Рабочая программа дополнительного образования по краеведению
материал

Елена Григорьевна Баранова

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedenie.docx89.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования города Белово»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 37 «Огонёк» города Белово»

652600   Кемеровская область   г. Белово   пер. Цинкзаводской, 5а

E-mail:  d.sadik37@mail.ru     тел.: 8 (384 52) 2–21–05             

Дополнительная общеразвивающая программа  

«Кузбасс-мой край родной»

для детей от 3-7лет

Беловский городской округ 2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Работа с родителями………………………………………………………5
  3. Цель и задачи………………………………………………………………6
  4. Организация непосредственной образовательной деятельности………9
  5. Ожидаемые результаты………………………………………………….12
  6. Учебно – тематический план   для детей 3-4 лет………………………13
  7. Учебно – тематический план   для детей  4-5 лет……………………...14
  8. Учебно – тематический план   для детей 5-6 лет………………………15
  9. Учебно – тематический план для детей 6-7 лет………………………..16
  10. Содержание программы …………………………………………………17
  11. Методическое обеспечение программы…………………………………
  12. Диагностическое обеспечение программы………………………………
  13. Список литературы…………………………………………………..……

 Пояснительная записка

 Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом   примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой  -   Москва 2014 г.; Государственной  программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе знаний о своём крае, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи.Все это позволяет иохватить вопросы истории, географии, экологии, культуры.

Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность.

Срок реализации программы — 4 года.

Программа составлена по возрастным группам: для детей 3-4 лет( вторая младшая группа) 4-5 лет (средняя группа), для детей 5-6 лет(старшая группа), для детей 6-7 лет (подготовительная группа) .

Работа с родителями

Основной целью взаимодействия с родителями является – сотрудничество детского сада и семьи в соответствии с ФГОС ДО – изучение запроса родителей к программе воспитания их ребенка.

От взаимодействия педагогов и родителей зависит эффективность данной программы. Знания, которые дети получают в дошкольном учреждении, в повседневной жизни должны закрепляться.

Содержание направления работы с семьей:

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;

- обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра видеофильмов;

- вовлекать родителей в совместную с детьми исследовательскую и  продуктивную деятельность в домашних условиях, способствующую возникновению познавательной активности.

- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Цель

 Целью программы является формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к малой родине, воспитание интереса и любви к родному городу, краю через организацию краеведческой работы.

Задачи

Обучающие

  • Знакомить с символами города, области: флагами, гербами, гимном,
  • Знакомить с памятными местами города, области,
  • Учить ориентироваться по картам города, области, страны с помощью системы координат, использовать в речи пространственные понятия
  • Знакомить с легендами и сказами земли Кузбасской
  • Расширять представления детей о природе родного края
  • Знакомить со знаменитыми людьми Кузбасса: историческими личностями, героями войны и труда, художниками, композиторами, поэтами, писателями.
  •  Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать, мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру,
  • Воспитывать чувство уважения к людям, участвовавшим в Великой отечественной войне,героям труда, людям прославившими нашу Родину, гордость за героическое прошлое и настоящее родного края
  • Воспитывать любовь и уважение к семье, близким людям,
  • Обогащать детско – родительские отношения

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес дошкольников посредством ознакомления с родным краем,
  • Приобщать к народным традициям, привлекать к участию в праздничных мероприятиях.
  • Развивать художественный вкус, художественно-речевые способности при ознакомлении с народными промыслами, произведениями кузбасских писателей, поэтов, композиторов, художников,
  • Активизировать интерес дошкольников к выбору профессии через знакомство с людьми разных профессий, промышленными предприятиями Кемеровской области.
  • Формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.

В основе методологического построения программы лежат принципы,

определенные федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  2. амплификации детского развития;
  3.  учет индивидуальных особенностей детей;
  4.  системности и комплексности (системность и комплексность,

конкретность и доступность дидактического материала реализуются в

программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже

имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает

поступательное развитие);

  1.  принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны

актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его

интеллектуальное развитие);

  1. принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения

эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы

на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в

эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для

каждого ситуации успеха;

  1. сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
  2. сотрудничество с социумом: ЦДК города Белово, Центральная городская библиотека, краеведческий музей, выставочный зал «Вернисаж».

Основной принцип построения организованной образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой,
  • музейной педагогики,
  • методы проектов,
  • домашнего кинотеатра,
  • компьютерных игр.

Методы и приёмы:

  • Диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей,
  • Игры – практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры,
  • Проблемные ситуации, проектирование,
  • Конкурсы, викторины,
  • Экспериментирование,
  • Коллективно-творческие дела,
  • Наблюдения,
  • Целевые прогулки, экскурсии,
  • Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций

Данная программа ориентирована не на запоминание информации, которой в изобилии снабжает педагог, а на активное участие самих воспитанников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Основное направление занятий по краеведению  с дошкольниками - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала.

Организация непосредственной образовательной деятельности

Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей младшего дошкольного возраста занятие проводится  два раза в месяц, для детей среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с краеведческим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

Продолжительность занятий:

- для детей 3-4 лет-15 минут

- для детей 4-5 лет-20 минут

- для детей 5-6 лет -20-25 минут

- для детей 6-7 лет 25-30 минут

Программа состоит из 3 блоков, связанных между собой задачами и содержанием, С ежегодным повторением и дополнением нового материала и форм работы.

Таблица 1

I блок: «историко-географические сведения»;

II блок: «экология»;

 III блок: «культура и спорт»

Учебная нагрузка для детей 3-4 лет

Таблица 2

Название блока

Количество занятий

Общее количество

занятий в год

теоретические

практические

комплексное

Историко-географические сведения

1

3

4

Экология

3

5

8

Культура и спорт

1

2

3

6

Итого

3

7

8

16

Учебная нагрузка для детей 4-5 лет

Таблица 3

Название блока

Количество занятий

Общее количество занятий в год

теоретические

практические

комплексные

Историко-географические сведения

1

3

4

8

Экология

2

8

6

16

Культура и спорт

2

6

4

12

Итого

5

17

14

36

Учебная нагрузка для детей 5-6 лет

Таблица 4

Название блока

Количество занятий

Общее количество занятий в год

теоретические

практические

комплексные

Историко-географические сведения

3

3

2

8

Экология

3

7

6

16

Культура и спорт

2

6

4

12

Итого

8

16

12

36

Учебная нагрузка для детей 6-7 лет

Таблица 5

Название блока

Количество занятий

Общее количество занятий в год

теоретические

практические

комплексные

Историко-географические сведения

2

4

2

8

Экология

3

6

3

12

Культура и спорт

4

8

4

16

Итого

9

18

9

36

  • На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с

историей, географией, экологией, культурой, с жизнью знаменитых людей Кузбасса: достижения, вклад в развитие Кузбасса. В доступной форме объясняются основные направления развития области в прошлом и настоящем, перспективы развития.

  • Практические занятия проходят в игровой форме с использованием

сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

  • Комплексные занятия объединяют теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты

  • Знает название города, области, узнаёт герб, флаг, гимн,
  • Умеет ориентироваться по карте города, области, страны,
  • Знает историю возникновения города, названия улиц,
  • Узнаёт памятники и достопримечательности города,
  • Знает названия рек, растений, животных, в том числе из Красной книги,
  • Знает и выполняет правила бережного отношения к природе,
  • Знает людей, прославивших город, героев войны,
  • Знает стихи, произведения писателей, художников, композиторов Кузбасса
  • Умеет составлять рассказы о семье, профессии родителей, любимых местах города,
  • Называет народы населяющие Кузбасс
  • Эмоционально откликается на художественные и музыкальные произведения,
  • охотно участвует в традиционных праздниках, развлечениях,
  • демонстрирует изобразительные навыки при создании творческих работ
  • Воспитанники на этапе завершения дошкольного образования проявляют познавательный интерес к изучению родного края,
  • эмоционально откликаются на события в семье, детском саду, городе, стране,
  • демонстрируют навыки исследовательской, проектной деятельности коммуникативные и речевые способности,
  • умения планировать деятельность, работать в коллективе, проявляют трудолюбие, умение доводить дело до конца, проявляют творчество, самостоятельность,
  • владеют навыками произвольности поведения,
  • проявляют изобразительные и конструктивные способности при создании художественных композиций

Методы определения результативности овладения программным материалом:

  • Педагогическое наблюдение, беседа,
  • педагогический анализ результатов анкетирования родителей, активности в различных видах деятельности, результатов продуктивной деятельности,
  • мониторинг
  • Осуществляется начальный и итоговый контроль (сентябрь, апрель). На основании результатов контроля проводится корректировка программы.

Программа реализуется при условии:

  • создания высокого уровня нравственно-патриотического воспитания в детском саду;
  • соответствующей предметно-пространственной развивающей среды: авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации; сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры;
  • Информирование и привлечение родителей к работе по краеведению.
  • Создание обогащённой развивающей среды в группе; проведение бесед, показ презентаций, просмотр мультфильмов, экскурсии, чтение детской литературы создание проблемных ситуаций, викторины, творческая деятельность.

Учебно – тематический план   для детей 3-4 лет /1 год обучения/

Таблица 6

Блок «Историко-географические сведения»

Тема

В том числе занятий

всего

Теоретические

Практические

Комплексные

1

Игра-беседа «Город. в котором я живу»

1

1

2

Игра-путешествие «Мой дом»

1

1

3

Путешествие по разноцветной земле «Знакомство с картой Кузбасса»

1

1

4

Игра-беседа «Мой выходной день»

1

1

Итого

1

3

4

Блок «Экология»

1

Экскурсия по территории детского сада

1

1

2

 Д.игра «Кто,где живет»

1

1

3

 Игра-путешествие «Леса Кузбасса»

1

1

4

Коллективная аппликация «Птицы у кормушки»

1

1

5

Д.игра «Кого не найти зимой»

1

1

6

Игра-эксперимент «Зачем нам реки и озера»

1

1

7

Игра-беседа «Речные жители»

1

1

8

Рисование «Природа родного края»

1

1

Итого

5

3

8

Блог «Культура и спорт»

1

Игра-развлечение «Масленица»

1

1

2

Беседа-игра «Сказки народов Кузбасса»

1

1

3

Фестиваль народных игр

1

1

4

 Виртуальная экскурсия «Главная профессия в Кузбассе»

1

5

 Спортивное путешествие

1

1

2

Итого

1

3

2

6

Учебно – тематический план для детей 4-5 лет /2 год обучения/

Таблица 7

Блок «Историко-географические сведения»

 Тема

Теорети

ческие

Практические

Комплексные

Всего

1

Игра -путешествие «Основатель первого поселения»

1

1

2

Игра-беседа «Жизнь и быт первых поселенцев»

1

1

3

Знакомство с коренными жителями Кузбасса

1

1

2

4

Игра-беседа «Положение Кузбасса на географической карте России»

1

1

5

«Черное золото Кузбасса»

1

1

2

6

Символика Кемеровской области и ее городов

1

1

Итого

1

2

5

8

Блок «Экология»

1

Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей»

1

2

1

4

2

Как человек влияет на природу Кузбасса

1

2

1

4

3

Природа-наше наследие

1

3

1

5

4

1

1

Итого

Блок «Культура и спорт»

1

Народы Кузбасса

1

3

1

5

2

Творческие люди земли Кузбасской

1

2

2

5

3

Выше, быстрее, сильнее

1

1

2

Итого

2

6

4

12

Учебно – тематический план для детей 5-6 лет /3 год обучения/

Таблица 8

Блок «Историко-географические сведения»

 Тема

Теорети

ческие

Практические

Комплексные

Всего

1

Первобытные люди на территории Кузбасса

1

1

2

2

Начало угольной эры

1

1

2

4

3

Развитие городов Кузбасса

1

1

2

Итого

2

3

3

8

Блок «Экология»

1

Человек и природа-едины

1

2

2

5

2

Семь чудес Кузбасса

2

5

7

3

«Красная книга Кузбасса»

1

3

4

Итого

1

5

10

16

Блок «Культура и спорт»

1

Жизнь коренных народов Кузбасса

1

1

1

3

2

Героическое наследие

1

2

3

3

Знаменитые люди Кузбасса

2

2

2

6

Итого

3

4

5

12

Учебно – тематический план для детей 6-7 лет /4 год обучения/

Таблица 9

Блок «историко-географические сведения»

 Тема

Теорети

ческие

Практические

Комплексные

Всего

1

Как наш край стал частью России

1

1

2

4

2

Первооткрыватель Кузнецкого угля

1

1

2

3

«Шахтерские города Кузбасса»

1

1

2

Итого

2

2

4

8

Блок «Экология»

1

Флора и фауна Кузбасса

1

1

2

2

Технический прогресс и экологические проблемы

2

2

1

5

3

Охрана природы

1

3

1

5

Итого

3

6

3

12

Блок «Культура и спорт»

1

Творческие люди Кузбасса

1

1

2

4

2

Малые народы Кузбасса

1

1

2

3

Герои войны и труда

2

2

1

5

4

Знаменитые люди Кузбасса

1

2

2

5

Итого

4

7

6

16

Содержание программы

1 год обучения

Таблица 10

Тема

Форма работы                              Содержание

Блок «Историко-географические сведения»

1

Город, в котором я живу

Игра-беседа

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, детский сад)

2

 «Мой дом»

Игра-путешествие

Дать возможность детям практического ориентирования в городе, определить место его дома по отношению к различным объектам.

3

 Знакомство с картой Кузбасса

Путешествие по разноцветной земле

Познакомить детей с картой Кемеровской области, определить значение цвета на карте, местоположение г. Белово, его природной зоной.

4

 «Мой выходной день»

Игра-беседа

Побуждать детей рассказывать о том где они гуляли в выходной день (парк, кинотеатр, детская площадка), что им больше всего понравилось, делиться впечатлениями.

Блок «Экология»

1

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия

Дать детям элементарные представления о растениях на территории детского сада, побуждать к рассказу какие еще растения растут на их улице, возле дома, на даче.

2

 «Кто,где живет»

Дидактическая игра-презентация

Расширять представления детей о диких, домашних животных, земноводных, живущих на территории Кузбасса.

3

 «Леса Кузбасса»

 Игра-путешествие

Расширить представления детей о многообразии растительного мира Кузбасса.

4

 «Птицы у кормушки»

Коллективная аппликация

Развивать познавательный интерес дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

5

 «Кого не найти зимой»

Дидактическая игра

Расширять представления детей о жизни насекомых

6

 «Зачем нам реки и озера»

Игра-эксперимент

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (для жизни всем нужна вода), дать представление о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается)

7

 «Речные жители»

Игра-беседа

Расширять представления детей об обитателях рек и озер Кемеровской области.

8

«Природа родного края»

Рисование

Развивать умение передавать в рисунке свои впечатления, особенности, красоту окружающей природы.

Блог «Культура и спорт»

1

 «Масленица»

Игра-развлечение

Знакомить детей с традициями, народными праздниками

2

Игра-беседа «Сказки народов Кузбасса»

Игра-беседа

Знакомить с устным народным творчеством коренных народов Кузбасса

3

 Фестиваль народных игр

Игра-развлечение

Знакомить с народными играми коренных народов Кузбасса

4

Виртуальная экскурсия «Главная профессия в Кузбассе»

Виртуальная экскурсия

Рассказать детям о профессии шахтер. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результате труда.

5

Спортивное путешествие

1 Презентация

Расширить представления детей о популярных в Кузбассе видах спорта, спортивных объектах.

2 Музыкально – познавательная викторина

Содействовать  пропаганде здорового образа жизни, создавать необходимую мотивацию для занятий спортом

2 год обучения

Таблица 11

Тема

Форма работы                              Содержание

Блок «Историко-географические сведения»

1

Игра -путешествие «Основатель первого поселения»

Игра-путешествие «Земля Беловская»

Познакомить с Федором Беловым-основателем первого поселения: деревни Белово, в последствии г.Белово.

2

 «Жизнь и быт первых поселенцев»

Игра-беседа

 Познакомить с бытом, занятиями первых поселенцев

3

 Знакомство с коренными жителями Кузбасса

1 Презентация

Дать преставление о народах, населяющих территорию Кузбасса, их обычаях, культуре.

2 Игра -путешествие «Национальный костюм»

Закрепить и расширить представления детей о самобытной культуре народов Кузбасса

4

Положение Кузбасса на географической карте России

Игра-беседа

Определить географическое положение Кузбасса на карте России, сформировать понимание, что Кузбасс -это часть России.

5

«Черное золото Кузбасса»

1 виртуальная экскурсия

Расширить представление детей о способах, условиях добычи угля, его значение для жизни людей.

2 Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства угля»

6

Символика Кемеровской области и ее городов

Составление описательного рассказа "Символика Кемеровской области" Заучивание стихотворения Н. Чимбарова "Родному Кузбассу"

Познакомить с символикой Кузбасса и г.Белово, раскрыть значение символов на гербах Кузбасса и г.Белово

Блок «Экология»

1

 «Природа и жизнь людей»

1 Путешествие по разноцветной земле

 С помощью географической карты показать разнообразие ландшафта, природных зон Кузбасса

2 Составление альбома «Какие растения растут в Кузбассе»

Расширить представления детей о богатстве флоры Кузбасса, познакомить с лекарственными растениями.

3 Составление описательного рассказа «Мой любимый парк»

Побуждать детей делиться впечатлениями о красоте природы, любимых местах отдыха на природе.

4 Презентация «Самое интересное о животных Кузбасса»

Обогатить знания детей о диких животных Кузбасса

2

 Как человек влияет на природу Кузбасса

1 Игра-беседа «Как человек прямо воздействует на растительный мир?»

Дать понятие, что вырубка лесов, отдых на природе без соблюдения правил, наносят вред природе.

2 Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Закрепить основные правила поведения в лесу, установить связь между нарушениями правил и последствиями для природы.

3 Викторина «Что природа нам дает»

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к природе Кузбасса

4 Игра -ситуация «Что случиться если исчезнут все деревья»

Установить взаимосвязь между природой и человеком.

3

 Природа-наше наследие

 1 Презентация «Путешествие в удивительный мир»

Воспитание экологической культуры и воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

2 Коллективная аппликация «Мой любимый сад»

Помочь детям представить многообразие природы Кузбасса

3 Вечер поэзии

Познакомить со стихами В. Баянова о природе Кузбасса

4 Игра-беседа «Как человек охраняет природу»

Дать представления о природоохранных организациях, о возможности каждого внести свой вклад в защиту природы.

4

 

Блог «Культура и спорт»

1

 Народы Кузбасса

 1 Виртуальная экскурсия в поселение телеутов, шорцев

Раскрыть особенности самобытной культуры народов Кузбасса

2 Спортивное развлечение «Национальные игры»

Познакомить с народными играми коренных народов Кузбасса, отметить их самобытность.

3 Рисование «Национальный орнамент»

Рассказать детям о символах, значениях элементов орнамента

4 Музыкальный вечер «Песни и танцы народов Кузбасса»

Помочь детям составить представления о  музыкальной культуре коренных жителей.

5 Литературная гостиная

Начать знакомство со сказками, легендами народов Кузбасса.

2

Творческие люди земли Кузбасской

1 Виртуальная экскурсия в худ.галлерею

Познакомить с творчеством кузбасских художников: Н.Я. Козленко, Н.И.Бачин

2 С-ролевая игра «Я-художник»

Вызвать желание больше узнать о профессии художник, учить передавать в рисунке свое настроение.

3 Заучивание стихотворения Н. Чимбарова "Родному Кузбассу»

4 Прослушивание песни И. В. Другова "Город горняков"

Вызвать чувство гордости за людей живущих в Кузбассе

5 Экскурсия в вернисаж

Обобщить знания детей о поэтах, художниках, музыкантах Кузбасса

3

 Выше, быстрее, сильнее

Составление альбома «Кузбасс спортивный»

Дополнить представления детей о видах спорта популярных в кузбассе

2 Спортивная игра  «Веселые старты»

3 год обучения

Таблица 12

Тема

Форма работы                              Содержание

Блок «Историко-географические сведения»

1

Первобытные люди на территории Кузбасса

1Чтение главы "Люди каменного века" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени" В.Лавриной

Познакомить с жизнью первобытных людей на территории Кузбасса

2 Экскурсия в краеведческий музей

Помочь детям составить представление о быте первобытных людей

2

Начало угольной эры

Чтение главы "От камня к металлу" из книги "История Кузбасса" В.Лавриной

Познакомить с периодом освоения и применения угля человеком

2 Рисование  «Как мы начали добывать уголь»

Отобразить в рисунке примитивные способы добычи угля

3 Беседа "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого"

Познакомить с историей открытия угольных месторождений в Кузбассе

4 Чтение главы "Как наш край стал Кузбассом" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени "  В.Лавриной

3

 Развитие городов Кузбасса

1 Презентация «Города Кемеровской области»

Установить взаимосвязь с открытием залежей угля и ростом городов

2 Фотовыставка «Мой любимый город-Белово»

Вызвать интерес к достопримечательностям города, побудить к желанию рассказывать о своем городе.

Блок «Экология»

1

Человек и природа-едины

1 Акция «Экологическая тревога» Выпуск плаката «Спасем Ёлочку»

Обучение бережному отношению к природе

2 Презентация «Капелька воды»

Рассказать о реках Кузбасса, дополнить знания о важности воды в жизни природы, необходимости беречь ее, сохранять.

3 Опытно-экспериментальная деятельность «Как очистить воду»

Дать представления о том как загрязняется вода и как трудно ее очистить.

4 Экскурсия в парк

Учить бережному отношению к природе, умение видеть и восхищаться ее красотой.

5 Музыкальная гостиная «Звуки природы»

Побуждать детей слушать и понимать звуки природы, рассказывать о чувствах, которые они вызывают

2

Семь чудес Кузбасса

1 Игра путешествие «Поднебесные зубья»

2 Презентация г.Мариинск

3 Игра-беседа «Скульптура золотая шория»

4 Изготовление макета «Кузнецкая крепость»

5 Виртуальная экскурсия «Томская писаница»

6 Игра-путешествие «Азасская пещера»

7 Презентация «Монумент «Память шахтерам Кузбасса»

Помочь детям представить разнообразие памятных мест, достопримечательностей Кузбасса

3

«Красная книга Кузбасса»

1 Беседа «Зачем создали Красную книгу Кузбасса»

Выявить проблему влияния человека на окружающую среду

2 Рисование «Кто занесен в красную книгу Кузбасса»

Закрепить представление об исчезающих видах флоры и фауны Кузбасса

3 Игра-беседа «Что я могу сделать, чтоб сохранить природу?»

Помочь понять, что любое участие в спасение природы поможет ее сберечь.

4 Выставка плакатов «Мы -защитники природы»

Определить действия направленные на защиту окружающей среды

Блог «Культура и спорт»

1

 Жизнь коренных народов Кузбасса

 1 Игра-беседа «Шаманы-прошлое и настоящее» Чтение рассказа В. Лавриной «Шаман Анчи»

Познакомить с языческими обрядами народов Кузбасса

2 Чтение главы «Великое переселение народов. Таштыки.» из книги «История Кузбасса В.Лавриной

3 Весенний праздник «Сомо» 

Познакомить детей с традиционным телеутским праздником весны

2

Героическое наследие

 Составление альбома «История моей семьи в героической истории страны»

Побуждать детей к рассказыванию о своих родных-участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

2 Организация музея «Шахтерская слава»

Расширять представления о современных героях шахтерского труда

3 Литературные чтения «Поэты и писатели о труде шахтеров»

Познакомить с произведениями, отражающими труд шахтеров

3

 Знаменитые люди Кузбасса

1 Презентация «Известные и знаменитые люди Кузбасса-гордость нашего края»

Выявить, обосновать и конкретными примерами подтвердить, что многие наши земляки, действительно являются гордостью нашей Родины

2 Беседа Вера Волошина, Николай Масанов Герои войны

Познакомить с подвигами наших земляков во время Великой Отечественной войны

3 Игра- путешествие «Доблесть космоса»

Познакомить с жизнью А.Леонова, помочь оценить его вклад в развитие космонавтики.

4 Игра-беседа «Выпускники спортивной школы: Мария Филатова (гимнастка), Раздаев Виталий(футболист)

4 год обучения

Таблица 13

Тема

Форма работы                              Содержание

Блок «Историко-географические сведения»

1

Как наш край стал частью России

1 Чтение главы "Поставили остроги крепкие"  из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени " В.Лавриной

2 Беседа "Как русские осваивали Кузнецкий край"

3 Изготовление макета "Кузнецкий острог"

4 Виртуальная экскурсия "Кузнецкая крепость"

Дать возможность детям понять как Кузбасс стал частью России

2

Первооткрыватель Кузнецкого угля

1 Презентация "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого"

2 Чтение сказки Т.Савич "Сказка – быль о Михайле Волкове и горелой горе"

Систематизировать и расширить представление детей о первооткрывателе Кузнецкого угля

3

 Шахтерские города Кузбасса

1Игра-путешествие «Столица Кузбасса»

2 Виртуальная экскурсия по городам Кузбасса «Город мастеров»

Дополнить знания детей о городах Кузбасса, показать их красоту.

Блок «Экология»

1

Флора и фауна Кузбасса

1 Презентация «Линия жизни деревьев»

Показать на конкретном примере как долго растет дерево, что ему необходимо для жизни, как трудно восстановить утраченные леса

2

2

Технический прогресс и экологические проблемы

1 Игра-путешествие «Развитие технического прогресса: от простого к сложному»

На примере развития угольной промышленности дать детям представление о влияние человека на природу

2 Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь животных и растений»

Помочь детям выяснить какие последствия для природы несет деятельность человека

3 Виртуальная экскурсия на угледобывающий разрез

Показать детям способы добычи угля открытым способом и мероприятия направленные на восстановление природы.

4 Акция «Агитационный плакат в защиту природы»

5 Дидактическая игра «Экологическая экспертиза»

Помочь детям проанализировать экологическую обстановку в городе и предложить пути  решения проблем.

3

Охрана природы

 1 Презентация «Природоохранные организации»

Познакомить с деятельностью природоохранных организаций

2 Фотовыставка «Заходи в зеленый дом-чудеса увидишь в нем»

Помочь увидеть и оценить красоту природы Кузбасса, подвести к пониманию, что каждый человек может стать защитником природы.

3 Игра-беседа «Эти люди охраняют природу»

Расширить представления детей о профессии эколог, лесник.

4 Концерт для младших дошкольников «Эколята- защитники природы»

Помочь каждому ребенку почувствовать себя защитником окружающей среды

5 Акция «Они просят защиты»

Развивать чувство понимания, что от каждого человека зависит благополучие нашего города, края, планеты.

Блог «Культура и спорт»

1

 Творческие люди Кузбасса

1 Музыкально-поэтическая гостиная

Слушание стихов и песен о Кузбассе «Моя Родина – Кузбасс». «Кузбассом гордимся» муз. и сл. Н.В. Федотовой; «Здравствуй, Родина моя», муз. Ю.Чичкова, сл. К. Ибряева

2 Составление рассказов о Кузбассе Говорят дети о родном крае «Слушай нас, наш Кузбасс»

3 Виртуальная экскурсия  на выставку творчества кузбасских художников

4 Презентация «Вера Лаврина «Летописец Кузбасса»

Продолжить знакомство с творчеством Кузбасских поэтов, музыкантов, художников

2

Малые народы Кузбасса

1 Коллективная работа-коллаж «Древо народов»

2 Праздничный калейдоскоп «Встреча весны»

Показать разнообразие и самобытность культур народов живущих в Кузбассе

3

Герои войны и труда

1 Виртуальная экскурсия в музей «Красная горка»

Расширить представление о труде шахтера.

2 Семейная гостиная «К своим истокам прикоснись»

3 Фотомастерская по созданию альбомов «С любовью к городу»; «Трудовые династии».

4 «Боевой листок «Герои-Кузбассовцы»

Привлечь детей и родителей к исследовательско-поисковой деятельности получения информации о своих родных и друзьях участниках боевых действий, трудовых династиях, тружеников тыла.

5 Виртуальная экскурсия «Памятные места героев Кузбасса»

4

 Знаменитые люди Кузбасса

1 Игра-путешествие «Улицы и площади Кузбасских городов, названные в честь знаменитых земляков»

2 Исследовательско-поисковая деятельность «Чем знамениты члены моей семьи»

Помочь понять , что от деятельности каждого человека зависит будущее развитие Кузбасса

3 Игра-беседа «Моя будущая профессия»

Развить интерес к выбору профессии, обозначить ее значимость для развития Кузбасса

4 Рисование «Чем я буду знаменит»

Учит устанавливать логическую связь между выбором профессии и ее востребованностью в обществе

5 Виртуальная экскурсия по галерее «Они прославили Кузбасс»

Закрепить знания о людях труда, героях войны, поэтах, художниках, музыкантов, ставших знаменитыми людьми Кузбасса

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы разработан учебно-методический комплект

«Кузбасс-мой край родной», в который вошли авторские дидактические пособия

для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методический комплект

является необходимым и достаточным для организации основной

образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой

грамотности и использование комплекта в свободной игровой деятельности.

Учебно  – методический комплект включает:

  1. Дополнительную общеразвивающую программу «Кузбасс-мой край родной»
  2. Консультации для родителей по ознакомлению детей сродным краем: «Краеведение. как часть общей культуры человека»; Анкетирование родителей «Что должны знать дети о родном крае»; Буклет «Кузбасс-мой край родной»
  3. Наглядно – дидактический альбом «город Белово», «Города Кузбасса», «Флора и фауна Кузбасса», «Исторические личности Кузбасса», «Герои войны и труда», «Они прославили Кузбасс», «Творческие люди Кузбасса». «Картины Кузбасских художников», «Жизнь и быт коренных народов Кузбасса», «Национальный костюм», «Профессии», «Семь чудес Кузбасса»
  4. Макет «Город Белово»
  5. Географические карта Кемеровской области, России.
  6. Дидактические игры «Кого не найти зимой», «Правила поведения в лесу», «Экологическая экспертиза»
  7. Художественная литература «Сказки, легенды народов Кузбасса», "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени" В.Лавриной, с Т.Савич "Сказка – быль о Михайле Волкове и горелой горе»,
  8. Презентации «Спортивное путешествие», ««Самое интересное о животных Кузбасса», «Коренные жители Кузбасса», «Путешествие в удивительный мир», «Города Кемеровской области», "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого", «Вера Лаврина «Летописец Кузбасса», «Линия жизни деревьев», «Природоохранные организации»
  9. Виртуальные экскурсии  «Главная профессия в Кузбассе», «Народы Кузбасса», «Томская писаница», «Памятные места; герои Кузбасса», "Кузнецкая крепость" «Краеведческий музей» «Красная горка», «Вернисаж». «Город мастеров»

            Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу продумать и организовать образовательную деятельность. Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.

Список литературы

  1. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
  3. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
  4. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
  5. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
  6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003.
  7. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
  9. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
  10. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
  11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.
  12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  13. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.
  14. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
  15. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  16. Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: Соловьева, Л. И. География Кемеровской области. Природа /Л. И. Соловьева. – Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс", 2006.- 384с. – Текст: непосредственный. ТЦ Сфера,2015.

Приложение 1

Диагностическая таблица уровня знаний

Таблица 1

Фамилия, имя ребенка

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Итого

                               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...

программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"

Пояснительная записка:Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человек...

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников  от 4 до 7 лет. Срок реализации  3 года...

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению  "Путешествие по Алтайскому краю"...