Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»
рабочая программа

Манаева Надежда Владимировна

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников  от 4 до 7 лет. Срок реализации  3 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

 

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

МБДОУ «Детский сад №5»

Протокол от «_____» ______ 20___г. №___

УТВЕРЖДЕНО

      Заведующий

        МБДОУ «Детский сад№5»

_______________ С.А.Котова

Приказ от «____» __________ 20____г. № _____

Программа дополнительного образования по краеведению

«С чего начинается родина?»

Возраст воспитанников  

от 4 до 7 лет

Срок реализации  3 года

Автор - составитель:

Котова Н.В.

г. Шарья

2019 год

Содержание

№п/п

Наименование разделов рабочей Программы

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи реализации Программы

5

1.3

Теоретическое и методическое обоснование программы

6

1.4

Возрастные особенности детей 4-7 лет усвоения программного материала

7

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1

Учебный план образовательной деятельности

11

2.2

Продолжительность и этапы реализации программы

11

2.3

Формы, способы, методы, средства  реализации Программы по  образовательным областям

12

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

14

3.2

Описание материально-технического обеспечения Программы

14

3.3

Методическое обеспечение Программы

15

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

-


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

«Если не будет корней в родной местности,

в родной стране – будет много людей,

похожих на иссушенное растение перекати-поле»

Лихачёв Д. С.

Актуальность

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Коллектив МБДОУ «Детский сад №5» реализует Основную образовательную программу,  написанную с учётом программы «Радуга» - программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]  в соответствии с введенным в действие ФГОС ДО.  

Содержание  данной Программы также учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с нормативной базой:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.30-49-13»;
  • Локальных актов Организации.

Данная программа, созданная на основе  много аспектного подхода  к решению задач  краеведческого , нравственного и   патриотического воспитания,  предполагает интегрированный подход- включение необходимых сведений во все виды детской деятельности: познавательной , продуктивной , игровой. Это помогает систематизировать и сконцентрировать работу по краеведению и нравственно- патриотическому воспитанию.

В нашей программе содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями.

Интеграция краеведческого содержания  состоит в следующем:

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;
  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой Родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в   родном городе, о достопримечательностях родного города ,участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой Родины;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой Родине, высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города  к праздникам;
  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов  экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей- горожан;
  • участие с родителями и воспитателями в социально- значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов , социальные акции и прочее.

1.2 Цель и задачи реализации Программы

Цель:  способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,   интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу,  своему народу.

 Программа  решает  целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о родном городе, области, достопримечательностях  России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их   традициям.

Все задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Краеведческое воспитание  ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.        

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.        

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.        У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

 Объектом изучения на занятиях является родной край: его социальная, культурная и природная среда. Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению края, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Краеведческие занятия с детьми строятся на концентрическом принципе. При отборе содержания занятий всё обилие краеведческих фактов и явлении, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия. Внутри группы содержание занятий строится по календарному принципу с учётом времени года и отмечаемых событий.

Формы краеведческих занятий с детьми – это заочные путешествия по родному краю, игры, беседы, праздники и т. д.

Методы краеведческой работы творческие, словесные, наглядные практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

 

1.3 Теоретическое и методическое обоснование программы

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании открытой образовательной  среды, способствующей развитию внутреннего мира, межличностному общению, формированию краеведческих знаний и умений, интеллектуальному, творческому развитию личности воспитанника. Такой подход обусловлен  заказом современного государства и общества. Основными средствами достижения результата является комплексность решения задач в области обучения, воспитания и развития, а также разнообразие и периодическая смена различных видов деятельности воспитанников, т.е. чередование теоретических занятий  с практическими занятиями, исследовательская деятельность, экскурсии, участие в воспитательных мероприятиях и др. Таким образом, воспитанники  приобретают знания по краеведению и смежным наукам, навыки исследовательской деятельности, активного отношения к окружающему миру, межличностного общения.

В основе программы заложена культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, разработанная профессором Е.В. Бондаревской принципы личностно-ориентированного образования: жизнетворчества, индивидуально-творческого подхода, открытости,    природа - сообразности, сотрудничества, толерантности, на основе которых строится образовательный процесс,   позволяют  создавать комфортную среду для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, овладения  содержанием программы,  повышают мотивацию познавательной и творческой деятельности и поведения воспитанников.

При изучении  краеведения с дошкольниками   используется  обширный краеведческий материал, который собран, систематизирован и опубликован краеведами Костромской области.  Краеведческий подход в обучении и воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от  близкого к далёкому. От известного к неизвестному , от простого- к сложному.   

Работа по программе ведется с учетом психологических особенностей  детей дошкольного возраста, используются   методы личностно-ориентированного обучения,   здоровьесберегающий подход.  Ведущими методами обучения на занятиях являются игровые, проектно-исследовательские, проблемные,  способствующие развитию личности ребенка.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,   предпочтение в подаче материала отдается игровым методам и формам работы с детьми. В то же время в старшем дошкольном возрасте  активно развиваются все познавательные процессы, формируются основы   учебной деятельности; складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Поэтому используются методы проблемного обучения, опирающиеся на личный опыт, стимулирующие творческое мышление, развивающие коммуникативные навыки.   В этом возрасте дети проявляют большую практическую активность, у них  появляется произвольность внимания, поступков. Они способны планировать свои действия и осознавать, что делают. Вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность позволяет реализовать и развить эти качества.

Обучение выстраивается с учётом индивидуальных особенностей детей,   создаётся условия для развития сотрудничества. В самом начале освоения программы используются такие формы организации детского коллектива, как фронтальная (во время объяснения нового материала) и индивидуальная (выполнение заданий на закрепление материала). Позднее применяется работа в парах и малых группах (во время практической поисковой и творческой деятельности). Используются  формы организации занятий, помогающие реализовать практическую активность детей: мини-проект, исследование, коллективное обсуждение (дискуссия), различные виды игр, изготовление макетов,  работа с картой, сбор сведений о разных интересных  людях и событиях. Практическая деятельность занимает большую часть времени, отведённого на реализацию программы. Сочетание теоретических и практических заданий – применяется и внутри одного занятия, которое зачастую делится на теоретическую и практическую части. В образовательной деятельности используются и традиционные методы и приёмы : иллюстративный рассказ педагога, заочная экскурсия, эвристическая беседа.

1.4 Возрастные особенности детей 4-7 лет усвоения программного материала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам;  отмечает характерные изменения в природе;  называет растения, растущие на участке; называет домашний адрес, название города, в котором он живет.

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, родственные связи и свою социальную роль; владеет навыками рядо образования: младенец –  дошкольник – школьник; внучка – дочка – мама – бабушка; называет имя и отчество своих родителей, умеет кратко рассказать об их профессии; умеет вежливо обращаться по имени и отчеству к педагогам.  

Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет навыками рядо образования: младенец –  дошкольник – школьник; внучка – дочка – мама – бабушка; младенец – дошкольник – школьник – учащийся – студент – специалист – пенсионер; называет имя и отчество своих родителей, умеет кратко рассказать об их профессии; умеет вежливо обращаться по имени и отчеству к педагогам; умеет составлять  рассказ о безопасном маршруте от дома до детского сада; имеет общие представления об истории своего села,  символике, традициях родного села, края,  знаком с особенностями русской культуры, традициями, элементами национальных костюмов и украшений.

1.5 Планируемые результаты освоения программы.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

4–5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном городе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, округа.

Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте русского народа.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

6–7 лет.

Краткие сведения об истории города, округа.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг и гимн города Шарьи и своей страны.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповеднике Костромской области.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Механизм отслеживания результатов:

  • анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры).
  • наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
  • анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Не сформирован

Объем представлений о растениях и животных Костромского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Частично сформирован

Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Костромского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Костромской области занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц.

Сформирован

Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Костромского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Шарья. Знает о городе Шарья, его достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, народа Костромского края.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Содержание программы представлено в виде комплексного тематического плана для всех возрастных групп в Приложении № 1.

2.1 Учебный план образовательной деятельности

Учебно – тематический   план  первого  года обучения

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теор.

часов

Практ.

часов

1

НООД по области «Познавательное развитие»

9

9

-

2.

Совместная деятельность

18

9

9

3

Образовательный туризм

9

9

Всего

36

18

18

Учебно – тематический   план  второго года обучения

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теор.

часов

Практ.

часов

1

НООД по области «Социально- коммуникативное развитие

9

9

-

2.

Совместная деятельность

18

9

9

3

Образовательный туризм

9

9

Всего

36

18

18

Учебно – тематический   план  третьего  года обучения

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теор.

часов

Практ.

часов

1

НООД по области «Социально- коммуникативное развитие

9

9

-

2.

Совместная деятельность

18

9

9

3

Образовательный туризм

9

9

Всего

36

18

18

2.2 Продолжительность и этапы реализации программы

Данная дополнительная образовательная программа «С чего начинается Родина?» рассчитана на 3 года и реализацию в группах постоянного состава. Поскольку у детей 4-7 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

Решение задач поставленных программой организуется в совместной образовательной деятельности взрослого и детей в разных видах детской деятельности.

Режим работы:

Возрастная группа

Количество занятий  в неделю

Количество занятий в год

Средняя группа

1

36

Старшая группа

1

36

Подготовительная группа

1

36

Продолжительность деятельности определяется в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 года № 91:

Возрастная группа

Время проведения

Средняя группа

20 мин

Старшая группа

25 мин.

Подготовительная группа

Не более30 мин.

2.3 Формы, способы, методы, средства  реализации Программы по  образовательным областям

Знакомство дошкольников с родным краем процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.

Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

- в совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание картинок, иллюстраций).

- в процессе взаимодействия с семьями (создание альбомов, составление маршрутов выходного дня, рисунки детей, выполненные совместно с родителями).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса.

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Формы организации детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Совместные действия со взрослым

Наблюдения

Игра

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов

Беседа

Чтение

Просмотр мультфильмов и познавательных роликов

Наблюдения

Игра

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов

Чтение

Беседа

Проектная деятельность

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Упражнения

Творческие задания

Продуктивная деятельность

Тренинг


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Творческое преобразование предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.

Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды.

Рекомендуется собрать картотеки:

-подвижных игр русского народа.

- пословиц и загадок русского народа.

- заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привлечет  к   созданию альбома «Моя семья в истории города», мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнят содержание краеведческого уголка.

Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности привлечет стремление родителей  принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли свое место в краеведческом уголке.

Для расширения и уточнения знаний детей о прошлом организуются экскурсии в центр народной культуры «Светлица»,  где представлены предметы и детали интерьера русского быта, в котором проводится совместная деятельность педагога с детьми, игры.

3.2 Описание материально-технического обеспечения Программы        

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);
  • Методическая, краеведческая, художественная литература;
  • Репродукции и иллюстрации картин Костромских  и  Шарьинских художников;
  • Фотоальбомы «Шарья», «Знаменитые люди Шарьинского края», «Памятные места и достопримечательности Шарьи», «Заповедник », и т.д.
  • Художественная литература на тему: «Шарьинские поэты о Шарье»;
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  • Грамзаписи и аудиозаписи;
  • Карта Костромского края;
  • Символика России, города Шарьи ;
  • Буклеты, наборы открыток.

3.3.Методическое обеспечение Программы

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 -№4  С. 23

2. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

3. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.

4. Блинова Г.Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
6. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.

7. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир!  окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001

8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003.

9. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.

10. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.

11. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

12. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

13. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
14.
«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

15. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
16. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Просвещение, 1990.
17. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
18. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

19. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М.

20. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.

21. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.

22. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.

23. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

24. Конституция Российской Федерации

25. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

26. Матова В.Н. «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.

27. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

28. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

 29. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
30. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
31. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ

32. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.

33. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»

34. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
35. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
 

36. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"

Программа направлена на формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармонич...

Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"

Программа составлена с целью формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гар...

программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"

Пояснительная записка:Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человек...

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению  "Путешествие по Алтайскому краю"...

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по краеведению «Мы краеведы»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  по краеведению«Мы краеведы» программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет...