ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА УЕДИНЕНИЯ И РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Надежда Сергеевна Лушина

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА УЕДИНЕНИЯ И

РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.

«Уголок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. Это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

Основной целью организации уголка уединения в группе является - преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников. Исходя из цели можно выделить основные задачи, а именно: создание положительного эмоционального микроклимата в группе; формирование позитивного отношения ребенка к сверстникам и взрослым; организация систематической работы по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе; способствовать комфортной организации режимных моментов; обеспечить индивидульный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.  

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в раннем возрасте будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 2–3 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули. Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_relaksatsii_i_uedenineniya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА УЕДИНЕНИЯ И

РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.

«Уголок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. Это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

Основной целью организации уголка уединения в группе является - преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников. Исходя из цели можно выделить основные задачи, а именно: создание положительного эмоционального микроклимата в группе; формирование позитивного отношения ребенка к сверстникам и взрослым; организация систематической работы по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе; способствовать комфортной организации режимных моментов; обеспечить индивидульный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.  

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в раннем возрасте будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 2–3 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули. Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).

Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно. Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).

2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.

3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Оснащение «уголка уединения» в раннем и младшем возрасте: сухой бассейн; сухой душ; мягкие подушки или мягкая мебель; сонные игрушки (часто применяются в период адаптации); фотоальбомы с семейными фотографиями; телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней; материалы для песочной и водной терапии; любимая вещь мамы; пищащие игрушки.

Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме

 Игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции. Груша (подушки) для битья и боксерские перчатки, поролоновые подушки, «Подушки с упрямками» мишени, мешочки с крупой для метания - стаканчик, кувшин или горшок для крика, панно для метания мяча, «Коврик злости», коробочка или мешочек гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй, порви» (набор бумаги для разрывания).

Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

 Помогут детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение: - Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), - «Мешочки настроений», - «Коробочки добрых дел», - Игры для дыхательной разминки, - Стул для размышлений, - Массажные мячи – «ежики» (массажеры). - Игры с песком, водой.

Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету): цветные клубочки, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания, тактильные, сенсорные коврики. «Тактильные мешочки», волшебный пластилинчик, камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую; дидактическая игра «Собери бусы», емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами

Стул настроения - служит для того, чтобы сидя на нем не более минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Стульчик примирения - самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению. Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие: «Азбука настроения», «Коврик дружбы», дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», - шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», - «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», - оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слѐз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "коврик" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт с помощью «Коробочки Мирилки» и книжки – раскладушки со стишками – мирилками. «Коробка примирения» - коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т. д.). «Маски настроения», маски, изображающие разное настроение. «Книга доброты» - альбом с размещенными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей «Коробочки добрых дел». «Добрая корзинка», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за совершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Повышение самооценки. Волшебные предметы: плащ, башмачки, шляпа волшебника, волшебная палочка, дудочки, короны, веера, цветик-семицветик, башмачки, шкатулки, волшебные коробочки , «Волшебные бобы» и т. д. Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей, помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности. Наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям. «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик». Игра «Твистер». Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.

2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.

МБДОУ Детский сад №29 «Рябинка»

Воспитатель: Лушина Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

Особенности организации образовательного процесса  в группах раннего возраста....

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...