Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
проект

Марланд Светлана Владимировна

Использование проектов в нравственно патриотическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет  сочетать интересы всех участников проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovaniyu_proektov_v_patrioticheskom_vospitanii.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектов в нравственно-патриотическом воспитании

детей дошкольного возраста

«Детство – каждодневное открытие мира и,

            поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т. к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Изучив разнообразные методы работы, пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работе с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. 

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления.

Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.

Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.

Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:

- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.

Продолжительность:

краткосрочные  (от одного дня - до 1-2 недель),

среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца),

и долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).

Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Основные задачи.

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

- вызывать желание больше узнать  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Участники проекта:

- дети;

- воспитатели;

- специалисты;

- родители;

- сотрудники какой либо организации по тематике проекта;

- ветераны.

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

совместная деятельность с детьми;

взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);

экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта. 

Проект осуществляется в несколько этапов:

организационно-подготовительный,

основной (этап непосредственной реализации),

итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.

С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.

На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

Заключительный этап: Подведение итогов (продукт  проекта)

Результатом работы над проектом, может быть проведение итогового мероприятия. Представление результатов исследований в совместных вечерах с родителями, в образовательной деятельности, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др.
Опираясь на опыт и интересы дошкольника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ребята осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании дошкольников.

В своей деятельности мы реализовали краткосрочный  проект по нравственному патриотическому воспитанию «Наша Родина -  Россия!» (проект педагогический так ка выполненные  мероприятия по проекту предлагались педагогом)

Проект

«Наша Родина -  Россия!»

Актуальность:

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что  любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

    В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения  родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если  взрослый сам не будет восторгаться своей страной.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.

 С данной целью в нашей группе был реализован проект «Моя страна-Россия»

Цель: Формировать у детей  патриотические качества к своему краю и стране,

обогатить знания детей о России, о стране в которой мы живем.

Задачи:

Обучающие:

  1. продолжать знакомить детей с историей страны ее символикой;
  2. познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
  3. познакомить с историей праздника   День народного единства.

Развивающие:

развивать  познавательный интерес к истории и культуре  родной страны – России, её  

достопримечательностям.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
  2. вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность:    краткосрочный (5 дней)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: 5-6 лет.

Предполагаемый результат:   

  1. дети проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, ее достижения;
  2. имеют представления о ее  многонациональности, важнейших исторических событиях.
  3.  В своей работе использовали Метод "Три вопроса": 

Что мы знаем? (Мы живем в России, наш город и Россия наша родина; у нас живет много разных народов)

Что хотим узнать? (Какие народы живут в России,   хотим узнать, что означает герб и флаг России, для чего они нужны)

Как мы можем это узнать? (прочитать в книгах, журналах, энциклопедии, попросить родителей рассказать, можно по телевизору посмотреть и в компьютере).

Реализация проекта:

1 этап.

Составление плана совместной работы с детьми и родителями: подбор материала и оборудования для игр и бесед, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, литературы; беседы с родителями о необходимости участия в проекте.

2 этап

Мероприятия с детьми.

Цикл бесед:

  • Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Народы России», «Символика России»
  •  Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему «Моя Родина – Россия»
  • Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

Дидактические игры:

  • «Символика России»,
  • «Костюмы народов России»
  • «Сложи картинку»

Познавательный досуг:

«Путешествие по столице нашей Родины - Москва».

Презентации:

  • «День народного единства»
  • «Москва-столица России»

Мероприятия с родителями:

  • Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
  • Папка – раскладушка «Как воспитать маленького патриота»

3 этап

Заключительный этап:

  • выставка детского творчества: «Наша Родина - Россия».
  • изготовления лепбука «Наша Родина - Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного  возраста.   «Растим  патриотов»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"

В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я живу в России»

Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственно...

«Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) «Я - патриот»

laquo; Что мы Родиной зовём?Дом, в котором мы растём.И берёзки у дорогиПо которой мы идём»В.Степанов...