Сообщение из опыта работы на тему " Личностно -ориентированные технологии в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Светлана Владимировна Хиялова
Подготовила для педагогического совета сообщение из опыта работы на тему " Личностно - ориентированные технологии в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_hiyalova.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы на тему:

 «Личностно – ориентированные

 технологии в ДОУ»

на педагогическом совете  №3

                              Подготовила и провела:

                                          Хиялова Светлана Владимировна

         воспитатель

                                               высшей квалификационной категории

                                            Согласовано: старший воспитатель

                                                  ___________________Хисамиева А.Ф.

                                              Дата проведения:   1 апреля 2021г.

2020 – 2021 учебный год

Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современных  учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей,  потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Воспитательно-образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности  и  интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Формы личностно – ориентированной технологии:

игры, игровые упражнения – в нашей группе большое внимание я уделяю сюжетным играм. Вместе с детьми по их желанию  изготавливаю новые атрибуты к играм, постоянно обновляю игровые зоны, иногда даже мелочь (очки, скатерть и т. д.) способствует развитию сюжета игры. Часто ненавязчиво я предлагаю застенчивым детям выполнить главную роль, подбадривая их; хвалю, когда у ребенка все получается.

Для того, чтобы детям было интересно в нашей группе, имеется много различных конструкторов и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется. Игровые упражнения я часто использую при организованной деятельности.

наблюдения- наблюдения за детьми помогают мне  лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности; помогают педагогам понять, как можно помочь ребенку, если это требуется. С детьми нашей группы я постоянно провожу наблюдения за живой и неживой природой, что развивает у них любознательность, интерес.

этюды – разыгрывая этюды с детьми, я  развиваю чувство ритма, музыкальные способности, каждый ребенок может самореализоваться. Здесь  часто использую похвалу, подбадриваю ребенка, обращаю внимание на его достижения.

праздники и досуги - дети любят участвовать в праздниках, поэтому каждому ребенку я стараюсь дать маленькую роль. Благодаря этому, стеснительные дети уверенно выступают перед гостями. Вместе с детьми я тщательно продумываю украшение группы, учитываю предложения всех детей.  

подвижные игры - при организации подвижных игр я стараюсь вовлечь в игру каждого ребенка. При этом, не принуждая к игре, придумываю игры вместе на правах партнерства, усложняю правила. Каждый раз я хвалю  детей за что – то новое, интересное, за ловкость, быстроту, подбадриваю тех, кто стесняется.

Большое значение  придаю  изготовлению дидактического материала в соответствии с целями и задачами организационной деятельности. В группе много пособий по подготовке к обучению грамоте, по математике. Планируя работу с детьми, я опираюсь  на уровень развития ребенка. С этой целью вначале и конце года  провожу  мониторинг развития каждого ребенка.

Умение проявить себя является неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку. Поэтому, планируя деятельность с детьми, я строю воспитательно – образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, показать, что у него получается лучше всего, открыться с лучшей стороны.

Для того, чтобы реализовать личностно – ориентированную технологию необходима развивающая среда. Поэтому я  в группе тщательно продумываю все игровые зоны. В группе имеются легкие мягкие модули, которые дети передвигают по группе, разнообразные наборы конструкторов, стелажи с игрушками.  Иногда дети сами предлагают изготовить тот или иной атрибут, я  это только поощряю. Хвалю  за инициативу.

Применение личностно – ориентированной технологии невозможно без соблюдения безопасных условий для развития личности ребенка. В нашей группе все оборудование подобрано в соответствии с возрастными особенностями, надежно прикреплено. На участке вместе с родителями мы устраняем неполадки. При планировании деятельности с детьми я  уделяю большое внимание личностным отношениям. Стараюсь  при этом учитывать привязанности детей, их интересы.

Одной из важнейших задач является создание условий для формирования таких отношений в группе, которые бы позволили ребенку чувствовать себя очень комфортно. Я стараюсь уважать каждого ребенка в группе. В течение рабочей смены с каждым ребенком  устанавливаю тактильный контакт (для кого- то это рукопожатие, поглаживание по руке, голове и т. д.). С утра  обращаю внимание на эмоциональное состояние детей. Обсуждая с детьми разные возникающие ситуации, я учу детей сопереживать, жалеть других людей. Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково.

При планировании стараюсь уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальность, интересы и возрастные особенности.

Поскольку игра – это ведущий вид деятельности каждого дошкольника, то и организованную деятельность с детьми я  планирую в форме игры. При этом руковожу игрой таким образом, чтобы каждый ребенок был чем - то занят. Это должно соответствовать его интересам. Организуя образовательную деятельность с детьми, часто использую такие методы, как непринуждённая помощь, поощрение.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому строить воспитательно – образовательный процесс необходимо так, чтобы в деятельности педагог находился «на уровне глаз» ребенка.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоретете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»

Сообщение  из опыта работы  по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...

Презентация на тему "Личностно - ориентированная технология в работе с дошкольниками".

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отнош...

Презентация на тему: «Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»

laquo;Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»АктуальностьРаннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал....