Мастер-класс по предметному рисованию на тему: "Дерево"
консультация

Ерошенко Анастасия Сергеевна

Цель:

 

  • повысить профессиональную компетентность педагогов по проведению художественно-продуктивной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО;
  • уточнить умения и навыки рисования деревьев;
  • систематизировать их в порядке усложнения, с учётом возрастных особенностей детей;
  • повышение качества работы с детьми;
  • обмен опытом.

 

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми;
  • дать практические рекомендации по технике рисования, композиции, творчеству при графическом и живописном рисовании деревьев разных пород.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx268.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек»

города Новошахтинска

МАСТЕР-КЛАСС

по предметному рисованию

на тему: «Дерево» 

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/04/03/10/07/oak-309878_1280.png

Подготовила и провела:

Воспитатель: Ерошенко А.С.

Цель:

  • повысить профессиональную компетентность педагогов по проведению художественно-продуктивной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО;
  • уточнить умения и навыки рисования деревьев;
  • систематизировать их в порядке усложнения, с учётом возрастных особенностей детей;
  • повышение качества работы с детьми;
  • обмен опытом.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми;
  • дать практические рекомендации по технике рисования, композиции, творчеству при графическом и живописном рисовании деревьев разных пород.

Младшая группа        

 Трудно изобразить то, что ни разу не видел, мимо чего проходил, не обращая внимания. Поэтому, предметному рисованию в младшем дошкольном возрасте обязательно предшествует предварительное наблюдение и рассматривание деревьев: выбирается дерево соразмерное росту малышей, у которого хорошо просматривается всё «от корня до макушки», с небольшим количеством веток и веточек.

Задачи рисования деревьев в младшем возрасте предусматривают, в основном, вертикальное расположение листа и рисование дерева, как единичного предмета. мы рисуем «высокое дерево от земли – до неба», заполняя рисунком весь лист

        Техника рисования деревьев в младшем возрасте, как и все рисование, основывается на умении правильно держать кисть, карандаш и правильно проводить прямые линии в разных направлениях и соединять их между собой.

        Первое рисование рекомендуется проводить гуашью на слегка тонированном листе. В процессе рисования, следует уточнять название понятий: ствол, ветки, листья – крона. Листья – крона в этом случае изображается мазками – примакиванием. (Рис. 1)

В первой половине года второй младшей группе мы рисуем дерево следующим способом:

 Дерево растет на земле, следовательно, ребенок должен обозначить место, из которого растет ствол дерева, прямой горизонтальной линией. Затем он должен карандашом обозначить ствол дерева, проведя прямую вертикальную линию, перпендикулярную к линии, обозначающей землю. Дерево имеет крону, следовательно, ребенок должен обозначить границы этой кроны, обведя верхушку ствола (или кончик прямой вертикальной линии, которую он только что нарисовал) замкнутой линией круга или овала.

Уже к концу второй младшей группы, техника рисования дерева немного усложняется.

Этот способ сложнее, но зато он лучше информирует детей о предмете рисования, воспитывает усидчивость, внимательность и больше развивает моторику детских пальчиков.

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева-направо чёрной (мне кажется что лучше будет коричневой) и краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию снизу-вверх, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх

        Крона рисуется кругообразными, неотрывными, замкнутыми линиями.

        На каждом занятии рисованием, не зависимо от поставленной задачи, подразумевается элемент самостоятельности, творчества: солнышко, травка, яблочки, грибочки и т.п, что, в дальнейшем, послужит хорошей основой сюжетного рисования.

        Для полноценного освоения приёмов и приобретения навыков рисования деревьев, ребёнку необходимо минимум 4 раза, в течение учебного года прорисовать дерево в разных вариациях (рисование елок, рассматриваем отдельно). Постепенно усложняя технику.

        

Очень полезно предварительно заниматься с детьми конструирование по данной теме (спички, счетные палочки, полоски из картона), лепка. Дети четче представляют сам образ и строение дерева.

Средняя группа

Происходит постепенное усложнение и детализация рисунка. При рисовании деревьев необходимо включать в план работы, начиная со средней группы рассматривание и рисование отдельных веток деревьев. Это позволит сформировать боле точное представление о дереве, поможет созданию целостного образа.

        Очень полезно создать в группе подборку детских рисунков – наиболее характерных изображений деревьев разных пород, деревьев в разное время года и использовать эти рисунки на занятиях, как иллюстративный материал («Белая берёза под моим окном…») к художественным произведениям, при составлении описательных рассказов, оформлении сезонных выставок в книжном уголке и т.д.

Обязательное предварительное рассматривание деревьев в природе и на картинах художников, преследует более сложные задачи: развитие умений видеть, анализировать, сравнивать, передавать в рисунке характерные особенности строения и вида.

В живописном и графическом рисунке дети отображают стройность или мощь ствола, направленность ветвей ( к солнцу), приветствуется появление в рисунке более тонких веточек – показатель хорошего владения кистью и карандашом.

Воспитатель знакомит детей с приёмом изображения ствола «от тонкой веточки – макушки – до корней ствола». Ствол рисуется неотрывной линией с регулированием нажима на кисть: тонко, без нажима – верхняя веточка – макушка, постепенное усиление нажима на кисть, до максимального – у земли. В изображении кроны возможны разные приёмы, как в живописи. Форма кроны так же становится разнообразной. Мы можем применить технику с тонкой кистью при рисовании ствола с двумя линиями и закрашиванием.

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки

        Продумывая образ каждого дерева, юный художник наделяет его характерными деталями – ветками, кроной, листьями, что способствует композиционному и сюжетному творчеству.

        В процессе рисования воспитатель учит рисовать деревья разных пород, поощряет самостоятельное рисование ребёнком характерных особенностей дуба, клёна, берёзы, рябины.

        Необходимо использовать любую возможность для рисования деревьев, как на занятиях, включая их в сюжет рисунка, так и в свободном рисовании: «Зайчик в зимнем лесу», «Прогулка в парке», «У нас на даче растут деревья» и т.д.  

Старший дошкольный возраст

 В процессе освоения навыков и приобретения умений рисования деревьев в младшем и среднем возрасте, у детей возникает потребность осмысленного изображения, отражения впечатлений и жизненных наблюдений. Юные художники начинают рисовать деревья, несущие в себе элементы и пластику живых объектов.  

Дети сами начинают искать средства выразительности для передачи «настоящего дерева», как в жизни. неровность ствола, обломанные ветки – сучки, множество веточек, изображенных с помощью различных, пересекающихся линий.

Задача воспитателя в этот период – поддержать творческие поиски, а не насаждать требования «правильного», прямолинейного изображения. Техника рисунка в старшем возрасте, как правило, зависит от задачи. Необходимо четко представлять ожидаемый результат и предлагать материал и технику, которые окажутся наиболее выигрышными для заданной темы. Обязательный, выполненный самостоятельно, подмалёвок, также является частью создаваемого образа. В старшем дошкольном возрасте, как правило, редко звучит тема рисования одного дерева. Задача усложняется, за счет более высоких умений и навыков, скорости изображения: необходимо не просто нарисовать дерево той или иной породы, а создать образ дерева

 Возможны различные сочетания изобразительных материалов: для передачи порыва ветра,  сгибающего дерево используем пастель или восковой мелок, фломастер, движение листьев передаём гуашью  

        Воспитатель использует весь арсенал средств выразительности графики и живописи, изобразительных средств. Развивая умения работать концом и всей кистью, создавать изображение лёгкими мазками и примакиваниями, использует возможности техники «Сухая по сухому» (Сухая кисть представляет собой метод нанесения краски, благодаря которому получается эффект текстуры, природной неровности поверхности, на картинах сквозь верхний мазок просматривается тон нижнего слоя)

        

Подготовительная группа

На занятиях по рисованию мы знакомим детей с пейзажной живописью. Необходимо уточнять задачу при рисовании пейзажа: «Подумайте, какое дерево на вашей картине будет главным, и какими средствами выразительности вы это отобразите (цветом, тщательностью проработки рисунка, выдвину дерево на передний план, помещу в центре картины и т.д.)»  

        Композиционное решение зависит от цели: одиночное, высокое дерево мы располагаем на вертикальном листе, несколько деревьев – лес , на горизонтальном.

В подготовительной к школе группе обязательно расположение деревьев на переднем и дальнем плане рисунка. Здесь при рисовании мы исходим из следующего правила: находясь вдали от дерева, мы видим только его общую форму, без подробностей.

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб - называют великаном, ствол у него очень толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни

Береза

У берёзы красивый ствол, на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз

Ива

Мы показываем плакучую иву у которой ветки клонятся к земле

Ель

При изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по рисованию на тему «Дерево». Предметная монотипия (старшая группа)

Все дети любят рисовать, вот только не всех это хорошо получается. Поэтому у некоторых детей появляется неуверенность в себе, нежелание рисовать и иногда приходится слышать: «Я не умею». В этом случае...

Мастер –класс по нетрадиционным формам рисования «Рисование мыльными пузырями»

В своей работе я использую различные способы нетрадиционного рисования. Мастер-класс мы посвятим рисованию мыльными пузырями. Мыльные пузыри – неотъемлемый символ детства во все времена.  А...

Мастер - класс по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Рисование клеем ПВА

Нетрадиционные техники рисования подходят для развития творческих способностей детей и взрослых различного возраста, Использование нетрадиционных техник позволяет быстро получить интересное, необ...