Проект по адаптации детей с ОВЗ к условиям в ДОУ
проект

Филимонова Вера Сергеевна

социально-просветительский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-prosvetitelskiy_proekt.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»»

Смоленского района Смоленской области

Проект

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ»

Составила: воспитатель 1 категории

Филимонова Вера Сергеевна

д.Жуково

2019-2020уч.г

 «Детство  важнейший период человеческой жизни,

 не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

     Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья начало посещения детского учреждения связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Это важный этап, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Ребенок не сразу привыкает к новым социальным условиям; непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Поскольку адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья не безграничны, переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития, обострению хронических заболеваний. Поэтому для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны воспитателей группы и всех специалистов дошкольного учреждения, а также просветительская работа педагогов с родителями (или законными представителями) детей.

      Адаптация детей может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания, состоянием здоровья и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в дошкольное учреждение изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка» является весьма актуальной.

     Практика работы убедительно показывает, что установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижает уровень заболеваемости у детей в адаптационный период.  Активное участие родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения, формирование у воспитанников положительных эмоций, позволяют значительно облегчить адаптацию детей.

     Успешная адаптация ребенка в детстве – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Цель проекта: успешная социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка».

Задачи:

1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для оптимальной социализации детей, обеспечение эмоционального комфорта.

2. Формирование у детей положительной ассоциативной связи с дошкольным учреждением.

2. Преодоление стрессовых состояний у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к группе.

4. Формирование активной позиции родителей по отношению  к процессу адаптации детей, расширение родительской компетентности.

Вид проекта: социально-просветительский

Участники проекта: воспитатели, психолог, медсестра, дети и их родители.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь, а также в течение года по мере поступления детей.

Принципы работы:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы МБДОУ ЦРР детский сад «Рябинушка».

2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей и состояния здоровья.

3. Проведение адаптационных занятий и игр.

4. Осуществление систематического контроля за психо-эмоциональным состоянием ребенка в группе (воспитатели, психолог, медсестра).

5. Наблюдение за состоянием здоровья: самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра).

6. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

Прогнозируемый результат:

  • благоприятное прохождение  периода адаптации у детей;
  • психологический комфорт детей в период адаптации;
  • преобразование предметно-развивающей среды;
  • консультационный материал для педагогов и родителей.

Механизм   оценки  проекта:

  • результаты медицинского обследования  воспитанников;
  • психологический  мониторинг детей;
  • анкетирование  родителей и педагогов;
  • наблюдения за детьми, ведение адаптационных карт.

Этапы работы в период социальной адаптации

Содержание

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Изучение методической литературы.

Составление планов работы с детьми и родителями.

Подготовка диагностического инструментария.

Создание комфортной предметно-развивающей среды.

сентябрь

педагоги

Основной этап - работа с детьми

Знакомство детей с группой, друг с другом.

Диагностика вновь поступивших детей.

Экскурсия по детскому саду: «Рябинушка» - наш общий дом».

Цикл детско-родительских занятий.

Организация и проведение игр.

Организация и проведение игровых занятий.

Творческая деятельность.

сентябрь-ноябрь

педагоги

Основной этап - работа с родителями

Знакомство родителей с режимом работы учреждения, группой, педагогами.

Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка».

Памятка для родителей, поступивших  детей.

Цикл детско-родительских занятий.

Буклет «Все о социальной адаптации ребенка».

Консультация «Факторы, влияющие на течение адаптационного периода»

Консультация «Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации».

Семинар-практикум «Адаптационные игры для детей»

Участие в социо-культурных мероприятиях и творческой деятельности.

Фото-газета «Здравствуйте, это – я!»

сентябрь-ноябрь

педагоги

Заключительный этап

Оформление адаптационных карт на каждого ребенка.

Родительское собрание по итогам адаптационного периода.

Фото-отчет.

 

ноябрь

педагоги

План педагогической деятельности в период социальной адаптации

Направления работы

с детьми

родителями

педагогами отделения

Поэтапный прием детей в группу.

Сопровождение режимных моментов.

Цикл детско-родительских занятий.

Проведение адаптационных игр.

Индивидуальные занятия с детьми.

Анкетирование родителей.

Цикл детско-родительских занятий.

Групповое консультирование и практикум по теме адаптации.

Индивидуальные консультации для родителей с тяжелой адаптацией.

Подготовка информационного материала.

Психолого-педагогическая комиссия по зачислению детей в МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка».

Ведение адаптационных карт.

 

Социально-педагогические технологии,

 используемые в работе с детьми в период адаптации

Факторы, влияющие на течение

  адаптационного периода

Цикл детско-родительских занятий

(проводятся 1 раз в неделю)

Дата

Тема занятия

Задачи

Участники

Сентябрь

1 неделя

Божья коровка

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

педагог

родители

дети

2 неделя

Мячик

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движения.

Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

педагог

дети

3 неделя

Веселый Петрушка

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Развитие общей и мелкой моторики.

педагог

дети

4 неделя

Мыльные пузыри

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

педагог

родители

дети

5 неделя

Мишка

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры.

педагог

дети

Октябрь

1 неделя

Непослушные мышата

Преодоление упрямства, негативизма.

Формирование положительной самооценки.

Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

педагог

родители

дети

2 неделя

Колобок

Сплочение группы, обучение детей навыкам сотрудничества.

Снятие страхов перед сказочными героями.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

педагог

родители

дети

3 неделя

Котята

Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость).

Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.

Развитие моторики, координации движений.

педагог

родители

дети

4 неделя

Музыканты

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.

педагог

родители

дети

Перспективный план работы с детьми в период адаптации

День недели

1 неделя

«Давайте познакомимся»

2 неделя

«А вот и я!»

3 неделя

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

4 неделя

«Много красок у меня – выбирай любую»

Сентябрь

Понедельник

«Ласковое имя», «Ладонь на  ладонь» - Д/и

«Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с

групповыми атрибутами

«Обнималки» - телесная терапия

«Сороконожка» - Д/и

 «Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Найди игрушку в песке» - песочная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Дождик» - игровая деятельность по изо

«Музыканты» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

Вторник

«Игра с песком»- песочная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками

«Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия

«Матрёшка» - Д/и

«Котята» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Котенок» - рисуем пальчиками

«Игра с песком» – песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

Среда

«Весёлый петрушка» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Непослушные мышата» - игровая деятельность

«Солнце или дождик» - Д/и

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайка серенький сидит..» - Д/и

«Пальчики» - пальчиковая гимнастика

«Обнималки» - телесная терапия

«Почитай мне сказку» - сказкотерапия

«Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения

«Обнималки» - телесная терапия

Четверг

«Божья коровка» - игровая деятельность

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мишка»- игровая деятельность

«Бабочка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Украсим Ляле бант» - игровая деятельность по изо

«Зайка» - подвижная игра

«Обнималки» - телесная терапия

Пятница

«Мячик»- игровая деятельность

 «Песочные следы» - песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Пропавший» малыш» - пальчиковая игра

«Обнималки» - телесная терапия

«Капустка» -  пальчиковая игр

«Мишка»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

День недели

1 неделя

«Когда мои друзья со мной»

2 неделя

«Вместе весело шагать»

3 неделя

«Радуга чувств»

4 неделя

«Вместе – целая семья»

Октябрь

Понедельник

«Назови ласково», «Ладонь на  ладонь» - Д/и

«Солнышко»- изодеятельность

 «Обнималки» - телесная терапия

«Матрёшка» - Д/и

«Котята» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

 

«Найди игрушку в песке» - песочная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Дождик» - игровая деятельность по изо

«Музыканты» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

Вторник

«Игра с песком»- песочная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайка серенький сидит..» - Д/и

«Пальчики» - пальчиковая гимнастика

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайчик» - рисуем пальчиками

«Игра с песком» – песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

Среда

«Непослушные мышата» - игровая деятельность

«Солнце или дождик» - Д/и

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Весёлый петрушка» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Почитай мне сказку» - сказкотерапия

«Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения

«Обнималки» - телесная терапия

Четверг

«Божья коровка» - игровая деятельность

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мишка»- игровая деятельность

«Бабочка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Пропавший» малыш» - пальчиковая игра

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

Пятница

«Капустка» -  пальчиковая игр

«Мишка»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

 «Песочные следы» - песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Цветочная полянка» - игровая деятельность по изо

«Зайка» - подвижная игра

«Обнималки» - телесная терапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...

"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект   "Добро пожаловать!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации....

"Здравствуй кроха!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....