Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Трофимова Кристина Станиславовна

 Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, тембровый слух, гармонический слух, чувство лада, темпа. Дети различают динамику. Совершенствуется память. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, самостоятельность.дошкольников игре на музыкальных инструментах;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах - один из из важных видов музыкальной деятельности детей в детском саду

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают на музыкальных занятиях.

Чтобы это обучение было интересным и доступным для детей, я использую различные музыкально - дидактические игры.

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, тембровый слух, гармонический слух, чувство лада, темпа. Дети различают динамику. Совершенствуется память. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, самостоятельность.

Использую также и другие игры: пальчиковые, подвижные, речевые, а также элементы театрализации.

Например:

Ход:Муз. рук. : Здравствуйте, коллеги. (Можно пропеть)

Хотите поиграть? Тогда приготовьте ручки, поиграем в пальчиковую игру «Мышки».

Пальчиковая игра «Мышки»

Вот горка. - Кончики пальцев правой/левой руки прижаты друг к другу и направлены вверх, основание кистей слегка разведены в сторону

Под горкой норка. - Кисти рук слегка округлены, кончики пальцев правой/левой руки и основание кистей рук прижаты друг к другу.

В норке мышки, - Сжимаем кисти в кулачки

Хвостатые малышки. – Выпрямляем мизинчики, а потом ими шевелим.

Муз. рук. : Дальше предлагаю вам игру «Песенка мышонка» с элементами самомассажа

«Песенка мышонка»

Одна мышка в гости к нам пришла – «Идём» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке.

Нам в ладошку села,

Песенку свою пропела - гладим раскрытую ладошку

Пи - разминаем кончик большого пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик указательного пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик среднего пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик безымянного пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик мизинца левой руки большим и указательным пальцами правой руки.

Петь она устала,

В норку убежала. – «Идём» пальчиками от запястья к локтевому сгибу.

Муз. рук. : А другая мышка побежала в поле.

А в поле стоит теремок.

(Поёт): Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Подбежала мышка к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому дверь не открылась. Предлагаю вам помочь мышке. Нужно угадать - «Какой колокольчик звучит выше красный или белый?»

Музыкально-дидактическая игра «Выше-ниже»

Позвенела мышка в белый колокольчик - дверь в теремок и открылась.

Услыхали звери про музыкальный теремок и устремились к нему.

Вторым прибежал весёлый зайчик

У него есть барабанчик.

Давайте вместе с зайчиком сыграем марш.

(Желающие играют марш на барабанах под минусовку)

«Марш» Т. Ломовой (Или любой по выбору)

Муз. рук. Так и зайчик попал в теремок. По следам зайца прибежала лисица.

Пальчиковая игра «Лисица»



 

Хороша у нас лисица: - Указательный и мизинец выпрямить вверх (ушки, остальные пальцы соединить щепоткой (мордочка лисы).Сарафан до пят из ситца - Встать в полный рост, ладошками провести по бокам от подмышек до пят.

А на лапочках - сапожки, - Потопать ножками

В ушках круглые серёжки. - Указательный и большие пальцы рук соединить колечком.

Хороша же озорница - Указательный и мизинец выпрямить вверх (ушки, остальные пальцы соединить щепоткой (мордочка лисы).Пляшет, - Вращать кистью руки в разные стороны (лиса пляшет).

скачет,- Направлять руку вверх, вниз (лиса подпрыгивает).

веселиться. – Качать правой рукой из стороны в сторону (лиса пляшет)

Муз. рук. : Принесла лисица ложки.

Поиграем с ней немножко.

«Игра на ложках» (р. н. м.)

Муз. рук. : И лисичка стала жить в теремке. Дверка и для неё открылась. Стали звери жить втроём.

Вот идёт и петушок.

К теремку спешит дружок.

(Здесь можно провести подвижную игру «Петух»)

Петя, Петенька, петух

Весь раскрашен в прах и в пух.

Разноцветный, весь цветной

И кричит, как заводной

Ку-ка-ре-ку!

Давайте сыграем на ксилофоне - «Ку-ка-ре-ку».

 Музыкально –дидактическая игра «Сыграй, как я» (играют на ксилофоне (соль,соль,соль-ми, (Соль,соль,соль-до)

Муз. рук. : Петушку теремок приготовил ещё одно задание:

- Нужно простучать ритм песенки музыкальным молоточком и на кастаньетах по схеме.

Музыкально дидактическая игра «Чья это песенка?» 

Муз. рук. : Вот молодцы и петушку помогли! Стали звери жить вчетвером.

Вышел маленький ежонок,

Пых, пых, пых пыхтит спросонок.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Бежит ёжик по дорожке «Бежим» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке.

Схватим мы его за ножки - обхватываем пальчики

Просит Ёжик: «Отпусти» - слегка оттягиваем пальчики вверх

-Пятки нам пощекочи – ласково щекочем ребёнка.

Муз. рук. : Маленький ёжик хочет чтоб и ему мы помогли попасть в музыкальный теремок. А на каком инструменте будем мы сейчас играть догадайтесь. Отгадайте загадку.

Загадка: В руки молоточки взяли

По пластинкам застучали.

Слышен музыкальный звон,

Так звучит… (металлофон).

Попевка «Ёж»

Ёж, Ёж, где живёшь?

Кому яблоки несёшь?

Я живу в густом лесу.

Маме яблоки несу. (Играют на металлофоне)

Муз. рук. : Молодцы! Мы с вами и ежу помогли. Теперь в теремке живет пятеро зверей.

Расступись честной народ

К теремку медведь идёт

Медведь: Музыкантом стать хочу.

Очень музыку люблю.

Муз. рук. : Поможем Мишеньке -

Вот красивый звонкий бубен.

Он в руках молчать не будет.

Музыкально - дидактическая игра «Повтори за мной»

(Все повторяют за педагогом заданный ритмический рисунок ударами в бубен)

Муз. рук. : Вот и медведю двери теремка распахнулись.

И стали они жить вшестером.

Тут волчонок к теремку

Быстро подбегает.

У-у-у, у-у-у,

Хвостиком виляет.

Ансамблем сыграть он нас приглашает.

«Радостный вальс» муз. Р. Гуцалюк

(Играют на бубенчиках на палочке, металлофонах, колокольчиках, маракасах, треугольнике)

Муз. рук. : Молодцы! Всем помогли.

С той поры лесной народ.

Очень весело живёт.

И играют и поют

В гости нас к себе зовут.

Тут и сказочке конец.

А кто играл!

Тот – молодец!

Сказка «Маша в лесу»

Дети выбирают музыкальные инструменты и помогают педагогу озвучить героев сказки.

Взр: Жила-была девочка Маша, пошла она однажды в лес за цветами.

Реб. изображает шаги Маши (ксилофон).

Взр: Пришла Маша на полянку ,а в кустах ёжик как зашуршит.

Реб. изображает шуршание ёжа (маракасы).

Взр. Испугалась Машенька и убежала с полянки. Присела на кочку отдохнуть, а на сосне дятел как застучит.

Реб. изображает стук дятла(ложки).

Взр. Ещё больше испугалась Маша и бежать. Бежала, бежала, забежала в самую чащу, а там сова как заухает.

Реб. изображает сову(дудка).

Взр .Выбежала девочка из чащи к речке, а там лягушки на берегу сидят и квакают, увидели Машу и в воду попрыгали.

Реб. изображает кваканье лягушек (кастаньеты) и прыжки в воду (металлофон).

Взр. Обрадовалась Машенька, что лягушки её испугались, набрала цветов на опушке и побежала домой.(ксилофон).

Развлечение  по мотивам сказки «Теремок»  с использованием  народных музыкальных  инструментов

Автор Шервуд В.А.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю, мышка бежит,

Увидала теремочек и стучит

Мышка:

   Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Никого нет, вот забавно

Буду жить  одна, да ладно.

Очень музыку  люблю

Сыграть на дудочке могу

Ведущий: 

Ну что ребятишки,

Поможем мышке?

Дудочки сейчас возьмем

Песню русскую начнем

Мышка вместе с детьми  играет на дудочке р.н.м «Во саду ли, в огороде»

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю вдруг лягушка  бежит,

Увидала теремок и стучит.

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка

Веселая зверушка

Никогда не унываю

На звонкой дудочке играю.

А ты кто?

Лягушка:  

А я, лягушка квакушка

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках.

Могу сыграть тебе немножко.

Ведущий:

Ну что,  ребятишки,

Сыграем с лягушкой?

Ложки мы сейчас возьмем,

Песню русскую начнем.

Лягушка вместе с детьми  играет на ложках  р.н.м  «Светит месяц»

Мышка:

Молодец лягушка.

Молодец квакушка.

Заходи скорее в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю,  лисонька  бежит,

Увидала  теремочек и стучит.

Лиса:  

Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка

Веселая зверушка

Никогда не унываю

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  Я рыжая лисица

На трещотках играть мастерица

Заиграю я сейчас

Ноги сами пойдут в пляс

Ведущий:

Ну что,  ребятишки,

Сыграем с лисичкой?

Трещотки мы сейчас возьмем

Песню русскую начнем

Лиса вместе с детьми играет на трещотках р.н.м. «Коробейники».

Мышка, лягушка:  

Молодец, лисичка,

Молодец, сестричка.

Заходи скорее в дом,

Заживем  теперь втроем.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Как по полю, полю,  серый волк  бежит

Увидал он  теремок и  стучит.

Волк:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка,

Веселая зверушка.

Никогда не унываю,

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:  

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  я, рыжая лисица,

На трещотках играть мастерица.

Заиграю я сейчас,

Ноги сами пойдут в пляс

А ты кто?

Волк:

Так ведь лесной я музыкант

Знаете, какой талант?

Хоть я, братцы, серый волк

Но в свистульках знаю толк.

Ведущий: 

Ну, что ребята?

Волку подыграть надо!

Свистульки в руки мы  возьмем

Песню русскую начнем

Волк  вместе с детьми играет на свистульке р.н.м. «Из под дуба»

Мышка, лягушка,  лиса:

Молодец,  волк-музыкант,

У тебя большой талант.

Заходи скорее в дом.

Будем жить мы вчетвером.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю,  мишка  бежит,

Увидал  теремочек и стучит.

Мишка:

Кто, кто в теремочке живет.

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я, мышка-норушка,

Веселая зверушка.

Никогда не унываю.

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  я, рыжая лисица,

На трещотках играть мастерица

Заиграю я сейчас

Ноги сами пойдут в пляс

А ты кто?

Волк:

А я,  лесной я музыкант,

Знаете,  какой талант?

Хоть я, братцы, серый волк

Но в свистульках знаю толк

А ты кто?

Мишка:

А я, мишка-медведь,

Иногда люблю я  петь.

А еще люблю плясать

И на бубне подыграть

Ведущий: 

Ну что, ребятишки?

Поможем Мишке!

Бубны мы скорей  возьмем,

Песню русскую начнем

Медведь вместе с детьми  играет на бубне р.н.м  « Ах вы , сени мои сени»

Мышка, лягушка, лиса, волк:

Молодец,  Мишка,

Молодец,  Топтышка.

Заходи скорее в дом.

Заживем мы впятером.

Ведущий:

Вот так терем-теремок.

Подумать бы никто не  смог,

Что в одной лесной избушке

Живут  музыкальные  зверушки:

И поют здесь, и играют

И друг друга забавляют.    

Предлагаю всем сыграть,              

Инструменты  прошу взять.

Пусть оркестр  сейчас звучит

Пусть поет все и звенит.

Ребята вместе со зверятами  исполняют  р.н.м. «Полянка»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268406-1371678124.jpgМузыкальное занятие во II младшей группе с использованием детских музыкальных инструментов

Музыкальное занятие по теме "Развитие чувства ритма через игру на детских музыкальных инструментах во II младшей группе"...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-394215-1392038591.jpgМузыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов

«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»«ТИХО ВОКРУГ» «БУБЕН» Координационно-ритмическая игра. «СКОК-СКОК-ПОСКОК»«ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»«РАЗ – ДВА!»«РОНДО» Музыка В.А.Моцарта«МЫШКИ»...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624154-1429255738.jpgРазвлечение для детей 2 группы раннего возраста с использованием детских музыкальных инструментов "Встречаем весну"

Сценарий музыкального развлечения  с использованием детских музыкальных инструментов...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624154-1429255738.jpgМузыкальное представление для выпускного утренника "Как Незнайка и его друзья в школу собирались" с использованием детских музыкальных инструментов

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-748099-1459805772.jpgКонспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-468062-1408369393.jpg"КУРОЧКА РЯБА" Русская народная сказка с использованием детских музыкальных инструментов

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094297-1545055683.jpgИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

Приобщение дошкольников к культуре русского народа средствами музыки....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах

Большая роль в музыкальном воспитании уделяется музицированию и игре на  детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог освоить технику игры на детских музыкальных инструментов и активно уча...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Я считаю что, при проведении  музыкальных занятий, необходимо  уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельнос...

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...

Мастер-класс "Использование приемов логоритмики и ритмопластики в развитии речи детей дошкольного возраста" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.

Целью мастер-класса является повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....