Экологический проект «Наш детский сад- сад чистоты»
проект (старшая группа)

Кочкарова Раиса Муратхановна

 

Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность реализации проекта: долгосрочный, в течении учебного года.

 

Данный проект выполнил  воспитатель МАДОУ№5 «Аленький цветочек» Кочкарова Раиса Муратхановна. Раиса Муратхановна  работает в данном учреждении с 2011 года, общий стаж педагогической работы 10 лет, образование – средне-специальное.

В данном проекте рассказывается о работе проводимой в детском саду№5 «Аленький цветочек» по  воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста и их родителей через  осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, уважительному отношению к природе.

В проекте «Наш детский сад – сад чистоты», отображена работа с детьми, их родителями, социальными партнерами, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности.. Для систематизации проведения данного проекта был составлен  план работы. В данный план включены  мероприятия проводимые со всеми участниками проекта в детском саду. 

Данный проект поможет сформировать у детей и их родителей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у них в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.

 

 

 

Вступление

 

 

                                                             Дерево, трава, цветок и птица

                                                                Не всегда умеют защититься.

                                                               Если будут уничтожены они,

                                                               На планете мы останемся одни.

 

 

         За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все дальше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера. Не потому ли мы вносим частичку природы в свои квартиры, чувствуя опасность остаться без общения с ней. 

            Сейчас редкая семья не содержит кошки или собаки, попугайчика или черепахи, комнатные растения. Это не удивительно, ведь мы устаем от потока людей и машин, компьютера и телевизора и поэтому все больше возникает желание выехать за город, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной.

          Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует экологическую личность, необходимо активное освоение содержания 

экологической культуры каждым человеком. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, а так же самого себя. Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.  

          Творческое воображение претерпевает наиболее интенсивное развитие в дошкольном детстве в различных видах деятельности, особенно в  художественном труде. Открывать секреты мастерства и творчества, умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции не всегда сразу дается детям. В этом дошкольникам помогают занятия из бросового и природного материала, где ребенок новые формы работы с новыми видами материалов (фантики от конфет, коробки от соков, стаканчики от йогуртов, пробки, крышки от пластиковых бутылок, соломинки и т.д.).

          Примером правильного поведения являются поступки: мы сажаем деревья и цветы, ухаживаем за животными, благоустраиваем территорию своего детского сада, даем «новую жизнь – старым вещам», учим уважительно относиться ко всему живому. При этом исчезает пассивная созерцательность и на смену ей приходит сознательность. Именно она определяет совестливое отношение к природе, как обычное явление.

 

Проблема:

Низкий уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста и их родителей, недостаточно сформированы умения и навыки работы с природными и бросовыми материалом. 

 

Цель:

Воспитание экологической культуры у дошкольников и их родителей через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.

 

Задачи:

 

  • Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;
  • Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
  • Идентификация себя, как представителя живой природы;
  • Формированию у детей и родителей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
  • Вовлечение детей и родителей  в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;
  • Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.

 

 

 

 

 

                                                 Актуальность

 

                                                                               Давайте будем беречь планету,

                                                                                           Другой такой на свете нету.

                                                                                     Развеем над нею и тучи и дым, 

                                                                                        В обиду ее ни кому не дадим. 

                                                                                Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                                                                                       От этого станем мы только добрей.

                                                                                      Украсим всю Землю садами, цветами,

                                                                                             Такая планета нужна нам с вами!

 

                                                                                     

               Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
                 Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

                 Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
                   История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям и их родителям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 

 

 

Ожидаемый результат

  • Заботливое отношение детей и их родителей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;
  • «Умный физический труд» ребенка  на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;
  • Развитие творческого общения детей и родителей  с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;
  • Раскрытие детьми и их родителями новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения  и восприятия.

 

 

 

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном образовательном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми и родителями  по экологическому воспитанию во всех возрастных группах. Основными участниками проекта являются дети, их родители педагоги и социальные партнеры. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. 

 

 

 

Основная часть. Описание проекта.

 

Я реализовывала проект используя следующие формы экологического воспитания:   

  1. Занятия познавательного типа;
  2. Экскурсии;
  3. Наблюдения за животными и растениями;
  4. Классификация представлений о природе;
  5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
  6. Развитие речи;
  7. Обучения детей по уходу за растениями и животными;
  8. Работа детей с природным и бросовым материалом.

 

 

 

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 

 

  1. Экологические досуги и праздники;
  2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
  3. Труд в уголке природы;
  4. Опыты, поисковая деятельность; 
  5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;
  6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  7. Беседы на экологическую тему;
  8. Игры;
  9. Целевые прогулки на природе.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  1. Разные виды игр;
  2. Экспериментирование;
  3. Уход за растениями и животными в уголке природы;
  4. Работы с литературой;
  5. Задание для самостоятельных наблюдений;
  6. Создание проблемных ситуаций;
  7. Задания для самостоятельной деятельности.

 

                    

 

 

 

 

                            Результативность проекта: 

Проект помог постепенно и последовательно расширить знания детей о взаимосвязи природы и человека, сформировать правила осознанного и бережного поведения в природе, развить экологическую культуру.

Все время работы над проектом родители были нашими активными помощниками и участниками, вместе с детьми они рисовали, делали экологические поделки, трудились над изготовлением кормушек для птиц, принимали участие во всех мероприятиях.

Данный проект помог сформировать у детей и их родителей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, помог оставить у них в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты в детском саду

Одна из задач  экологического воспитания дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей ...

Экологический проект. «Наш детский сад – сад чистоты, доброты и здоровья».

В данном проекте рассказывается о работе проводимой в структурном подразделении "Детский сад "Бабочка»" по  воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста через  осознание зн...

Экологический проект «Украсим детский сад цветами»

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдений за комнатными цветами, рассадой цветочной, к...

Экологические проекты в детском саду для детей с нарушениями зрения

Создать условия для развития познавательной активности детей с недостатками зрения позволяет использование в работе экологических проектов....

Экологические проекты в детском саду для старшего дошкольного возраста

Данные экологические проекты направлены на знакомство детей с природой родной Кубани;  развитию наблюдательности; учат экспериментировать и делать умозаключения, а так же оказывать первую помощь ...

Экологический проект в детском саду в средней группе «Вторая жизнь бумажного листа»

Экологический проект «Вторая жизнь бумажного листа». Средняя группа Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники: дети (4-5 лет), воспитатели, ро...

Проект "Наш детский сад-сад чистоты"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В наше время проблемы экологической культуры вышли на первый план, и им ...