Формирование интересов детей происходит в результате становления образа Я ребенка: его знаний о себе, причислении к определенному полу, своей самооценке. В старшем дошкольном возрасте решающую роль также играет проявление познавательного интереса. Благодаря ему ребенок расширяет область своих интересов, стремится узнать новое. Получив представление обо всех сторонах своих возможностей, у детей начинают формироваться волевые действия, которыми они подчиняют свои интересы.

Однако, исходя из возрастных особенностей формирования детских интересов, нельзя сказать, что у мальчиков и у девочек они будут одинаковыми.

Начиная с раннего детства уже можно увидеть разницу в интересах детей. Так девочки значительно меньше интересуются машинками, уже в 1-1,5 года они держат в руках куклу, начинают качать её. К старшему дошкольному возрасту интересы детей уже достаточно четко дифференцированы. 

Согласно физиологической стороне восприятия, игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, в маленьких группах. В игровых объединениях девочек присутствует малая агрессивность, большая, чем у мальчиков, взаимность и доверительность. Также по сравнению с мальчиками девочки не стремятся к лидерству.

Проигрывая весь доступные спектр социальных ролей, дети касаются и гендерных ролей. Играя  в магазин, продавцом могут быть как мальчик, так и девочка, а в игре в школу учителем скорее будет девочка. Проигрывая сюжет семьи, папой будет только мальчик, а мамой — однозначно девочка. Более того, роли детей в игровой семье распределяются не по сюжету, а относительно пола играющих детей. Сюжетно-ролевая игра способствует и дифференциации полоролевых стереотипов. Так девочки демонстрируют мягкость, отзывчивость, кокетливость.

Девочки меньше интересуются внутренним устройством игрушек. Их больше привлекает назначение, которое они не стремятся использовать в новом варианте. Чаще всего – это прямое пользование.

В рисунках девочки пяти лет изображают природу, цветы, деревья, бабочек, животных и главное — человека. Девочки чаще рисуют людей. Себя в рисунках они также не избегают. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то они чаще изображают себя с мамой за ручку. И даже если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.

В центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия. На первом месте находятся взаимоотношения между людьми. В разговоре с взрослым, вопросы девочек в главной степени ориентированы на установления контакта. Во время разговора по большей части девочка будет смотреть в лицо собеседнику, ища его реакции на свои слова и действия. Их интересует то, какое впечатление они производят. В частности, им важно одобрение, которое дает большую уверенность в себе. Они ждут положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент.  Для девочек очень важно кто их оценивает и как.

Образование малых групп в процессе общения происходит также по половому признаку. При их создании и функционировании дети ориентируются на личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность. Информативная сторона общения обусловлена также полоролевыми стереотипами и интересами, которые зачастую формируются под непосредственным влиянием взрослых (родителей, воспитателей) и старших детей, а также средств массовой информации, литературы, кино и мультфильмов. Девочки обсуждают кукол, их одежду, собственный внешний вид и т.д.

Следующее, что привлекает внимание девочек – это предметы потребления (одежда, утварь) и домашние дела.  Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Девочек чаще всего интересует что-то конкретное, детали. Осваивая художественный мир, у девочек  больше включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту.        

Исходя из данных особенностей, необходимо отметить, что одним из принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении является опора на интересы детей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам». 

Так, учитывая то, что интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста достаточно сильно отличаются друг от друга, необходимо отметить важность гендерного подхода в организации педагогического процесса.

Гендерный подход – это совокупность способов изучения психофизиологических и социокультурных особенностей мальчиков и девочек, с учетом их личностных интересов и способов взаимоотношений. Именно он позволит организовать педагогический процесс с правильным учетом интересов детей.

Список литературы

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь. 2005. – 128 с.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
  3. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.: ил. — (Серия «Практикум»)
  4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. 176 с.
  5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Е70 Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. ISBN 5-8252-0001-0
  6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. 544 с.: ил. (Сер. «Мастера психологии»)
  7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
  8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. М., 1939. Т. 2.
  9. Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1976. № 9.
  10. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
  11. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981. – 174 с.
  12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  13. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учеб. – метод. пособие / авт.-сост. А.Ю. Кузина – Тольятти: ТГУ, 2009. – 60с.
  14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для девочек старшего дошкольного возраста

ГБОУ прогимназия № 675 "Талант"  работает по направлению формирования физической культуры личности детей дошкольного возраста с учётом специфики пола детей,  с 1997 года.Следует отмети...

“Путешествие в сказочную страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)

“Путешествие в сказочную страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)...

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...

Особенности общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Мальчики и двочки. Два разных мира. Особенности коммуникации мальчиков и девочек страшего дошкольного возраста....

Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...

Особенности формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Нравственные особенности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста зависит от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, двигательная активность. Налаживая общени...