Консультация в рамках МО музыкальных руководителей "Творческий подход к обучению детей игре на детских музыкальных инструментах"
консультация на тему

Молчанова Татьяна Михайловна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ММО

             Тема «Творческий подход к обучению детей игре на детских музыкальных инструментах»

                                                                     Подготовила: Молчанова Т.М.

                                                                     музыкальный руководитель

                                                                     первой квалификационной

                                                                     категории МАДОУ д\с №5

г. Гусев

октябрь 2016 г.

                                                                                        Звуки вырастают, как цветы;                                    

                                                                                                      Грустные, веселые, любые;      

                                                                                                      То горячие до красноты,

                                                                                                      То холодновато-голубые.

                                                                                                                С.Островский   

В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая детей на занятиях, в играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звоночков, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Требования к инструментам:

Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определённый тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально – исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

Руководствуясь в своей работе программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, мы строим свою работу следующим образом. На каждом музыкальном занятии уделяем несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. В каждом виде музыкальной деятельности решаем эти задачи. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, кубики, орешки, коробочки и просим пропеть и отстучать заданный рисунок.

Обучение детей игре на ДМИ осуществляется и в логопедической группе, что является не самоцелью, а скорее средством для решения коррекционных задач: развитию внимания и памяти, мелкой моторики, координации движений, чувства ритма и т.д. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во многом помогают музыкально-дидактическиеигры, проведение которых способствует развитию у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

Для малышей проводим развлечение – дидактическую игру «Весёлые музыканты», где уже закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Мною создана картотека и множество музыкально-дидактических игр, которые, развивая музыкально-сенсорные способности детей, помогают обучению игре на ДМИ.

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально – образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем – непосредственно исполнительская деятельность.

Как уже говорилось, музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

В работе используются различные их группы:

· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли);

· язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);

· струнные (арфы, гусли, цитры, цимбалы);

· духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы);

· духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы, свирели);

· электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»).

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, кикерико, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними 

Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием пьес и песен. Важно, чтобы эта деятельность носила творческий характер. Мы хотим, чтобы шумовой оркестр был игрой в оркестр, где есть место для фантазии, творчества, поэтому даём задание на развитие творческих способностей. На музыкальных занятиях придумываем различные простые ритмы, обыгрывая игрушки (поёт медведь и скачет зайка, кукла ходит и бегает, часы большие и маленькие). Предлагаю творческие задания: передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поют мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается, идёт, заканчивается. Эти задания помогают ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

Игры «Заинька», «Гроза», «Сравни звуки», «Отзовись, кого зовут», «Кукушка» и другие побуждают ребёнка к творческому поиску и самостоятельности, будят в нём желание фантазировать и воображать. В старшей группе предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка: сочинить марш и сыграть его на бубне, коробочке, барабане, придумать музыкальный рассказ «кто живёт в лесу?», т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя. Игра «Эхо» - один ребёнок передаёт любой ритм, другой должен его повторить. Дети сами придумывают аранжировку музыки к песням, соответствующую её характеру, подбирая подходящие инструменты.

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, предлагаем с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Произведения для этого подбирались мной, а аранжировку к ним придумывали вместе с детьми, советовались, сочиняли, подбирая соответствующие инструменты для персонажей сказки. Так родилась сказка «Под грибком», которую с большим желанием и артистизмом показывали дети подготовительной к школе группы.

Обучая детей игре на инструментах, в частности на хроматических металлофонах и ксилофонах, позволяем себе выйти за рамки привычного для детского сада репертуара, основанного на народных попевках и детских песенках. Осваивая такие инструменты, приобретая исполнительские навыки, дети с первых шагов знакомства с ними получают возможность играть произведения классической музыки

Теперь более подробно остановимся на том, каким же образом происходит разучивание того или иного музыкального произведения для оркестра. Мы выбрали способ разучивания, который опирается на музыкально – слуховые представления детей о средствах выразительности, им мы стали пользоваться недавно, но уже заметны положительные результаты этой работы.

С этой целью создана система упражнений на освоение за инструментом каждого из средств музыкального языка. Так, например, на первых занятиях дети знакомятся с метрической пульсацией, воспроизводят ровные, мерные шаги в движении (шагают под музыку, слышат, где надо сделать передышку, остановиться). Затем на металлофонах выполняют упражнение на равномерное движение на одном звуке «ДО» под музыку «Марша» П. Чайковского.

На следующем этапе упражняемся в игре на двух звуках «МИ–ДО» -нисходящей терции – простой и естественной интонации «зова». Придумываем, пропеваем, проигрываем на инструменте попевки («Спите, куклы», «Баю-бай»), двуслоговые имена (И-ра, Са-ша), звукоподражания голосам животных и птиц (мя-у, ку-ку). Пусть пока это всего лишь два звука, но с ними можно играть, придумывать разные комбинации. Каждому ребёнку даётся возможность на этом простом материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее, он не теряет своей индивидуальности. Затем предлагаю всем вместе сыграть «настоящую» музыку. И вот уже дети не импровизируют, а внимательно вслушиваются в музыкальную ткань замечательного произведения «Кукушка» К. Сен-Санса. Теперь сыграть это уже знакомое детям «ку-ку» нужно не произвольно, а только в определённое время – после окончания аккордовых фраз. Лучше исполнять это упражнение на флейтах, обладающих особенным, чуть сипловатым тембром, но можно и на ксилофоне, металлофоне. У детей происходит эмоциональное осмысление художественно-музыкального образа. Параллельно идёт работа над метроритмом. Дети при помощи ударных инструментов (треугольников, бубнов, палочек) сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии.

Через некоторое время переходим к следующему этапу, добавив ещё один звук и получив комбинацию из трёх звуков «МИ-РЕ-ДО». И вновь начинаются уже знакомые игры с именами («Как тебя зовут?» - «А-лё-ша, На-та-ша» и т.д.), попевками ( «Вниз иду»), звукоподражанием (Му-му-му, ква-ква-ква). Освоение звуков на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях. На этом этапе очень важна проработка изучаемого 3-х звукового элемента за инструментом. Дети сочиняют простейшие метроритмические формулы и играют их остинато на инструменте по своему выбору.

На этих трёх звуках дети знакомятся с таким ярким музыкально – выразительным средством, как «остинато», с увлечением исполняя фрагмент «Перезвон» Ж. Бизе. Тут же происходит знакомство ещё с одним средством музыкальной выразительности – динамикой. Детей учим постепенно усиливать звучание своих инструментов от тихого (пиано) к громкому (форте), т.е. исполнять динамическое крещендо.

После того, как дети овладели свободной импровизацией на трёхзвуковом мотиве, усложняем задание. На примере «Вальса» Тиличеевой или «Ната-Вальса» Чайковского, в котором мелодия состоит в основном из трёх последовательных звуков, но сыгранных от разных нот и в разных направлениях, дети овладевают этим навыком, а также знакомятся с понятием «направление движения мелодии».

На последующих занятиях учим играть упражнение, состоящее из скачкообразного движения «ДО-МИ-СОЛЬ» и обратно, закрепляя с помощью попевки «Бубенчики звенят», звукоподражаний, игр с именами. Также прорабатываем этот элемент на металлофонах, ксилофонах, сочиняя метроритмические формулы, играя их остинато. Новые термины, фамилии композиторов закрепляем, проговаривая их одновременно хором. Приучаем детей понимать жесты педагога: «приготовились», «начали», «закончили».

Так, постепенно «цепляя» одно выразительное средство за другое, осваивая их за инструментами, дети накапливают опыт обращения с ними. Когда он достигает достаточного уровня, мы переходим к разучиванию музыкальных произведений, в основе которых лежат уже несколько знакомых детям элементов. Педагог анализирует мелодическую линию, сопровождает свой рассказ показом игры на инструменте. Такой метод не требует от детей знания нотной записи и допускает групповое, а не индивидуальное разучивание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах. 

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки 

Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических задач:

· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов:

· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по высоте, интенсивности:

· развитие мелкой моторики кистей рук;

· формирование чувства ритма.

Всем известно о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности. Хотелось, чтобы это воздействие не миновало и наших детей. Желание играть звуками есть неистребимое желание детей, и не надо идти против их природы. Вот зачем детям нужна музыка!

                                                  Заключение

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Совместное решение задач нравственного воспитания педагогами, музыкальным руководителем и родителями воспитанников нашего детского сада дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично всё музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребёнку почувствовать, что волшебный мир классической музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Всем известно о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности. Хотелось, чтобы это воздействие не миновало и наших детей. Желание играть звуками есть неистребимое желание детей, и не надо идти против их природы. Вот зачем детям нужна музыка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....