Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.
консультация

Головко Мария Модестовна

В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golovko_m.m._kolosovskiy_detskiy_sad.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                   

                                                                                                                                   М.М.Головко

                                           музыкальный руководитель МБДОУ «Колосовский детский сад»

                                                                                                     с.Колосовка, Омской области

Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.

        В музыкальной практике встречаются дети с разными способностями, которые, в основном, наиболее ровно выражены. Встречаются воспитанники с менее раскрытыми и развитыми способностями, наряду с этим уровень некоторых детей говорит об одарённости и даже талантливости.

ФГОС предполагает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Одарённость – это превышение, опережение норм развития. В рамках общего музыкального развития одарённому ребёнку недостаточно этого объёма, требуется более углублённое музыкальное развитие с дополнительным захватом времени.  В  «Стратегии развития воспитания в РФ»  предусмотрено формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей.

Понятно, что музыкально одарённые дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе.

Основная идея практики: ранее выявление одарённости и создание оптимальных условий для её развития. Именно раннее развитие даёт устойчивые положительные результаты.  Музыкальный слух формируется в возрасте до 3 лет. Любое впечатление и любой опыт , полученные в возрасте до 3 лет, становятся частью основания сформировавшейся личности. Лучшие результаты развития одарённости достигаются в тесном контакте с семьёй ребёнка. Принимая во внимание зарубежную практику, в частности, опыт японского педагога Масару Ибуки, родителям можно закладывать черты музыкальной гениальности ещё во внутриутробном возрасте малыша. Несомненно и доказано учёными колоссальное положительное влияние классической музыки на все живые организмы. М. Ибука предлагает матери в период беременности и в возрасте малыша до 1 года давать ему слушать классическую музыку и это переходит просто в потребность. Мы даём слишком малую нагрузку мышлению и памяти ребёнка. Способности ребёнка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребёнка, а принуждение – худший способ обучения. Главное – пробудить интерес. Многие взрослые, равнодушные к искусству, подтверждают, что причиной нелюбви к музыке было принуждение, либо отсутствие условий для возникновения интереса.

        В связи с вышесказанным необходима именно ранняя диагностика. Предлагаю детям различные музыкальные тесты исключительно в виде игры.

1. Учитываю, чтобы тестовые методики соответствовали возрастным нормам;

2. Тестирование проходит в доброжелательной атмосфере;

3. Тестовый материал выбираю доступный, в удобном диапазоне.

По результатам тестирования выявляю задатки ритмических, слуховых, вокальных способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. В деятельности с воспитанниками раннего возраста очень важна положительная мотивация. Стараюсь развивать образную сторону восприятия музыки ( через образы животных, птиц, игрушек и.т.д). Развитие детских способностей осуществляю через игровые технологии. Нельзя исключать импровизацию и театральную деятельность, это яркая форма самореализации ребёнка, следует лишь настроить ребёнка на успех. Дети не закомплексованы, как взрослые, необходимо сформировать положительное восприятие своего творчества, установку на успех.

Разработка для одарённого ребёнка индивидуального маршрута включает подготовку сольных номеров для концертных мероприятий, конкурсов и др.

Пути реализации: выступление в РДК, участие в конкурсах муниципального и областного уровня, также различных уровней через медиа - средства. Намечаем пути для обеспечения преемственности поступления в ДШИ или кружка в ЦДТ.

        Привлечение родительской общественности способствует повышению компетентности родителей в вопросах развития природных задатков своих детей.

         Развитие способностей ведётся по нескольким направлениям:

  • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • наличие постоянного интереса к музыке; стремление к творческому самовыражению.

В работе необходимо сбалансировать интерес ребёнка, его стремление к получению знаний  и здоровьесбережение, чтобы нагрузки на детский организм не превышали допустимый уровень, учитывать охрану детского голоса .Расширение певческого диапазона с применением практики В.Емельянова использую в практике с младшими дошкольниками, так как при игровом подходе в вокализации голос работает в защитном режиме.  --   Развитие творческого потенциала детей с привлечением средств медио

      -  Образования (использую в работе для наглядности, расширения           кругозора и творческого представления, для улучшения мотивации  воспитанников и.т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут по музыкальному развитию ребёнка с признаками одарённости.

Цель индивидуального маршрута: раннее выявление , поддержка и сопровождение одарённых детей....

Психологическое сопровождение детей с признаками одарённости. Презентация

В презентации представлена система работы в дошкольном учреждении с детьми с ярко выраженными способностями в различных областях деятельности....

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»...

Выступление на семинаре по теме: «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одарённости в соответствии с ФГОС»

Работа с одаренными детьми актуально для государства и поэтому, миссия госсударства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой и интелл...

Поддержка и развитие дошкольников с признаками одарённости

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного иск...

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Юные таланты»

Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творче...

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ                        ...