программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"
методическая разработка

Пояснительная записка:

Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человека с раннего возраста и остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.

Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к этическому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.

Начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций своего края. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно – патриотического воспитания. Поэтому одним из главных направлений в работе с детьми становится нравственно – патриотическое воспитание.

Предлагаемая программа:

  • Предназначена для расширения знаний о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, нравственного и личностного отношения к малой родине;
  • Направлена на развитие у дошкольников нравственно - патриотических чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю в непосредственной образовательной деятельности (кружок) в соответствии с ФГОС ДО;
  • Предусматривает возможность пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков;

Цель программы:

Освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к родному краю, городу, формирование у каждого ребенка основы духовно – нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Изучать историю, культуру, природно – экологическое своеобразие родного края;
  2. Развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности;
  3. Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к родному краю, городу; чувство уважения к труженику, достойному гражданину, чувство гордости за своих земляков;
  4. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnichok.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                      Заведующий МБДОУ ЦРР

                                                                                                     - д/с№2 «Журавушка»

                                                                                         ____________/А.С.Ковалева/

                                                                                   «___»_______20__г

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Программа кружка

   по краеведению «Родничок»

Автор составитель Янкова Л.Н.

Воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №2 «Журавушка»

 г. Олекминска

Пояснительная записка:

Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человека с раннего возраста и остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.

Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к этическому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.

Начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций своего края. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно – патриотического воспитания. Поэтому одним из главных направлений в работе с детьми становится нравственно – патриотическое воспитание.

Предлагаемая программа:

  • Предназначена для расширения знаний о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, нравственного и личностного отношения к малой родине;
  • Направлена на развитие у дошкольников нравственно - патриотических чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю в непосредственной образовательной деятельности (кружок) в соответствии с ФГОС ДО;
  • Предусматривает возможность пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков;

Цель программы:

Освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к родному краю, городу, формирование у каждого ребенка основы духовно – нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Изучать историю, культуру, природно – экологическое своеобразие родного края;
  • Развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности;
  • Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к родному краю, городу; чувство уважения к труженику, достойному гражданину, чувство гордости за своих земляков;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

Краеведческий (региональный) принцип,

Принцип наглядности,

Принцип  энциклопедичности,

Принцип интеграции,

Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры,

Тематический принцип.

Принцип единства с семьей.

Основная форма работы кружка:

  • Совместная деятельность, обеспечивающая интегрированный подход к организации образовательного процесса, с использованием различных методов и приемов (беседы, рассказы, конкурсы, викторины, чтение художественной литературы);
  • Рассматривание наглядного материала и иллюстраций;
  • Дидактические и творческие игры, продуктивная творческая деятельность;
  • Целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми. 

Условия реализации программы: создание в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Предполагаемый результат:

  • Представление детей о своем крае, как части России, об истории возникновения родного города и края, знаменитых людях, основных достопримечательностях, о труде людей.
  • Интерес к истории своего города, забота о своем микрорайоне, городе, благодарность и уважение к знаменитым землякам.
  • Применение знаний о родном городе, крае в разных видах деятельности.
  • Участие в торжественных событиях города, традиционных праздниках, проявление бережного отношения к достопримечательностям.
  • Общее представление об особенностях декоративно – прикладного искусства родного края;
  • Представление о флоре и фауне родного края, их своеобразии.
  • Возможность своего участия в сохранении и преумножении культурного наследия, природы родного края.

Режим работы: 1 раз в неделю, вторая половина дня 

Определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс:

 участие в акциях,  творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.

Мониторинг

Направления

Уровень овладения

1

Имеет представления о своем крае, как части России, знает название города в котором живет, о его достопримечательностях, свой адрес.

Высокий

Средний

Низкий

2

Умеет рассказывать об особенностях родного города, о профессиях своих родителей и важности их труда для окружающих

Высокий

Средний

  Низкий

3

Имеет представления о животном и растительном мире тайги и правила поведения в природе.

Высокий

Средний

  Низкий

     Использованная литература:

  1. Жуковская Н.И «Родной край»;
  2. Республиканский литературно – художественный журнал для детей «Колокольчик»
  3. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. «Край в котором я живу. Моя Якутия. –М,: АСТ –ПРЕСС ШКОЛА. 2016.
  4. Министерство образования РС (Я) «Ознакомление дошкольников с Якутией»., г. Якутск
  5. А.Н. Печерская. Хрестоматия для детского сада.
  6. Н.М. Павлова., Полезные сказки для самых маленьких. Якутск, ООО «Бренд – мастер», 2011.
  7. В.И Пестерев, М.К. Илларионова «По родному краю». Якутск Бичик -2014.
  8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Перспективно – тематический план по краеведению «Родничок»

Младшая группа

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

1.Чтение якутской сказки «Кто то и зайца боится».
2.Пение песенки «Заинька – зайка»

1.Беседа «Моя группа – мой маленький мир».

2.Путешествие по группе с игровым сопровождением.

Рисование красками «Желтые, красные листья»

Приход куклы Нюргуйааны –

Рассматривание куклы в якутском национальном костюме.

ноябрь

1.Беседа (экскурсия) «Мой детский сад»

2.Развлекательный досуг «День рождение группы»

Знакомство с якутской национальной подвижной игрой «Большая птица»

Беседа «Животные Якутии»(Олень и олененок»,

 показ иллюстраций.

Беседа «Я живу в городе Олекминске»

Рассматривание фотографий (оформление фотовыставки «Мой город – моя Родина»

декабрь

Беседа о зимующих птицах (воробей, снегирь, синица)

Открытие « Птичьей столовой» (развешивание кормушек, подкармливание птиц)

Музыкальное развлечение «Здравствуй, гостья зима»

Художественное творчество:

рисование красками «Елочка»

Ручной труд : изготовление елочной игрушки «Фонарик для елочки»

январь

каникулы

Чтение якутской народной сказки «Олень и лошадь»,

Беседа по содержанию сказки

Художественное творчество: аппликация

«Снеговик»

Чтение стихотворения С. Рябцева «Сережкины унты»

Февраль

1.Чтение якутской народной сказки «Собака и медведь».

1.Рассматривание куклы Нюргуйаны в зимней национальной одежде.

2. лепка «Кукла в зимней шубке»

Прослушивание якутских музыкальных композиций в исполнении детей.

Аппликация «Украшение рукавички якутским орнаментом».

март

Игра – путешествие по родному городу

1.Беседа «Весна в Якутии»

2. .Рисование животных трафаретами

Экскурсия по экологической тропе.

Наблюдение за ранней весной

Беседа «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»

апрель

Знакомство с эпосом Олонхо , чтение отрывка и рассматривание иллюстраций

Чтение якутской сказки (из книги «Волшебные сказки Якутии).

Загадывание загадок о природе

Утренник посвященный Дню Республики Саха (Якутия)

май

Чтение стихотворения якутского поэта

«Май пришел в Якутию мою»

Художественное творчество: аппликация «Узор на чороне»

Просмотр видеофильма «Орто - Дойду»

Рассматривание якутской посуды

июнь

Беседа «Лена река – крутые берега», экскурсия на реку Лена

Подготовка к якутскому национальному празднику «Ысыах», заучивание стихов о Якутии, о лете

Якутский национальный праздник «Ысыах»

Экскурсия по экологической тропе , рассматривание цветов на клумбах.

Перспективно – тематический план по краеведению «Родничок»

Средняя группа

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

Открытое занятие для родителей.

Познание: Тема «Моя семья». Составление короткого рассказа о семье.

Фотовыставка семейных фото

1.Чтение якутской сказки «Лягушка и ворона»

2.Художественное творчество: лепка «Животные нашего края»

1.Знакомство с якутским орнаментом и их значением. 2.Художественное творчество: Рисование красками «Осень в моем городе»

1.«Мой детский сад». (экскурсия по территории детского сада.

2.Якутская подвижная игра «Лиса и соколята»

ноябрь

1.Беседа «Я живу в  Олекминске» (достопримечательности, памятники)

2.Оформление фотовыставки «Мой город – моя Родина»

1.Приход куклы Нюргуйааны –

Рассматривание куклы в якутском национальном костюме.

2.Неделя якутских народных игр.

Заучивание стихотворения о маме

Оформление фотовыставки «Я и Мама»

Беседа о зимующих птицах.

Открытие « Птичьей столовой» (развешивание кормушек, подкормка птиц)

декабрь

1.Якутская посуда, якутские национальные блюда.

2.Семейный проект «Национальное блюдо семьи»

1.Музыкальное развлечение «Здравствуй, гостья зима»

2. Аппликация «Украшение рукавички якутским орнаментом».

Рассматривание журнала «Колокольчик» и выборочное чтение.

Ручной труд : изготовление елочной игрушки «Игрушка для елочки»

январь

каникулы

1.Беседа: «Животные Якутии», рассматривание энциклопедии о животных Якутии. 2.Рисование животных трафаретами

Чтение якутской народной сказки «Олень и лошадь»,

1.Чтение стихотворения С. Рябцева «Сережкины унты».

2.Аппликация «Узор на якутских унтах»

Февраль

1.Чтение якутской народной сказки «Собака и медведь».

2.Рисование животных трафаретами

1.Рассматривание куклы Нюргуйаны в зимней национальной одежде.

2. лепка «Кукла в зимней шубке»

1.Чтение якутской сказки «Старуха Таал –Таал».

2.Игры с бумажными куклами.

Фотовыставка на тему: «Мой город- моя Родина»

март

1.Чтение сказки А. Неустроевой «Сказка о волшебном деревце и добром гномике»

2. Настольная игра – «Путешествие по родному городу.

1.Беседа «Весна в Якутии».

2. Экскурсия по экологической тропе.

Наблюдение за ранней весной

Драматизация сказки «Старуха Таал-Таал»

Знакомство с эпосом Олонхо , чтение отрывка и рассматривание иллюстраций

апрель

Знакомство детей со столицей Якутии, рассматривание иллюстраций.

1.Чтение якутской сказки (из книги «Волшебные сказки Якутии).

2.Неделя якутских народных игр.

Загадывание загадок о природе

Утренник посвященный Дню Республики Саха (Якутия) Выставка совместного творчества детей и родителей: «Мир якутских сказок».

май

1.Чтение якутской сказки «Умная девушка»;

Сказка А. Карелиной «Игры для мальчиков»

Беседа: Растения Якутии», рассматривание энциклопедии о растениях Якутии.,

Просмотр видеофильма «Орто - Дойду»

Художественное творчество: рисование красками «Подснежник»

июнь

Беседа «Символика Олекмы», «Мы живем у Лены синеокой»,

1.Чтение стихотворения «Чорон».

2. Художественное творчество: аппликация «Узор на чороне»

Чтение рассказа В. Доллонова «Ысыах – якутский национальный праздник» (журнал «Колокольчик» №6 2017г.)

Якутский национальный праздник «Ысыах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...