Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Марина Викторовна Зацепина

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного  возраста.   «Растим  патриотов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 28 «Родничок»

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного  возраста.

 Тема проекта: «Растим  патриотов»

Разработали и провели воспитатель

1 квалификационной категории

МДОУ д/с № 28

Зацепина М.В.

Воскресенск, 2013 г.

Проект: «Растим  патриотов»

 

Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный (февраль 2013-ноябрь 2013 г.)

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Участники проекта:

Дети, заканчивающие  старшую группу, начало подготовительной к школе группы, воспитатель и родители воспитанников.

Средства реализации:

  • Непосредственно организованная образовательная деятельность;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровая деятельность;
  • Продуктивная деятельность;
  • Совместные мероприятия с родителями и детьми;
  • Родительские собрания, консультации для родителей, ширмы-передвижки, рекомендации.
  • Помощь родителей в подборке информации по теме и подготовке к викторинам, развлечениям.

Актуальность проекта:

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире.

Дети -   это будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны   и  залог ее будущего развития.

Очень важно именно в этом возрасте донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Цель проекта:

Привить любовь к Родине, к ее славным страницам прошлого и настоящего, чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.

Задачи проекта:

  1. Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства; сплачивание семьи ребёнка общими интересами;
  2. Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами;
  3.  Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта; развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;
  4. Воспитывать любовь к Родине, желание быть защитником своей Родины. Вызвать чувство гордости за соотечественников, ставших героями прошлого и настоящего России.

 Содержание проекта:

  1. Цикл «Богатыри» (беседы, чтение былин, продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, досуги);
  2. Цикл  «Отечественная война 1812 года (демонстрация иллюстраций, чтение литературы).
  3. Цикл «Герои дней наших» (беседы, чтение художественной литературы, досуг, викторины);
  4. Цикл «Герои ВОВ» (беседы, досуги, экскурсии к вечному огню, памятникам героям ВОВ);
  5. Цикл «Люди, прославившие наш  город» (беседы, ознакомление  с  литературой  родного  края литературы, посещение  библиотеки);
  6. Цикл «Олимпийские герои» (Беседы, досуг, викторина, выставки детского рисунка).

Предполагаемый результат проекта:

  • Развитие интереса к истории
  • Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • Приобщение к  общечеловеческим  ценностям;
  • Разностороннее развитие детей дошкольного возраста;
  • Повышение социальной компетентности дошкольников;
  • Расширение кругозора воспитанников;
  • Развитие творческого мышления у детей
  • Преобразование предметно-развивающей среды группы;
  • Оптимизация сотрудничества с родителями;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

1. Оформление проектной папки

2. Презентация проекта

3. Выставки совместной продуктивной деятельности детей и родителей (поделки, рисунки)

4.Совместные досуги (вечера поэзии, спортивные праздники, викторины, развлечения)

5. Обогащение родительского опыта по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

I подготовительный этап: (январь)

  • Подборка  материалов и литературы с информацией по теме проекта;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы.

II основной этап реализации проекта.

образовательная деятельность осуществляемая,  в ходе режимных моментов

Задачи

Срок реализации

Взаимодействие с семьёй воспитанников, самостоятельная деятельность детей

 

Родительское собрание

Познакомить родителей с проблемой, планом реализации проекта, подобрать рекомендации по работе дома.

2 неделя февраля

Включение в реализацию проекта, работа дома, индивидуально со своим ребёнком

1

«Богатыри земли русской»;

Беседа по картине М. В. Васнецова «Богатыри»;

Чтение былин;

Рисование «Богатырское войско»;

Домашнее задание «богатыри» лепка;

«Дмитрий  Донской -  защитник земли русской»; 

Вечер стихов по теме «Россия»;

«Богатырские состязания»

Познакомить детей с былинными богатырями. Воспитывать патриотические чувства.

Познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри».

Расширять словарный запас детей.

Формировать у детей умение передавать в рисунке детали одежды русского богатыря.

Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи и приобщать к здоровому   образу  жизни.

февраль

Рассматривание иллюстраций, картин, отражающих событие далёких времён.

Участие в домашнем задании. Посещение исторической части города Коломны к памятнику Дмитрия Донского с познавательной целью.

Участие в вечере  стихов.

 

2

« Что было  в 1812 году?»

«Бородинское сражение» 

Занятие «Бородинская битва»; «Кутузов», «Наполеон», чтение:
—  «Нашествие». (Отрывок из романа Л.Рубинштейна «Дорога победы»);
 

— «Бородино». (М.Лермонтов).
— «Кутузов». (Л.Раковский)
— «История России в рассказах для детей». ( А.Ишимова).
— «Славный год войны народной». (О.Михайлов).
— «Война 1812 года». (Ю. Лубченков).
— «Москва в войне 1812 года». (Л. Зайчнко)

Дать детям элементарные знания о том, в 1812 году была Отечественная война.
Познакомить детей с понятием «отечественная». Дать элементарное представление об участниках Отечественной войны 1812 года.
Дать детям элементарные представления о Бородинском сражении.


Дать детям знания об обмундировании солдат русской и наполеоновской армии, великих полководцев Отечественной войны 1812 года, о значении победы в войне для русского народа. Рассказать детям об основных битвах, на основе оформления схем, в Отечественной войне 1812 года.

2-я неделя  марта

Рассматривание изображений с обмундированием солдат русской и наполеоновской армии, великих полководцев Отечественной войны 1812 года, иллюстраций и книг по теме «Отечественная война 1812».

Оформление схем основных битв в Отечественной войне 1812 года. 

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. 
Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Отечественная война», «Бородинская битва», полководцы; расширяя и уточняя знания детей об истории страны в которой живут; о героях своей страны. Развивать память, мышление, воображение.

3

«Герои нашего времени»

 Беседа по книжке Михалкова «Дядя Стёпа»;

Беседа «Место подвигу в наши дни»

 Вечер поэзии по теме «Подвиг».

Развлечение «Большое космическое путешествие» и рассказ о космонавтах, прославивших нашу страну

Познакомить детей с подвигами в мирное время, с героической  работой полиции, МЧСевцев, космонавтов.  Воспитывать в детях внимание и уважение к людям, окружающим их.

апрель

Рассказ   родителей о разных подвигах в мирное время

Участие в вечере  стихов.

Участие родителей в подготовке развлечения (в подборе стихов)

Показ иллюстраций великих космонавтов, чтение стихов на космическую тематику, создание рисунков.

4

Неделя, посвященная Дню Победы.

Слушание песен военно-патриотической тематики.

«Защитники отечества»

« Отчизны  верные  сыны», «Битва под Москвой»;

 Рисование «Боевая техника»

Возложение  цветов  к  памятнику  неизвестного  солдата

«Георгиевская ленточка»;

Закрепить знания боевых традиций нашего народа, воспитывать уважение к старшему поколению.

Формирование коммуникативной компетентности детей.

Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Май

Викторина «Мы за мир»

Тематическая выставка в книжном уголке – выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А.Пластов, К.Васильев)

Работа с родителями. Привлечь родителей к участию в фотоконкурсе «Вместе с мамой, вместе с папой»

Помощь в приобретении Георгиевских лент

5

Люди, прославившие  наш  город

Ознакомление детей с  историей создания города Воскресенска, с заслугами   людей, прославивших  наш  город

сентябрь

Посещение музей «Минеральные удобрения», посещение библиотеки, поход в музей - усадьбу «Кривякино»

6

Беседа « Олимпийцы – герои нашего времени»;

Просмотр роликов «Победы наших спортсменов»;

Досуг «Малые зимние олимпийские игры»;

Рисование «Олимпийские виды спорта»

Познакомить детей с олимпийскими играми, воспитывать гордость за россиян, побеждающих на олимпийских соревнованиях и отстаивающих честь России, пробуждать у детей желание вырасти достойным гражданином своей страны, быть сильными, здоровыми и спортивными.

октябрь

 Участие родителей в досуге и проведение выставки, подборке видеоматериалов.

III завершающий этап: (ноябрь)

  • Проведение викторины «Герои земли русской прошлого и настоящего»;
  • Выступление на методическом занятии с итогами работы по проекту;  презентация.
  •  Итоговое родительское собрание с показом презентации проекта, как отчёта о проделанной работе.  

Список использованной  литературы.

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - «Перспектива», 2008 год;
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду- М.:АРКТИ, 2007 год;
  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет- М.: Мозаика- Синтез, 2008 год;
  4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.:Мозаика-Синтез, 2011 год;
  5. Ресурсы интернета.

\

Приложение № 1.

Конспект спортивно – тематического праздника «Богатырские состязания».

Цель: воспитывать любовь к Родине, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, формировать интерес к коллективной и спортивной деятельности.

Задачи:

  • формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, используя русский фольклор;
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества;
  • пропаганда активных форм отдыха;
  • сплочение родителей и детей.

Материал:

  • жёстовский поднос (3шт.);
  • канат;
  • 2 корзины;
  • мячи;
  • муляжи яблок( 3шт)
  • яблоки;
  • 2 таза с водой;
  • 2 больших обруча;
  • костюмы для богатырей.

Ход праздника.

Дети входят в зал под музыку Стаса Намина «Богатырская сила» и садятся на стульчики.

Красна девица. Здравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня, чтобы в этот февральский день поздравить наших мальчиков и пап с Днём защитника Отечества.

Девочки.

  1. В этот февральский день, морозный день

Все праздник отмечают.

Девчонки в этот славный день

Мальчишек поздравляют.

  1. Мы не подарим вам цветов-

Мальчишкам их не дарят.

Девчонки много тёплых слов

У вас в сердцах оставят.

3. Мы пожелаем вам навек,

Чтоб в жизни не робелось.

Пусть будет с вами навсегда

Мальчишеская смелость.

4.  И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно!

Но вот сначала подрасти

И повзрослеть вам нужно.

Красна девица.  Дорогие девочки, наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Предлагаю устроить богатырские состязания – пусть мальчики покажут нам свою   силу и удаль.

Для начала проведём разминку  (под музыку Стаса Намина «Богатырская сила» проводится разминка).

Звучит музыка из заставки к передаче «В гостях у сказки».

Красна девица.  Моё волшебное яблочко хочет мне что-то сказать (берёт поднос с яблоком и катает его).

Яблочко говорит, что для богатырских состязаний необходимо 2 команды пусть мальчики будут «Добры молодцы», а папы «Богатыри».

  Судить наши состязания предлагается самым мудрым Василисам Прекрасным - это Татьяна Евгеньевна и Елена Борисовна.

Ну-ка яблочко подскажи (катает яблоко по подносу) какое у нас будет первое испытание? Какой же богатырь без меткого глаза? Сейчас мы посмотрим, какие наши мальчики меткие.

Конкурс «Меткая рука» ( участвуют мальчики  ) Кто больше забросит мячей в корзину.

Красна девица. Молодцы все показали нам свою меткость. Какое же испытание ждёт   вас ещё? ( катает яблоко по подносу). А теперь яблоко предлагает проверить вашу силу.

Конкурс «Перетяни канат» (отдельно мальчики и папы).

Красна девица.   Сейчас наши богатыри пусть отдохнут, а девицы- красавицы потешат их весёлыми частушками.

Девочки ( по очереди):

Запевай моя подружка,

Подпою тебе и я.

Мы с весёлою частушкой

Неразлучные друзья.

Я папулечку люблю,

как конфету сладкую.

Его не чем не заменю,

даже шоколадкою.

Если папа загрустит,

У меня печальный вид.

Ну а если улыбнётся,

сердце радостно забьётся.

А мой папа вех добрей,

Любит всех моих друзей.

Кашу манную нам варит,

Мыть посуду не заставит.

Лучше папы человека

В целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет

И бельё прополоскать.

А мой папа всех умнее,

А мой папа всех сильнее.

Знает сколько пять плюс пять,

Штангу может поднимать.

А мой папа просто класс,

Скоро купит он КамАз.

Будет он меня катать

И научит управлять.

Все (хором)

милые папулечки,

Наши дорогулечки!

От души вас поздравляем.

Всего лучшего желаем!

 

Красна девица. Что же ждёт наших «Богатырей» и «Добрых молодцев»? (катает яблоко по подносу). Издавна богатыри боролись с нечистой силой. А кого называли нечистой силой? ( ответы детей и взрослых). И самым злейшим врагом богатырей был Змей Горыныч, много он твори зла.  Вот и для наших «Добрых молодцев» он приготовил испытание.

Конкурс «Змей Горыныч». Эстафета  для мальчиков: по трое в обруче пробежать по залу, обежав препятствие, вернуться и передать обруч следующей тройке.

Красна девица:  (Катая яблоко по подносу) Мы убедились силы и ловкости вам не занимать. Пора и на настоящие испытания отправляться. Заточил Кощей Бессмертный красных девиц в свое темнице. Надо их выручать! Но перед тем, как отправиться в путь дороженьку необходимо подкрепиться молодильными яблочками.

Конкурс «Молодильные яблоки»

Папы по очереди подбегают к тазу с водой и без помощи рук достают яблоко и возвращаются обратно передают его ребёнку.

Красна девица. Чтобы победить Кащея, надо первым делом найти его смерть. А где она находится? Правильно, в яйце.

Дети на вытянутой руке в ложке несут теннисный мячик, оббегают «курган»

Возвращаются обратно и передают эстафету следующему.

Красна девица. (катая яблоко) а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство Кащеево и освободить красных девиц.

Конкурс  «Удёржись в седле». ( для детей и пап) надо удержать мяч между колений прыгая на двух ногах, с продвижением вперёд.

Красна девица. Молодцы «Добры молодцы» и «Богатыри» показали свою богатырскую силу и молодецкую удаль. Выходите красны девицы, вы свободны. Да станцуйте нам, порадуйте глаз красотой своей.

Хороводный танец.

Красна девица. За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам-

И дедам нашим, и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны,

В честь наших солдат.

Красна девица. К нам пожаловали гости.

Инсценировка стихотворения «Славное звание».

Выходят два мальчика в костюмах богатырей.

Добрыня. Здорово, Алёша!

Алеша. Здорово, Добрыня!

Добрыня. А где наш Илюша?

Алёша. Да что-то не видно.

Добрыня. Неужто беда с ним какая случилась,

Напала на парня нечистая сила?

Алёша. Да где ты нечистую силу видал?

Один соловей, да и тот ещё мал.

Добрыня. Что верно, то верно. Мы тоже не ах,

Не скажешь о нас как о богатырях.

Выходит Илья Муромец.

Алёша. А вот и Илюша! Ты что опаздал?

Илья. Разбойника я, соловья повстречал.

Добрыня. Сразился, наверное, с ним в драке лихой,

Чтоб впредь не рушил народный покой

И чтоб не свестел он на мирной дороге.

Илья. Да нет с соловьём поиграл я немного.

Он вовсе не страшный и он не злодей.

Добрыня. Забылразве, сколько срубил он людей?

Илья. Да это не он, его предок далёкий,

Вот, он, говорят, был ужасно жестокий.

Алёша. А наши прапрадеды, славные деды

На Русь приносили большие победы.

И мы подрастём- приумножим их славу,

Прославим победами нашу державу.

А ты что молчишь, богатырь наш Илья?

Илья. Да вот л чём думаю, ратники, я.

Когда-нибудь войны исчезнут с земли,

Исчезнут разбойники, не соловьи.

И будут народы друг с другом дружить.

Добрыня. Так что ж нам - оружие в ножны сложить?!

Забыть честь и славу отцов боевых?!

Алёша. Никто, никогда не забудет о них.

От всех поколений им честь и внимание.

Все. Защитник Отечества- славное звание!

(Е. Шлямнева)

Жюри подводит итог состязания.

Все получают сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....

проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект состоит из 4 блоков, каждый из которых можно реализовать в отдельности....

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....