"Социально - эмоциональное развитие дошкольников"
статья (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Статья знакомит с тем, как важно развивать социально - эмоциональную сферу дошкольников.И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тодораш Л.А. МАДОУ "ДС №250 г. Челябинска"

Аннотация: статья знакомит с тем, как важно развивать социально - эмоциональную сферу дошкольников. И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным. Вырастет ли он целенаправленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая, т. к. каждый новый период развития связан с перестройкой межфункциональных связей, видов деятельности, типов общения.

Эмоциональное благополучие человека- его уверенность в себе, жизненные успехи - во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые преобразования, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства как любовь, ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие является важнейшей основой нравственного воспитания.

Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то наши дети вырастут добрыми, правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

Основным приоритетом в настоящее время выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.         Сегодня обществу требуются творческие личности, способные принимать решения и отвечать за них, планировать и прогнозировать, моделировать и создавать.  

Программа социально – эмоционального развития  " Я, ТЫ, МЫ" Князевой О.Л., направлена на становление базовых свойств личности ребенка, самооценки и образа "Я", эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми, что соответствует новым требованиям времени, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное  общество с его демократическими тенденциями развития.

Программа состоит из трех основных разделов.

- уверенность в себе

- чувства, желания, взгляды

- социальные навыки.

Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, и по работе с родителями.

Цель программы - будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Мы педагоги творчески подходим к планированию, моделированию своей работы, и поэтому обратили внимание и остановились на данной программе.

Накопленный опыт, дал возможность выработать стратегию по педагогической работе. Содержание программы органично интегрируется  в канву содержания основной программы.

Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной деятельности, театральной  по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а так же с игровой деятельностью.

В нашем случае наиболее подходящая модель – включение программы в   педагогический  процесс, через кружковую деятельность.

Вместе с тем для большей эффективности используем разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, тренинги, отдельные режимные моменты.

Данная программа естественно и органично интегрировалась в целостный педагогический процесс.

Работая  по данной программе возможно  гибко распределять  ее содержание в течение дня. Специально организованные занятия, тренинги  проводить в первой половине дня, по подгруппам 10 – 12 человек. Продолжительность занятия  соответствует норме возрастной группы. Количество занятий в неделю – одно, в месяц два, или три зависит от количества дней в месяце.  

Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Дети порой требуют дополнительных объяснений, ответов на вопросы. И мы пришли к выводу, что наиболее эффективно воспитательно-образовательное взаимодействие педагога с детьми происходит через активный метод обучения - тренинг.

Тренинг (английский язык . training от train "обучать, воспитывать") — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Цель обучения – умение мыслить, размышлять, осмысливать, развивать мыслительную, творческую деятельность.

- тренинг- это своеобразная форма работы, когда при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения.

- тренинг- метод создания условий для самораскрытия ребенка и самостоятельного поиска  способов решения своих проблем.

Проспект тренинга.

- название

- цель

- введение  в изучаемую проблему.

- постановка изучения задач конкретной ситуации.

- групповая, индивидуальная работа

- групповая дискуссия

- обсуждение различных точек зрения.

- оценка результатов анализа.

- выбор наилучшего решения.

- подведение итогов принятия решений

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что специфика проведения тренинга отличается от проведения занятия. Прежде всего, время  проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. Но время проведения не должно превышать 20 – 25 минут.         Значительна роль личности педагога. Упражнения, используемые им в работе,  являются, не более чем инструментом, результат применения которого зависит не, сколько от качества инструмента, сколько от личности педагога. От его творчества, знаний детской психологии, умений зависят процессы самораскрытия и само актуализации детей.

Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог добивается чувственно – познавательной эго – вовлеченности.

Такие как:

- ролевая игра

- психологические этюды

- групповая дискуссия

- психо-гимнастика

- тренировка поведенческих навыков

- анализ ситуации

- элементы психо-диагностики.

- рефлексия

Таким образом: специфическими чертами тренинга являются:

- объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении себя и друг друга.

- создание атмосферы доверия и творческой свободы.

- развитие и открытие новых качеств личности.

- реализация творческого потенциала и достижения оптимального уровня жизнедеятельности.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоционального развития ребенка.

И поэтому совместное проведение тренингов с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе. На наш взгляд эта форма взаимодействия приобретает более открытый и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие педагога, родителей, детей.

В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы мы включаем в планирование совместную работу с родителями и детьми один раз в месяц. Время проведения  вторая  половина дня, продолжительность 40 – 50 минут. Количество не превышает 6 – 8 семей.

Таким образом: используя  в педагогической деятельности   тренинг - методы достигаются более высокие результаты в работе с детским коллективом, по повышению уровня личной, интеллектуальной, социально- психологической готовности детей к школьному обучению многокомпонентному образованию.

Сплав компонентов, которых способствует возникновению нового отношения детей к себе, к окружающей среде, формированию в них  начальных умений в области учебной деятельности, формированию таких качеств, благодаря, которым они общаются с другими людьми, с учителем. Включаются в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.

Дети в нашей стране должны быть счастливы.  Это  возможно только при  условии подлинного личностного развития каждого ребенка

Список литературы

  1. "Концепция дошкольного воспитания."
  2. "Психогимнастика в детском саду"  Алябьева Е.А.
  3. "Психологические игры и тенинги в детском саду" Чернецкая Л.В.
  4. Программа социально - эмоционального развития дошкольников "Я-Ты-Мы" Князева О.Л.
  5. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры" Минаева В.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Социально-эмоциональное развитие дошкольника

Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей...

Проект по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекци...

Доклад "Создание среды для социально - эмоционального развития дошкольников"

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к пр...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

В данном материале представлена рабочая программа кружка "Я и мир вокруг". Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений...

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...