Таблица «Сравнительный анализ программ ДО»
рабочая программа

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЕЗКА»

Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

Авторы:   Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В.,      Иконникова Т.А., Бабич К.И.

Под редакцией Загводкина В.К., Трубицыной С.А.

Москва 2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_sravnitelnyy_analiz_programm_dou.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица

«Сравнительный анализ программ ДО»

Название программы, авторы

(ПООП, парциальная)

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЕЗКА»

Межрегиональная общественная организация

«Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

 Авторы:   Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В.,      Иконникова Т.А., Бабич К.И.

Под редакцией Загводкина В.К., Трубицыной С.А.

Москва 2015 год

Целевые установки,

Концептуальные основы

Целевые установки

Основная цель программы - проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку

индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую

деятельность и другие формы активности

средствами вальдорфской педагогики.

1) Целевые ориентиры в младенческом возрасте

К концу первого полугодия жизни ребенок:

– обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми:

проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения

взрослого, сам инициирует общение привлекая взрослого с помощью

голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в

эмоциональные игры;

– проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к

предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и

другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к

издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки,

обследовать ее.

К концу первого года жизни ребенок:

– активно проявляет потребность к эмоциональному общению, к поиску

разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам

значимых взрослых, первичную идентификацию со взрослыми;

– активно обследует разнообразные предметы, интересуется и

манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых;

проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или

иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

– во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными

средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

– охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено,

по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам

использовать мелки и карандаши;

– стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками

самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);

– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно

или при поддержке взрослых.

2) Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение

бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях

общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки,

двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик н эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды

деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– с удовольствием двигается:  ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).

3) Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

Так как Программа построена с учетом развития детей в различных образовательных областях, целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы сформулированы в соответствии с этим же принципом.

Целевые ориентиры в области коммуникативно-личностного развития:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,

- способен к волевым усилиям, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

участвует в совместных играх;

- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- может договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других;

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-  ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- может соблюдать правила безопасного поведения в быту,

социуме, природе и правила личной гигиены.

Целевые ориентиры в области познавательного развития:

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, склонен  наблюдать, экспериментировать;

- ребёнок обладает развитым образным мышлением и творческим воображением, которые реализуются в разных видах деятельности, и, прежде всего, в свободной игре;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

и т.п.

Целевые ориентиры в области речевого развития:

- ребёнок хорошо владеет устной речью, имеет достаточный

активный словарный запас;

- способен говорить внятно и четко;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- ребенок способен воспринимать и понимать на слух

произведения художественной литературы и фольклора;

- творчески использует речь в игре, театрализации и т.п.

Целевые ориентиры в области художественно-эстетического развития:

- у ребенка развито чувство прекрасного, эстетическое отношение к окружающему миру;

- ребенок проявляет сочувствие героям художественных

произведений;

- свободно реализует свои творческие возможности в

коллективной и самостоятельной художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной и др.

Целевые ориентиры в области физического развития:

- у ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, равновесие;

- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями

(ходьба, бег, прыжки и т.д.),

- активно участвует в подвижных играх;

- может контролировать свои движения и управлять ими;

- имеет начальное представление о здоровом образе жизни.

                       

                         Концептуальные основы

  • Безоценочность, отказ от директивного вмешательства в жизнь детей.
  • Поддержка инициативности, акцент на творческих видах деятельности.
  • Организация содержательного общения детей
  • Отсутствие прямой установки на обучение и фронтальных учебных занятий.
  • Комплексно-тематический подход, при котором

работа в какой-либо одной образовательной области естественно решает

задачи других, смежных образовательных областей.

  • Гибкое планирование.
  • Эффективное использование времени.
  • Свободная игра как универсальная форма развития.
  • Воспитание и обучение посредством подражания и примера.
  • Программа строится на основе дневного, недельного и годового ритма.
  • Принцип целостности.
  • Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя.
  • Художественно-эстетический общий фон.
  •  Требования к качеству предметно-развивающей среды.
  • Принцип разновозрастного состава группы.
  • Сотрудничество с семьями детей.
  • Интеграция элементов традиционной народной культуры.

Учебно -методический комплект (парциальные программы, технологии, методы)

Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» составлена на основе ФГОС ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ПООП ДО) и

является адаптированным к Российским условиям вариантом реализации вальдорфской педагогической системы. Она опирается на многолетний опыт

работы вальдорфских детских садов во многих странах мира и более чем двадцатилетний опыт российских вальдорфских педагогов.

Работа во всех пяти образовательных областях, описанных в ФГОС дошкольного образования, в

вальдорфском детском саду происходит параллельно и/или одновременно в разнообразных видах деятельности детей и взрослых. Авторы программы

рассматривают такой подход как особенность программы, ее преимущество. Для лучшего понимания данного подхода читателями и пользователями программы авторы решили включить в содержательный раздел, наряду с изложением работы в пяти образовательных областях,

отдельную главу, посвященную описанию методических форм и способов работы, имеющих универсальный характер. Это виды деятельности детей и

взрослых, которые невозможно отнести к какой-либо образовательной области. Сюда относятся, прежде всего, свободная игра как универсальная форма развития детей младшего и дошкольного возраста, праздники и

хозяйственно-бытовая деятельность.
 Свободная игра – это особый вид игры, когда инициатива переходит полностью к детям. В основе игры должна лежать эмоционально насыщенная, разнообразная повседневная жизнь. Важным компонентом вальдорфской педагогики свободной игры является создание воспитателем атмосферы, в которой дети будут

чувствовать себя уютно и спокойно и которая позволит ребенку совершенно углубиться в соответствующую игру и при этом так, чтобы не мешать другим и чтобы другие ему не мешали. Воспитатель не должен вмешиваться в игру.

Праздники как важная часть культуры.  Праздники с детьми в вальдорфском детском саду – это всегда особые события. Они не только дают детям возможность

пережить нечто чудесное, выходящее за рамки повседневной жизни, не только приобщают их к культурному наследию народа, но и являются средством морального воспитания, передачи ценностей. Важным аспектом культуры праздников в вальдорфском детском садуявляется то, что каждый из них связан с той или иной добродетелью.Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие выступают вобразной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также

выступающим в виде образов или сказочных персонажей. Источниками этихобразов служат, как правило, богатые народные традиции.

Хозяйственно-бытовая деятельность

Одним из основных видов совместной деятельности детей и

воспитателей в вальдорфском детском саду являются разнообразные хозяйственно-бытовые дела. Эта деятельность никогда не является самоцелью, но включена в повседневную жизнь группы, то есть в осмысленный, значимый и понятный детям контекст. Группа живет как

одна большая семья, и в ней выполняются необходимые по дому работы: уборка помещения (наведение порядка в комнатах, вытирание пыли, мытье полов), стирка, глажение белья, лоскутов тканей, одежды для кукол, пошив

кукол и одежды для них, изготовление других игрушек и их ремонт, приготовление простой еды (салаты, бутерброды, сушка фруктов, варка  компотов, выпечка печенья, пирогов, др.), сервировка стола, мытье посуды, работа с комнатными растениями (полив, мытье, пересадка, размножение), украшение комнаты к праздникам и многое другое.

Подвижные и народные игры. Особенностью вальдорфского детского сада в данном вопросе является

методика обучения и организации подвижных игр. Она основана на подражании детей воспитателю, начинающему игру. Важным условием, отличающим используемые в вальдорфском детском саду подвижные игры от просто спортивных, является их образный сюжет, а также отсутствие акцента на состязательность детей друг с другом. При выборе подвижных игр приоритет принадлежит народным подвижным играм, причем особое внимание уделяется тем, которые включают в себя пение или танцевальные движения играющих.

Эвритмия.

«Эвритмия» дословно переводится с греческого как «красивые движения», «красивый ритм». Данный вид искусства основан на закономерностях речи и музыки и является одним из способов выражения поэтического и музыкального через движение в пространстве. Основное педагогическое значение эвритмии основывается на

положении, что переживание, речь и движение у маленького ребенка тесно связаны между собой, и для него важно дать всему этому выражение в движении. Эвритмия как художественное средство выражения работает с

элементами речи, ритма, пространственного движения и переживания - т.е. со всеми теми элементами, которые требуют особого воспитательного ухода для гармоничного развития ребенка. Занятия эвритмией в детском саду основаны, как и вся другая

деятельность, на принципе подражания. Преподаватель эвритмии (эвритмист) через движение, жесты проигрывает перед детьми истории, дети повторяют за ним, переживая стоящие за данными жестами образы. Ребенок испытывает сильнейшую потребность выразить вовне то, что он переживает внутренне, и эвритмия является тем педагогическим средством, при помощи которого ребенок может это сделать.

Музыка как часть уклада группы.


 В ритме дня воспитатель может отвести особое место для игры на музыкальных инструментах и пения с детьми. С другой стороны, пение может сопровождать любую деятельность воспитателя, целесообразно отражая ее смысл. Песня о выпечке хлеба подходит к работе с тестом,

изготавливая фонарики, мы можем петь о них. В течение дня есть и много других благоприятных для пения моментов, при этом воспитатель может неоднократно обращаться к одним и тем же мелодиям: небольшим песенкам утреннего приветствия, песням, исполняемым перед трапезой, песенкам благодарениям за еду, музыке, призывающей детей к началу уборки или настраивающей их на работу-игру с красками. Таким образом, музыкальнопесенный элемент должен так же естественно пронизывать жизнь группы, как и другие, повседневные виды деятельности.


 Рукоделие и художественные ремесла.

Занятия художественными ремеслами, различного рода рукоделием, с одной стороны, тесно связаны, переплетены с хозяйственной деятельностью, с другой стороны, отличаются от последней, как повседневной, бытовой,

своим праздничным характером и своей явно выраженной основой: народными традициями.

Ежедневная музыкально-ритмическая игра.

Ежедневная музыкально-ритмическая игра, для обозначения которой часто используются и другие термины (“хоровод”, “спектакль”, “райген”), представляет собой особый вид занятий с детьми. Воспитатель как актер,

используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, характерные особенности других героев сюжета, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой “хоровод” в вальдорфском детском саду включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединенные общим сюжетом. Содержанием игры

становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей.

Разновозрастная группа – потенциал для позитивной

социализации детей.

Вальдорфская разновозрастная группа – это живой социальныйорганизм, похожий на большую дружную семью. Как в настоящей семье, здесь все находится в движении и развитии, дети растут и меняются

социальными ролями: старшие уходят в школу, малыши постепенно становятся старшими и уже сами опекают маленьких. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое

взросление. Он становится старшим, и это ощущение созревает в самом ребенке.

Ритм и повторение.

Программа строится на основе дневного, недельного и годового ритма. Живой ритм предполагает смену полярных процессов и предполагает их повторение. Смена полярных процессов состоит в целесообразном сочетании и чередовании тех видов детской деятельности, которые

организуются взрослыми и тех, в которых ребенок действует самостоятельно; тех, которые требуют от ребенка концентрации и тех, в которых ребенок

может расслабиться. Спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности — индивидуальными. Такая ритмическая организация

дня называется в вальдорфской педагогике «вдохом и выдохом».

Предполагаемая система мониторинга/ диагностика

С точки зрения вальдорфской педагогики, оценка, как положительная, так и отрицательная, является вмешательством в естественное развитие ребенка, формой внешней власти взрослого. «Ребенок, ожидающий оценки,

действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь  избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать,

исходя из своей сущности, из любви к самому делу». (Е.О.Смирнова) . В связи с этим вальдорфские педагоги стремятся избегать применения оценки результатов деятельности детей, разного рода соревновательности и

сравнения детских достижений. В то же время, воспитатель отмечает позитивные изменения, произошедшие в самом ребенке, оказывая ему психологическую поддержку и нацеливая его на дальнейшее развитие.

Мониторинг достижения детьми примерных целевых ориентиров освоения программы, рассмотрение темпов и особенностей индивидуального развития каждого ребенка происходит только в рамках педагогической

коллегии при обсуждении результатов наблюдения и составлении педагогических карт. Эта информация является сугубо конфиденциальной.

Целью этой оценки является выработка индивидуальной траектории развития ребенка, своевременное оказание ему психолого-педагогической помощи и

поддержки, отслеживание динамики индивидуальных достижений каждого ребенка и организации в целом. Кроме того, результаты мониторинга помогают вести целенаправленную работу по взаимодействию с родителями

в едином образовательно-воспитательном процессе.

Мониторинг – процесс постоянный и длительный. Он проводится, начиная с поступления ребенка в детский сад, и до выпуска. Основным инструментом мониторинга в вальдорфской системе является регулярное педагогическое наблюдение.

Первичная оценка особенностей развития ребенка при поступлении в детский сад происходит при беседе с родителями на педагогической коллегии и по результатам их анкетирования. Врач или медицинская сестра

дает свое заключение о состоянии здоровья ребенка после изучения его медицинской карты.

На основании первичных сведений о ребенке и наблюдений

воспитатели планируют необходимую помощь ему при адаптации к детскому саду. По окончании периода адаптации на заседание педагогической коллегии детского сада вновь приглашаются родители. С ними обсуждаются

выявленные при наблюдении индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Заполняется индивидуальная педагогическая карта ребенка, ставятся первичные задачи по его развитию.

Заполнение индивидуальных педагогических карт производится в течение года по итогам наблюдений на заседаниях педагогической коллегии.

Анализ развития детей по образовательным областям – ежегодно, по окончании учебного года (в мае-июне).

Показатели развития зависят от возраста ребенка. Результаты мониторинга по отдельным показателям записываются в таблицы, составленные отдельно для каждой возрастной подгруппы (младшей, средней, подготовительной), а затем обобщаются. Это дает возможность выработать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и  скорректировать план педагогической работы организации на предстоящий

учебный год.

Итоговый мониторинг развития ребенка происходит перед его выпуском из детского сада. Педагогическая коллегия рассматривает индивидуальную педагогическую карту ребенка, обсуждает его достижения за прошедший год и за все время посещения детского сада, а также задачи по

его дальнейшему развитию. На основании всей этой информации составляется характеристика выпускника детского сада. Один экземпляр характеристики остается в детском саду, а другой передается родителям ребенка.

Для наблюдения за индивидуальным развитием детей могут

использоваться разные инструменты, шкалы или таблицы наблюдений.

Авторы программы рекомендуют для использования пособие по педагогическому наблюдению Л.В.Свирской «Методика ведения педагогических наблюдений».

В соответствии с ПООП, при оценке качества реализации Программы необходимо учитывать образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка.

С этой целью дошкольные организации могут проводить анкетирование родителей при поступлении ребенка в детский сад и по итогам учебного года, собирать отзывы родителей выпускников детского сада. Вопросы качества

образовательной деятельности регулярно поднимаются на родительских собраниях и встречах, на индивидуальных консультациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сравнительный анализ программ

Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются  программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"...

Сравнительный анализ программ по физической культуре ФГТ и ФГОСТ.

Сравнительный анализ попреемственности программ физической культуры "Планета знаний" и программы "Истоки"....

Сравнительный анализ программ ФГОСТ и ФГТ

Сравнение образовательной программы школы и федеральных государственных требований к дошкольному учреждению в аспекте преемственности....

Проведение сравнительного анализа современных программ по следующим критериям (в таблице)

Для всех программ характерна постановка задач, направленных на решение задач раздела, то есть непосредственно развитие речи детей, а также воспитание и развитие детей. Методический характер задач прис...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»...

Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой «Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным чле...