Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Родничок»
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Тема проекта: «Растим патриотов»
Разработали и провели воспитатель
1 квалификационной категории
МДОУ д/с № 28
Зацепина М.В.
Воскресенск, 2013 г.
Проект: «Растим патриотов»
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный (февраль 2013-ноябрь 2013 г.)
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
Участники проекта:
Дети, заканчивающие старшую группу, начало подготовительной к школе группы, воспитатель и родители воспитанников.
Средства реализации:
- Непосредственно организованная образовательная деятельность;
- Беседы;
- Чтение художественной литературы;
- Игровая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Совместные мероприятия с родителями и детьми;
- Родительские собрания, консультации для родителей, ширмы-передвижки, рекомендации.
- Помощь родителей в подборке информации по теме и подготовке к викторинам, развлечениям.
Актуальность проекта:
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире.
Дети - это будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны и залог ее будущего развития.
Очень важно именно в этом возрасте донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Цель проекта:
Привить любовь к Родине, к ее славным страницам прошлого и настоящего, чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Задачи проекта:
- Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства; сплачивание семьи ребёнка общими интересами;
- Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами;
- Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта; развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;
- Воспитывать любовь к Родине, желание быть защитником своей Родины. Вызвать чувство гордости за соотечественников, ставших героями прошлого и настоящего России.
Содержание проекта:
- Цикл «Богатыри» (беседы, чтение былин, продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, досуги);
- Цикл «Отечественная война 1812 года (демонстрация иллюстраций, чтение литературы).
- Цикл «Герои дней наших» (беседы, чтение художественной литературы, досуг, викторины);
- Цикл «Герои ВОВ» (беседы, досуги, экскурсии к вечному огню, памятникам героям ВОВ);
- Цикл «Люди, прославившие наш город» (беседы, ознакомление с литературой родного края литературы, посещение библиотеки);
- Цикл «Олимпийские герои» (Беседы, досуг, викторина, выставки детского рисунка).
Предполагаемый результат проекта:
- Развитие интереса к истории
- Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Разностороннее развитие детей дошкольного возраста;
- Повышение социальной компетентности дошкольников;
- Расширение кругозора воспитанников;
- Развитие творческого мышления у детей
- Преобразование предметно-развивающей среды группы;
- Оптимизация сотрудничества с родителями;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проектной деятельности:
1. Оформление проектной папки
2. Презентация проекта
3. Выставки совместной продуктивной деятельности детей и родителей (поделки, рисунки)
4.Совместные досуги (вечера поэзии, спортивные праздники, викторины, развлечения)
5. Обогащение родительского опыта по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
I подготовительный этап: (январь)
- Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы.
II основной этап реализации проекта.
№ | образовательная деятельность осуществляемая, в ходе режимных моментов | Задачи | Срок реализации | Взаимодействие с семьёй воспитанников, самостоятельная деятельность детей |
| Родительское собрание | Познакомить родителей с проблемой, планом реализации проекта, подобрать рекомендации по работе дома. | 2 неделя февраля | Включение в реализацию проекта, работа дома, индивидуально со своим ребёнком |
1 | «Богатыри земли русской»; Беседа по картине М. В. Васнецова «Богатыри»; Чтение былин; Рисование «Богатырское войско»; Домашнее задание «богатыри» лепка; «Дмитрий Донской - защитник земли русской»; Вечер стихов по теме «Россия»; «Богатырские состязания» | Познакомить детей с былинными богатырями. Воспитывать патриотические чувства. Познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри». Расширять словарный запас детей. Формировать у детей умение передавать в рисунке детали одежды русского богатыря. Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи и приобщать к здоровому образу жизни. | февраль | Рассматривание иллюстраций, картин, отражающих событие далёких времён. Участие в домашнем задании. Посещение исторической части города Коломны к памятнику Дмитрия Донского с познавательной целью. Участие в вечере стихов.
|
2 | « Что было в 1812 году?» «Бородинское сражение» Занятие «Бородинская битва»; «Кутузов», «Наполеон», чтение: — «Бородино». (М.Лермонтов). | Дать детям элементарные знания о том, в 1812 году была Отечественная война.
| 2-я неделя марта | Рассматривание изображений с обмундированием солдат русской и наполеоновской армии, великих полководцев Отечественной войны 1812 года, иллюстраций и книг по теме «Отечественная война 1812». Оформление схем основных битв в Отечественной войне 1812 года. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. |
3 | «Герои нашего времени» Беседа по книжке Михалкова «Дядя Стёпа»; Беседа «Место подвигу в наши дни» Вечер поэзии по теме «Подвиг». Развлечение «Большое космическое путешествие» и рассказ о космонавтах, прославивших нашу страну | Познакомить детей с подвигами в мирное время, с героической работой полиции, МЧСевцев, космонавтов. Воспитывать в детях внимание и уважение к людям, окружающим их. | апрель | Рассказ родителей о разных подвигах в мирное время Участие в вечере стихов. Участие родителей в подготовке развлечения (в подборе стихов) Показ иллюстраций великих космонавтов, чтение стихов на космическую тематику, создание рисунков. |
4 | Неделя, посвященная Дню Победы. Слушание песен военно-патриотической тематики. «Защитники отечества» « Отчизны верные сыны», «Битва под Москвой»; Рисование «Боевая техника» Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата «Георгиевская ленточка»; | Закрепить знания боевых традиций нашего народа, воспитывать уважение к старшему поколению. Формирование коммуникативной компетентности детей. Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины. | Май | Викторина «Мы за мир» Тематическая выставка в книжном уголке – выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А.Пластов, К.Васильев) Работа с родителями. Привлечь родителей к участию в фотоконкурсе «Вместе с мамой, вместе с папой» Помощь в приобретении Георгиевских лент |
5 | Люди, прославившие наш город | Ознакомление детей с историей создания города Воскресенска, с заслугами людей, прославивших наш город | сентябрь | Посещение музей «Минеральные удобрения», посещение библиотеки, поход в музей - усадьбу «Кривякино» |
6 | Беседа « Олимпийцы – герои нашего времени»; Просмотр роликов «Победы наших спортсменов»; Досуг «Малые зимние олимпийские игры»; Рисование «Олимпийские виды спорта» | Познакомить детей с олимпийскими играми, воспитывать гордость за россиян, побеждающих на олимпийских соревнованиях и отстаивающих честь России, пробуждать у детей желание вырасти достойным гражданином своей страны, быть сильными, здоровыми и спортивными. | октябрь | Участие родителей в досуге и проведение выставки, подборке видеоматериалов. |
III завершающий этап: (ноябрь)
- Проведение викторины «Герои земли русской прошлого и настоящего»;
- Выступление на методическом занятии с итогами работы по проекту; презентация.
- Итоговое родительское собрание с показом презентации проекта, как отчёта о проделанной работе.
Список использованной литературы.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - «Перспектива», 2008 год;
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду- М.:АРКТИ, 2007 год;
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет- М.: Мозаика- Синтез, 2008 год;
- От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.:Мозаика-Синтез, 2011 год;
- Ресурсы интернета.
\
Приложение № 1.
Конспект спортивно – тематического праздника «Богатырские состязания».
Цель: воспитывать любовь к Родине, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, формировать интерес к коллективной и спортивной деятельности.
Задачи:
- формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, используя русский фольклор;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- пропаганда активных форм отдыха;
- сплочение родителей и детей.
Материал:
- жёстовский поднос (3шт.);
- канат;
- 2 корзины;
- мячи;
- муляжи яблок( 3шт)
- яблоки;
- 2 таза с водой;
- 2 больших обруча;
- костюмы для богатырей.
Ход праздника.
Дети входят в зал под музыку Стаса Намина «Богатырская сила» и садятся на стульчики.
Красна девица. Здравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня, чтобы в этот февральский день поздравить наших мальчиков и пап с Днём защитника Отечества.
Девочки.
- В этот февральский день, морозный день
Все праздник отмечают.
Девчонки в этот славный день
Мальчишек поздравляют.
- Мы не подарим вам цветов-
Мальчишкам их не дарят.
Девчонки много тёплых слов
У вас в сердцах оставят.
3. Мы пожелаем вам навек,
Чтоб в жизни не робелось.
Пусть будет с вами навсегда
Мальчишеская смелость.
4. И все преграды на пути
Преодолеть вам дружно!
Но вот сначала подрасти
И повзрослеть вам нужно.
Красна девица. Дорогие девочки, наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Предлагаю устроить богатырские состязания – пусть мальчики покажут нам свою силу и удаль.
Для начала проведём разминку (под музыку Стаса Намина «Богатырская сила» проводится разминка).
Звучит музыка из заставки к передаче «В гостях у сказки».
Красна девица. Моё волшебное яблочко хочет мне что-то сказать (берёт поднос с яблоком и катает его).
Яблочко говорит, что для богатырских состязаний необходимо 2 команды пусть мальчики будут «Добры молодцы», а папы «Богатыри».
Судить наши состязания предлагается самым мудрым Василисам Прекрасным - это Татьяна Евгеньевна и Елена Борисовна.
Ну-ка яблочко подскажи (катает яблоко по подносу) какое у нас будет первое испытание? Какой же богатырь без меткого глаза? Сейчас мы посмотрим, какие наши мальчики меткие.
Конкурс «Меткая рука» ( участвуют мальчики ) Кто больше забросит мячей в корзину.
Красна девица. Молодцы все показали нам свою меткость. Какое же испытание ждёт вас ещё? ( катает яблоко по подносу). А теперь яблоко предлагает проверить вашу силу.
Конкурс «Перетяни канат» (отдельно мальчики и папы).
Красна девица. Сейчас наши богатыри пусть отдохнут, а девицы- красавицы потешат их весёлыми частушками.
Девочки ( по очереди):
Запевай моя подружка,
Подпою тебе и я.
Мы с весёлою частушкой
Неразлучные друзья.
Я папулечку люблю,
как конфету сладкую.
Его не чем не заменю,
даже шоколадкою.
Если папа загрустит,
У меня печальный вид.
Ну а если улыбнётся,
сердце радостно забьётся.
А мой папа вех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам варит,
Мыть посуду не заставит.
Лучше папы человека
В целом мире не сыскать.
Гвоздик он забить сумеет
И бельё прополоскать.
А мой папа всех умнее,
А мой папа всех сильнее.
Знает сколько пять плюс пять,
Штангу может поднимать.
А мой папа просто класс,
Скоро купит он КамАз.
Будет он меня катать
И научит управлять.
Все (хором)
милые папулечки,
Наши дорогулечки!
От души вас поздравляем.
Всего лучшего желаем!
Красна девица. Что же ждёт наших «Богатырей» и «Добрых молодцев»? (катает яблоко по подносу). Издавна богатыри боролись с нечистой силой. А кого называли нечистой силой? ( ответы детей и взрослых). И самым злейшим врагом богатырей был Змей Горыныч, много он твори зла. Вот и для наших «Добрых молодцев» он приготовил испытание.
Конкурс «Змей Горыныч». Эстафета для мальчиков: по трое в обруче пробежать по залу, обежав препятствие, вернуться и передать обруч следующей тройке.
Красна девица: (Катая яблоко по подносу) Мы убедились силы и ловкости вам не занимать. Пора и на настоящие испытания отправляться. Заточил Кощей Бессмертный красных девиц в свое темнице. Надо их выручать! Но перед тем, как отправиться в путь дороженьку необходимо подкрепиться молодильными яблочками.
Конкурс «Молодильные яблоки»
Папы по очереди подбегают к тазу с водой и без помощи рук достают яблоко и возвращаются обратно передают его ребёнку.
Красна девица. Чтобы победить Кащея, надо первым делом найти его смерть. А где она находится? Правильно, в яйце.
Дети на вытянутой руке в ложке несут теннисный мячик, оббегают «курган»
Возвращаются обратно и передают эстафету следующему.
Красна девица. (катая яблоко) а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство Кащеево и освободить красных девиц.
Конкурс «Удёржись в седле». ( для детей и пап) надо удержать мяч между колений прыгая на двух ногах, с продвижением вперёд.
Красна девица. Молодцы «Добры молодцы» и «Богатыри» показали свою богатырскую силу и молодецкую удаль. Выходите красны девицы, вы свободны. Да станцуйте нам, порадуйте глаз красотой своей.
Хороводный танец.
Красна девица. За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам-
И дедам нашим, и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат.
Красна девица. К нам пожаловали гости.
Инсценировка стихотворения «Славное звание».
Выходят два мальчика в костюмах богатырей.
Добрыня. Здорово, Алёша!
Алеша. Здорово, Добрыня!
Добрыня. А где наш Илюша?
Алёша. Да что-то не видно.
Добрыня. Неужто беда с ним какая случилась,
Напала на парня нечистая сила?
Алёша. Да где ты нечистую силу видал?
Один соловей, да и тот ещё мал.
Добрыня. Что верно, то верно. Мы тоже не ах,
Не скажешь о нас как о богатырях.
Выходит Илья Муромец.
Алёша. А вот и Илюша! Ты что опаздал?
Илья. Разбойника я, соловья повстречал.
Добрыня. Сразился, наверное, с ним в драке лихой,
Чтоб впредь не рушил народный покой
И чтоб не свестел он на мирной дороге.
Илья. Да нет с соловьём поиграл я немного.
Он вовсе не страшный и он не злодей.
Добрыня. Забылразве, сколько срубил он людей?
Илья. Да это не он, его предок далёкий,
Вот, он, говорят, был ужасно жестокий.
Алёша. А наши прапрадеды, славные деды
На Русь приносили большие победы.
И мы подрастём- приумножим их славу,
Прославим победами нашу державу.
А ты что молчишь, богатырь наш Илья?
Илья. Да вот л чём думаю, ратники, я.
Когда-нибудь войны исчезнут с земли,
Исчезнут разбойники, не соловьи.
И будут народы друг с другом дружить.
Добрыня. Так что ж нам - оружие в ножны сложить?!
Забыть честь и славу отцов боевых?!
Алёша. Никто, никогда не забудет о них.
От всех поколений им честь и внимание.
Все. Защитник Отечества- славное звание!
(Е. Шлямнева)
Жюри подводит итог состязания.
Все получают сладкие призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проект состоит из 4 блоков, каждый из которых можно реализовать в отдельности....
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Хлеб всему голова"
проект для подготовительной группе...
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....