Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2021_otkuda_berutsya_zvuki_muzyki_mk_dlya_pedagogov.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска

«Откуда берутся звуки музыки?» -

использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре

на детских музыкальных инструментах

Подготовила:

музыкальный руководитель

Борисова Л.Н.

Г. Смоленск, 2021 г.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 2-3 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха.

Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри).

Потом люди начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов-народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

В произведениях мировых классиков Моцарта, Шопена, Глинки красоту и совершенство, восхищающее взрослого, часто оставляет малыша совершенно равнодушным. Воспринимать классику у него еще нет духовных сил. Дорога к классике - это долгое восхождение. На высокую гору нельзя запрыгнуть. На нее можно только взойти.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Стремился создать четкую систему музыкального воспитания детей, включающую слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Подчеркивал важность проведения развлечений и праздников в детских садах. Разработал методику слушания музыки, в которой большое внимание уделяется тщательному отбору инструментальных и вокальных произведений. Он является первым автором программ музыкальных дисциплин по подготовке педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Провёл большую работу по созданию и по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд металлофона и ксилофона. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Нам Оркестр нужен свой. Стали думать и гадать:

Из чего его создать? И, немного оглядевшись,

Стали дружно собирать банки из-под майонеза,

Ключи, пробки из железа, от орехов скорлупу и другую чепуху!

Принес папа инструмент: дрель, сверло и клей «Момент»,

Мама - крупы и мешочки, нитки, пуговки, шнурочки,

Ножницы, бумагу, скотч…

Ну, и я помочь не прочь – кое-что еще взяла,

И пошли кипеть дела! Вышло что, друзья, у нас,

Расскажу я вам сейчас!!!

В своей музыкальной практике с детьми, мы используем различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками! Разделенные на две группы: звучащие и незвучащие.

1.Бубенцы «Веселые ребята» «Яблонька». Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся даже малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха, улучшают мелкую моторику рук, координацию движений, развивают музыкальную память, творческое и логическое мышление. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки и т.п.

2.Звенящие браслетики. Звенящий браслетик на липучке или же на резинке можно надевать на ручку малыша. Кстати, очень удобно во время прогулки — вы всегда услышите, где ваш кроха, когда рядом много детишек.

3.Кастаньеты. Кастаньеты отлично тренируют координацию движений и моторику, особенно, если задействованы обе руки. Вам понадобятся спичечные коробки и грецкие орехи. Чем крупнее скорлупки, тем ниже звук. Различие в высоте звучания будет хорошо заметно, если орехи будут в 1, 5-2 раза отличаться по размерам. Для правой и левой руки можно сделать разное звучание. Так же кастаньеты можно сделать из картона и металлических крышек.

4.«Ритмо-палочки». Способствует развитию чувства ритма. Упражнения с ритмо-палочками очень хорошо воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Звучание этих ритмо-палочек, напрямую зависит от дерева, от размера и т.д.

5. «Молоточки». Этот музыкальный инструмент вызывает особый восторг у детей дошкольного возраста, сначала они смотрят на него с умилением и не пониманием, «На них разве можно играть?», первый вопрос, который увидев их задают мне дети! Не только можно, но и нужно… Упражнения с использованием «детских ложечек», так же способствуют развитию чувства ритма у детей.

6.«Волшебные ключики». Давно забытые ключи. Чем не шумелка для меломана? Прикрепите их на палочку или карандаш и вручите малышу.

7.«Металлофон». Надоело наступать босыми ногами на разбросанные по дому карандаши и фломастеры? Сделайте из них музыкальный инструмент. Ттттрррррень сверху вниз и снизу-вверх…

8.«Барабаны». Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы!

9.«Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь попробуйте насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться.

10.«Сыпучки». Баночки разной емкости и величины так же можно наполнить различными крупами (горох, фасоль, гречка и тд), звучание всегда будет отличаться.

Так же мы используем в процессе музыкального развития и незвучащие музыкальные инструменты.

11.«Незвучащие мешочки». Темные тканевые мешочки с не звучащим наполнением.

12.Картинки с нотным станом с имитацией фортепиано. Развивает воображение и мелкую моторику, обычно детям очень нравится представлять, как будто они великие исполнители этюдов, полек и т.д.

13.«Балалайка», «Гусли», «Гитара». Порадовать юного музыканта можно вот такими инструментами. Струны будут «звонче», если сделать их из толстой лески.

Может быть, вас заинтересовали какие - то музыкальные инструменты? Я предлагаю вам рассмотреть их поближе, самим ощутить всю прелесть их и доброту.

Я приготовила для вас музыкальный сюрприз, давайте вместе с вами окунемся на время в детство и с играем на этих инструментах?!

Даже не имея специального музыкального образования, не владея методикой обучения игры на профессиональных музыкальных инструментах, можно привить детям интерес к красивым мелодичным звукам, если в музыкальный уголок группы добавить инструменты, сделанные своими руками, руками воспитанников и их родителей.

А теперь вместе с вами, дороге гости, мы сыграем свой оркестр! Разберём различные бытовые и музыкальные инструменты, по моему показу будем выполнять движения!

♫ Оркестр педагогов (Д.Шостакович «Вальс-Шутка»).

Спасибо за внимание! Желаю вам удачи в творческих начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре  на детских музыкальных инструментах...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....