Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ
статья (младшая группа)

Лидия Игоревна Лебедева

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.odt16.13 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Личностное развитие детей с нарушением интеллектуального развития средствами арт-терапии»

Актуальность: Практика применения арт-терапии при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития , при ДЦП , умственной отсталости .

Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арт-терапии так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

К основным методам арттерапии относятся – изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, лепка (пластилин и глина).

Цели и задачи: Арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития позволяют решать следующие задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов - М.: издат. Центр "АКАДЕМИЯ", 1997.
  2. Амелина А. Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. – М.: Смарт, 2008. – 367 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании./Под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко,Л. Н. Комисаровой, Т. А. Добровольской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 248 с.

Повышение теоретического, научно-методического уровня

Работа с детьми

Сентябрь

«Удивительный знакомый мир» (знакомство)

«Цвета и настроение»

«Помощь друзей»

Дидактический и вспомогательный материал

Октябрь

«Волшебная вода» - игры с водой

«Прогулка по волшебному лесу»

«Сквозь звезды»

Итоговое занятие «Я – это ты…»

Дидактический и вспомогательный материал

Ноябрь

«Такие разные краски»

«Разноцветная красота»

«Северное сияние»

Выставка работ

детского творчества.

Декабрь

«Зимнее настроение»

«Зимние цветы»

«Волшебные снежинки»

«Новогодняя ёлочка»

Выставка рисунков, участие в конкурсе

Январь

«Чудеса, да только»

«Волшебные колокольчики»

«Веселые ложкари»

« Все мы музыканты»

Дидактический и вспомогательный материал

Февраль

 «Волшебная бумага»

« Подарок для мамы»

Выставка рисунков, участие в конкурсе

Март

«Разноцветные ленточки»

«Весенний хоровод»

«Веселый каблучок»

Раздаточный, дидактический  материал

Апрель

«Три медведя»

«Теремок»

Кукольный театр

Май

«Сухой песок»

«Песочное море»

«Рисуем картину»

Игры с песком

В течение года

Практика применения арт-терапии при работе с детьми

Самореализация

По плану ФДО и др. образовательных институтов

Участие в семинаре- практикуме,

вебинаре, повышение квалификации по выбранной теме

Получение сертификата или удостоверения

По плану учреждения

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Личностное развитие детей с нарушением интеллектуального развития средствами арт-терапии»;

3. Изучить новинки методической литературы.

      Составитель:                                                                              Лебедева Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....

Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.

В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста....

Практикум на тему: "Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ посредствам художественно – эстетического творчества"

Цель практикума – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений и способствовать формированию у дошкольников эстетического и художественного вкуса, а так же развития интереса к творчеству.Зада...

Индивидуализация как основной принцип организации свободной деятельности в ДОУ

Статья раскрывает оссобенности психических процессов детей 6-7 лет....

Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.Цель работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – переструктурирование жизнен...