консультация на начальном этапе работы с логопедом
консультация (старшая группа)

Неверова Ирина Викторовна

это нужно знать родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы ожидаем от логопеда при первой встрече? 

Зачастую ожидаем живого искреннего участия, активного внимания к проблеме и грамотной консультации. В результате первой диагностики родитель должен понять, что делать с ребенком, как и когда. Логопед, по идее, должен кратко описать этапы работы, прогнозируемые сроки и ожидаемые результаты. Однако ко мне приходит много родителей от логопедов, с которыми они занимались не один месяц, а этой информации так и не получили. 

Сейчас родителям стоит брать в свои руки заботу о ребенке и, хотя бы минимально, но иметь представление о том, что должен делать логопед, что ожидать от занятий, и какие домашние задания выполнять дома. 


Дело в том, что каждый логопед строит работу с семьей по-своему. Кто-то очень прозрачно ведет занятия, дает домашние работы и отслеживает результаты на каждом занятии. Кто-то же говорит примерно: «Это длительный процесс, быстрых результатов не ждите», но при этом может не давать домашнего задания и не пускать родителей на занятия. 

На первой консультации логопед должен уточнить состояние (в зависимости от возраста): 

1. Звукопроизношения (есть возрастные нормы, например, звук [р] в 3 года ждать бессмысленно, он появится примерно после 5 лет).

2. Артикуляционного аппарата.

3. Фонематического слуха.

4. Грамматического строя речи: 

-словообразование (дом-домик);

-словоизменение (по падежам, родам и числам);

-связная речь.

5. Языкового анализа и синтеза (н-р, место звука в слове). 

Грамотный логопед, в зависимости от возраста ребенка, расскажет о нормативах речи и возможных трудностях в развитии. После первой консультации родитель должен четко понимать, что делать с ребенком. 

С такими вопросами обращаются чаще всего: 

1. «У нас нарушены звуки».
2. «У нас нарушены звуки, путает мой, моя, ошибки в окончаниях и другие трудности…» 
3. «Ребенок не говорит. Что делать?» 

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ

1. «У нас нарушены звуки» 
Над каждым звуком время работы индивидуально. Приблизительно 2-3 месяца необходимо для постановки и автоматизации звука в речи (при условии регулярных занятий и отсутствии патологий речевого аппарата).

Параллельно можно брать 2-3 звука, и вести их от постановки до полного введения в речь (н-р, звуки [с] и [л] можно отрабатывать сразу, а параллельно готовить базу для звуков [р] и [ш]). Это делают не все логопеды в силу разных причин. Но если нарушено много звуков, ребенок справляется и готов к занятиям, а логопед работает только с одним, то это в разы удлиняет срок работы. Если ребенок может взять больше, просите изменить формат занятий. 


Логопед каждое занятие отмечает успехи и трудности ребенка, дает обратную связь родителям, дает подробное задание в тетради. 


ВЫ МОЖЕТЕ присутствовать на занятии (если хотите) и видеть, что и как делает логопед, чтобы дома хорошо заниматься. Отговорка, что ребенок хуже себя при Вас ведет безосновательна. Надо просто договориться с ребенком. Зачастую, и правда, ребенку комфортно самостоятельно заниматься, и этот формат может хорошо подготавливать к школе. Выбор за Вами! 


Дома ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо выполнять ежедневные домашние задания, иначе при посещении логопеда 2 раза в неделю без домашнего закрепления сроки работы над звуками увеличатся с 2-3 месяцев до 4-5, а то и более, в зависимости от нарушения. 


Если нет домашних заданий – ТРЕБУЙТЕ!!! С конкретными пояснениями, какие задания на что направлены (бессмысленно учить трудные стихи просто так, чтобы лучше говорил, все задания должны решать конкретные задачи). 

2. «У нас нарушены звуки, путает мой, моя, ошибки в окончаниях и другие трудности…» 

На занятии 30-40 минут невозможно отработать и звуки, и грамматический строй. Поэтому ряд заданий логопед может давать домой на самостоятельную работу с систематическими объяснениями. 

Важно понимать, какую задачу Вы перед собой ставите. Если это подготовка к школе и у Вас мало времени, то стоит активно включиться в работу в тандеме с логопедом, возможно, дефектологом. Повысить регулярность посещений и «догнать» сверстников, чтобы быть готовым к обучению в школе по обычной программе. 

Если у Вас до школы несколько лет, то можно настроиться на пару лет планомерной работы, с выполнением всех домашних заданий, при необходимости, с подключением других специалистов. 

Если к 7-ми годам ребенок не готов к обучению по обычной программе, то сейчас по новым ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) ребенка отправляют на ПМПК (Психологого-Медико-Педагогическую Комиссию), там специалисты определяют образовательный маршрут.

3. «Ребенок не говорит. Что делать?» 

Это один из самых сложных вариантов нарушений. 


Безречевой ребенок - это системное недоразвитие. Масса причин, проявлений, как и диагнозов. Главное, что логопед должен понимать всю структуру дефекта, объяснить подробно родителям, что с ребенком происходит, а еще как он будет выстраивать коррекционную работу. 

РОДИТЕЛИ в работе с НЕГОВОРЯЩИМИ детьми – это своего рода - ПАРАСПЕЦИАЛИСТЫ, которые занимают активную позицию. Обязательно присутствуйте на занятиях, спрашивайте все, что Вас интересует. Хороший логопед, который знает свою работу, всегда поделится знаниями, поддержит Вас и подробно объяснит особенности заданий. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимированная презентация для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи(на начальном этапе работы с конструктором LEGO).

Цель: развитие конструктивных способностей.Задачи: учить моделировать светофор по схеме;совершенствовать мелкую моторику рук;закреплять знания ПДД;воспитывать усидчивость, интерес к процессу конструир...

Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.

Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....

Автоматизация звука "Л" на начальном этапе работы

Презентация поможет в игровой и интересной форме провести занятие с дошкольником...

Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.

   Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и...

Консультация для родителей «Этапы работы с играми «Друдл»

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:...