Доклад "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
статья

Чекина Анжела Александровна

Воспитание экологической культуры начинается с младшего дошкольного возраста, на протяжении дошкольного детства дети осваивают разнообразные умения и навыки, получают знания о живой и неживой природе, явлениях окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury_doshk.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие экологической культуры в современной литературе…………4
  2. Особенности воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
  3. Использование игровой деятельности в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12


Введение

В условиях современного общества достаточно актуальной проблемой является воспитание экологической культуры подрастающего поколения, данная проблема отражена в основных документах, на основе которых строится обучение и воспитание детей дошкольного возраста, в частности, одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста способствует не только познанию объектов и явлений окружающего мира, но и воспитанию наблюдательности, самостоятельности, других важных качеств личности.

Дошкольное образование считается первым важным уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Экологическое развитие – одна из сторон этого процесса. Воспитание экологической культуры начинается с младшего дошкольного возраста, на протяжении дошкольного детства дети осваивают разнообразные умения и навыки, получают знания о живой и неживой природе, явлениях окружающего мира. Важным средством воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста являются организация игровой деятельности.

Цель работы: представить возможности игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольного возраста.

            Задачи:

  1. Изучить понятие экологической культуры в современной литературе.
  2. Представить особенности воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
  3. Выявить особенности использования игровой деятельности в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста.
  1. Понятие экологической культуры в современной литературе

Сущность понятия «экологическая культура», цель и задачи воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста определены в исследованиях С.Н. Николаевой, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской и других авторов.

С.Н. Николаева воспитание экологической культуры понимает в качестве составной части нравственного воспитания [6]. В понятие экологической культуры автор вкладывает единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Автор также отмечает, что на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Большое значение в воспитании экологической культуры имеет процесс формирования экологических представлений, которые формируются в процессе организованных занятий и в повседневной жизни дошкольников [7].

В современной литературе представлена цель воспитания экологической культуры дошкольников, которая заключается в формировании ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей ребёнка среде, строящегося на базе экологического сознания [2].

В цели воспитания экологической культуры дошкольников важным признаётся формирование ответственного отношения к природе. В исследованиях Л.М. Маневцовой [4] под ответственным отношением к природе понимается сложная характеристика личности, включающая в себя понимание законов природы, которые определяют жизнь человека, данная характеристика личности базируется на соблюдении нравственно-правовых принципов природопользования, заключается в активной созидательной деятельности, направленной на изучение и охрану среды, пропаганду идей правильного природопользования. Основным условием формирования ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста является организация разнообразной деятельности дошкольников, которая направлена на изучение и улучшение отношений между природой и человеком [9].

Анализ литературных источников позволил нам перечислить задачи воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста:

- обогащение знаний детей о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;

- формирование понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;

- привитие практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

- развитие художественных способностей, эстетических чувств, умений замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;

- развитие связной речи детей, обогащение и активизация словарного запаса, развитие диалогической речи, доказательной речи, обучение составлению рассказов [8].

Представленные выше задачи решаются во взаимосвязи на протяжении всего периода дошкольного детства, при этом важным является учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста [7].

  1. Особенности воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Успешность воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста может быть обеспечена пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети дошкольного возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия [9].

Основной задачей воспитателя в организации работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста является формирование первоначальных ориентиров в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе, понимания необходимости различных условий для их жизни [3].

Анализ программных требований программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» позволило нам прийти к выводу об организации работы по воспитанию экологической культуры детей на основе принципов коммуникативно-познавательной и игровой деятельности детей, которое обогащается современным развивающим содержанием. Данный подход в организации воспитания экологической культуры дошкольников способствует:

- развитию интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (миру животных и растений);

- формированию первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе;

- формированию экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру [10].

Дети дошкольного возраста характеризуются слабой организацией внимания, неусидчивостью, малой сосредоточенностью на одном и том же предмете в течение длительного времени, в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста необходимо постоянно переориентировать детей на разные виды деятельности. Также воспитателю необходимо помнить о том, что слова для детей дошкольного возраста являются абстрактными понятиями, поэтому необходимо подкреплять их наглядностью, которая способствует формированию зрительных образов предметов и действий с ними [10].

Формирование правильного отношения к растениям и животным является конечным результатом и показателем экологической воспитанности детей младшего дошкольного возраста, проявляется в добровольном и активном участии дошкольников в организованной взрослым совместной деятельности, которая направлена на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных качеств, накопление эмоционально-чувственного опыта общения детей с объектами природы, формируется гуманное отношение детей к природе. Знания и представления, которые ребенок получает при организованном воспитании экологической культуры, способствуют становлению осознанно-правильного отношения к природе.

  1. Использование игровой деятельности в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста

В воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста широко используется игровая деятельность [1]. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Группу игр с готовым содержанием при ознакомлении дошкольников с природным окружением представляют дидактические и подвижные игры.

В современной литературе дидактические игры определяются как игры, имеющие правила и готовое содержание. В ходе организации дидактических игр происходит уточнение, закрепление, расширение имеющихся у детей дошкольного возраста представлений о предметах, явлениях природы, животных и растениях. Дидактические игры также оказывают влияние на развитие психических процессов, способствуют применению дошкольниками полученных ранее знаний в новой ситуации, активизируют словарь. В процессе дидактической игры у дошкольников появляются возможность для оперирования предметами природы, их сравнения, анализа отдельных внешних признаков и их изменений. Кроме того, дидактические игры позволяют развивать умения обобщения и классификации.

Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение идёт за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры представляют собой игру, в которой используются различные предметы, имеющиеся в природе, к примеру, листья деревьев и кустарников, семена растений, цветы, фрукты и овощи. В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», и т.д. В процессе предметной игры происходит уточнение, конкретизация, обогащение представлений дошкольников о свойствах и качествах разнообразных природных объектов.

К настольно-печатным играм относятся игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки, примерами таких игр являются «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д. Игры данного вида способствуют уточнению, систематизации, классификации знаний и представлений дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры данного вида часто сопровождаются словом, которое предваряет восприятие картинки или сочетается с ним, при этом дошкольники учатся восстановлению образа предмета по слову. Данный вид игр предназначен для нескольких участников, используются в повседневной жизни. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети чаще всего в процессе данного вида игр осуществляют подбор картинок, на которых изображены цветы, овощи, фрукты, животные, подбор происходит попарно или с выкладкой на общую карту. В старшем дошкольном возрасте проводятся игры с классификацией предметов и их обобщением.

Словесные игры представляют собой вид игр, в содержание которых входит разнообразие знаний и представлений дошкольников и само слово. Данный вид игр способствует закреплению знаний детей свойств и признаков различных предметов. В некоторых играх происходит обогащение и систематизация знаний и представлений дошкольников. В ходе словесных игр происходит развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи дошкольников. Примерами таких игр являются: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Важную роль в развитии дошкольников играют творческие игры, которые тесно связаны с природой. В них происходит отражение дошкольниками впечатлений, полученных в процессе непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни. Основной особенностью данного вида игр является организация и проведение их в соответствии с инициативой детей, при этом дети действуют самостоятельно. В процессе данного вида игр происходит усвоение знаний дошкольников о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), детьми осознаётся роль труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (игры с песком, снегом, глиной, камнями, шишками и т.д.). Данный вид игр способствует познанию дошкольниками свойств и качеств материалов, происходит совершенствование чувственного опыта детей. Воспитатель при руководстве играми данного вида дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основой для проведения опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других — нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении?

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. На первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.


Заключение

Изучение возможностей игровой деятельности в качестве средства воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста позволило сделать ряд важных выводов.

Основная цель воспитания экологической культуры дошкольников заключается в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде, строящегося на базе экологического сознания. Данная цель реализуется через ряд задач: формирование экологических понятий, осознанного отношения к природе, участие в экологической деятельности. Цель и задачи воспитания экологической культуры дошкольников отражаются на отборе содержания, в которое включается формирование знаний, умений, навыков, отношения, ценностных ориентаций, организация практико-ориентированной деятельности.

Были выявлены основные особенности воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста, при этом сделан вывод о необходимости учёта возрастных особенностей дошкольников, а также о необходимости использования игровой деятельности.

В практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений широко используются дидактические игры — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Были также представлены возможности подвижных и творческих игр в воспитании экологической культуры дошкольников.


Список литературы

  1. Богуславская, Е.О., Смирнова Н.П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 2001. - 158 с.
  2. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012. – 190 с.
  3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. - М.: Перемена, 2011. - 57 с.
  4. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. - СПб, 2011. – 190 с.
  5. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 2013. - 63 с.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
  7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2012. - 336 с.
  8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
  9. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2012. – 210 с.
  10. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: Детство – пресс, 2012. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...

Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечес...