«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акимова Кристина Сергеевна

«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре  на детских музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2021_otkuda_berutsya_zvuki_muzyki_mk_dlya_pedagogov.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

«Откуда берутся звуки музыки?» -

использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре

на детских музыкальных инструментах

Подготовила:

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Акимова К.С.

Г. Смоленск, 25 мая 2021 г.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 2-3 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха.

Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри).

Потом люди начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов-народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

В произведениях мировых классиков Моцарта, Шопена, Глинки красоту и совершенство, восхищающее взрослого, часто оставляет малыша совершенно равнодушным. Воспринимать классику у него еще нет духовных сил. Дорога к классике - это долгое восхождение. На высокую гору нельзя запрыгнуть. На нее можно только взойти.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Стремился создать четкую систему музыкального воспитания детей, включающую слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Подчеркивал важность проведения развлечений и праздников в детских садах. Разработал методику слушания музыки, в которой большое внимание уделяется тщательному отбору инструментальных и вокальных произведений. Он является первым автором программ музыкальных дисциплин по подготовке педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Провёл большую работу по созданию и по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд металлофона и ксилофона. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Нам Оркестр нужен свой. Стали думать и гадать:

Из чего его создать? И, немного оглядевшись,

Стали дружно собирать банки из-под майонеза,

Ключи, пробки из железа, от орехов скорлупу и другую чепуху!

Принес папа инструмент: дрель, сверло и клей «Момент»,

Мама - крупы и мешочки, нитки, пуговки, шнурочки,

Ножницы, бумагу, скотч…

Ну, и я помочь не прочь – кое-что еще взяла,

И пошли кипеть дела! Вышло что, друзья, у нас,

Расскажу я вам сейчас!!!

В своей музыкальной практике с детьми, мы используем различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками! Разделенные на две группы: звучащие и незвучащие.

1.Бубенцы «Веселые ребята» «Яблонька». Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся даже малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха, улучшают мелкую моторику рук, координацию движений, развивают музыкальную память, творческое и логическое мышление. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки и т.п.

2.Звенящие браслетики. Звенящий браслетик на липучке или же на резинке можно надевать на ручку малыша. Кстати, очень удобно во время прогулки — вы всегда услышите, где ваш кроха, когда рядом много детишек.

3.Кастаньеты. Кастаньеты отлично тренируют координацию движений и моторику, особенно, если задействованы обе руки. Вам понадобятся спичечные коробки и грецкие орехи. Чем крупнее скорлупки, тем ниже звук. Различие в высоте звучания будет хорошо заметно, если орехи будут в 1, 5-2 раза отличаться по размерам. Для правой и левой руки можно сделать разное звучание. Так же кастаньеты можно сделать из картона и металлических крышек.

4.«Ритмо-палочки». Способствует развитию чувства ритма. Упражнения с ритмо-палочками очень хорошо воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Звучание этих ритмо-палочек, напрямую зависит от дерева, от размера и т.д.

5. «Молоточки». Этот музыкальный инструмент вызывает особый восторг у детей дошкольного возраста, сначала они смотрят на него с умилением и не пониманием, «На них разве можно играть?», первый вопрос, который увидев их задают мне дети! Не только можно, но и нужно… Упражнения с использованием «детских ложечек», так же способствуют развитию чувства ритма у детей.

6.«Волшебные ключики». Давно забытые ключи. Чем не шумелка для меломана? Прикрепите их на палочку или карандаш и вручите малышу.

7.«Металлофон». Надоело наступать босыми ногами на разбросанные по дому карандаши и фломастеры? Сделайте из них музыкальный инструмент. Ттттрррррень сверху вниз и снизу-вверх…

8.«Барабаны». Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы!

9.«Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь попробуйте насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться.

10.«Сыпучки». Баночки разной емкости и величины так же можно наполнить различными крупами (горох, фасоль, гречка и тд), звучание всегда будет отличаться.

Так же мы используем в процессе музыкального развития и незвучащие музыкальные инструменты.

11.«Незвучащие мешочки». Темные тканевые мешочки с не звучащим наполнением.

12.Картинки с нотным станом с имитацией фортепиано. Развивает воображение и мелкую моторику, обычно детям очень нравится представлять, как будто они великие исполнители этюдов, полек и т.д.

13.«Балалайка», «Гусли», «Гитара». Порадовать юного музыканта можно вот такими инструментами. Струны будут «звонче», если сделать их из толстой лески.

Может быть, вас заинтересовали какие - то музыкальные инструменты? Я предлагаю вам рассмотреть их поближе, самим ощутить всю прелесть их и доброту.

Я приготовила для вас музыкальный сюрприз, давайте вместе с вами окунемся на время в детство и с играем на этих инструментах?!

Даже не имея специального музыкального образования, не владея методикой обучения игры на профессиональных музыкальных инструментах, можно привить детям интерес к красивым мелодичным звукам, если в музыкальный уголок группы добавить инструменты, сделанные своими руками, руками воспитанников и их родителей.

А теперь вместе с вами, дороге гости, мы сыграем свой оркестр! Разберём различные бытовые и музыкальные инструменты, по моему показу будем выполнять движения!

♫ Оркестр педагогов (Д.Шостакович «Вальс-Шутка»).

Спасибо за внимание! Желаю вам удачи в творческих начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Я считаю что, при проведении  музыкальных занятий, необходимо  уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельнос...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

В данном материале рассказывается о том, как проходит работа над освоением игры  на музыкальных инструментах в детском саду и использование их в детском шумовом оркестре...

Методическая разработка "Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду".

      Почему  мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкаль...

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду....

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Одна из самых актуальных и больших проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим по...

Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"...