Развивающие и воспитательные возможности игры
статья (подготовительная группа)

Кемерова Любовь Александровна

Игра для ребёнка важнейший способ познания мира. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_i_vospitatelnye_vozmozhnosti_igry.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развивающие и воспитательные возможности игры».

                                          Содержание:

  1. Введение.

Игра – как важнейший способ познания мира.  

  1. Основная часть.

А) Влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка.                                                                                                   Б) Педагоги, психологи, деятели искусств об игре в дошкольном возрасте;

В) Функции игры в педагогическом процессе;

Г) Классификация игр и их роль в формировании детского коллектива.

  1. Заключительная часть.

  1. Список литературы.

Введение.

                         «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок».

                                                                                В.А.Сухомлинский.

Игра для ребёнка – важнейший способ познания мира. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей её жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причём не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.  

Игра – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира, впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы , преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.

Основная часть.

Игра – явление многогранное, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия  на мир. Игру называют «королевой детства», т.к. наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребёнка. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, своё тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра  основной вид деятельности – способ самовыражения, она является выражением определённого отношения личности к окружающей действительности.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «… игра для них -  учёба, игра для них – труд, игра для них -  серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Отечественные психологи Л С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн считали, что через игру обеспечивается социальное обусловленность психического развития ребёнка. Главное место в детской игре занимают общественно значимые мотивы. Основной мотив игры, по мнению психолога С.Л.Рубинштейна – это переживание значимых для ребёнка сторон деятельности.

Л.С.Выгодский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда».

Известный кинорежессёрГ.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади – стуле, ребёнок не думает, что стул под ним, - это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - это гора». Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребёнка игрой высказывал А.С.Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками.

Умение играть ребёнок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся  ребёнок – это, без сомнения, играющий ребёнок. Полноценная игра как специфически детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.  При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания (мышления, воображения, упрочению его интересов, развитию речи). Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается её значение для нравственного развития ребёнка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

Развивающие функции игры – обеспечивает развития личности как целостной системы, её психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.).

Игры различные по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка.

●Развитие эмоционально – волевой сферы.

●Обогащение представлений об окружающем мире.

● Формирование коммуникативных навыков.

● Формирование культурного поведения.

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Классификации, созданные разными авторами в разное время, опираются, например, на их воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности в играх  или чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие игрового материала, количество игроков, место проведения, степень педагогического управления играми) и т.д.Каждый из подходов в той или иной мере, разумеется, имеет право на существование, а в совокупности они ещё раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры. В основу одного из современных вариантов классификации детских игр С.Л.Новосёлова закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. В связи с этим представляется возможным выделить три класса игр, которые исторически связаны между собой.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры:

 А. Игра – экспериментирование;

Б. Самостоятельные сюжетные игры:

 - сюжетно-отобразительные;

 - сюжетно-ролевые;

 - театрализованные.

 - режиссёрские;

Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры - обучающие:

 - дидактические игры;

 -  сюжетно-дидактические;

 - подвижные;

 - досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные).

Третий класс – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные).

  Каждый вид игры выполняет определённые функции.

Сюжетно–ролевая игра – это деятельность, в которой ребёнок моделирует действия, поведения взрослых.

Принципы сюжетно-ролевой игры:

  1. Взрослый играет с ребёнком или ребёнок играет сам.
  2. Ребёнок играет на протяжении всего на протяжении всего дошкольного детства.
  3. Постоянное обогащение сюжета.

Структура сюжетно-ролевой игры:

  1. Игровой замысел.
  2. Сюжет, который включает ряд событий.
  3. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  4. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  5. Правила.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этап. Ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребёнка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап. Отобразительная игра. Действия ребёнка направленны на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта.

Третий этап. Сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В зависимости от сюжета игры подразделяются:

● Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рожденья» (большое место уделяется кукле).

●Игры на производственные и общественные темы, в которых отображается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолёт, корабль).

● Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т.д.).

● Игры на темы литературных произведений, кино,-теле,- и радио передач: в моряков и лётчиков, в «Зайца и Волка», «Чебурашку и крокодила  Гену» (по содержанию мультфильмов, кинофильмов.

Таким образом, воспитательные, образовательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь, активизирует словарь ребёнка. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, теряться в присутствии незнакомых лиц. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы позволяют им думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Классификация театрализованной игры:

  1. Настольные игры (игрушки, картинки) устойчивые, эстетически правильнооформленные.
  2. Стендовый театр.
  3. Фланелеграф.  
  4. Теневой театр (прозрачная плёнка, подвески, плоские тёмные фигуры).
  5. Пальчиковый театр.
  6. Игры импровизации.
  7. Игры драматизации (шапочки, маски, костюмы).

В игре драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельностьявляется источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

Стоительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают предметный окружающий мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельностью и является коллективным. Различия между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре,  прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений.  

Игры с правилами.

Дидактические игры представляют собой многословное, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средствами всестороннего воспитания ребёнка. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельностью детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник или команда в целом объединены решением главной задачи. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по её законам, т.е. отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

● С предметами, игрушками и природным материалом.

● Словесные (формирование грамматически правильной связной речи, обогащение словаря).

● Настольно-печатные (лото, домино, парные картинки).

●Музыкально-дидактические.

Структура дидактической игры:

  1. Обучающая задача.
  2. Игровые правила (цель которых организовать действия, поведение детей в игре, правила или разрешают, или запрещают, или предписывают детям что-то делать определённым образом. Элемент соревнования мобилизируетигру.
  3. Игровые действия (есть рисунок сюжета, игры).

Таким образом, дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Она содействует развитию у детей дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных или практических задач. В этом их развивающая роль.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребёнка, характерезующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазание, ловле и т.д. Большое внимание подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Виды подвижных игр:

● Сюжетные.

● Без сюжетные.

● С элементами спорта.

Подвижной игре присуще следующие черты:

- наличие мотивов (для кого или чего).

- средство реализации игры.

- планомерные действия (правила).

- результат.

Источниками подвижной игры с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.Таким образом, правила в подвижной игре выполняют организационную роль: или определяют её ход, последовательность действий, взаимоотношение играющих, поведение каждого ребёнка, правила обязывают подчинится цели и замыслу игры.

Заключение.

Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнкурадость и удовольствие уже самим своим процессом. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации.Таким образом, даже краткий анализ ресурсов детской игры, её видов и этапов становления, с одной стороны, вводит нас во внутренний мир ребёнка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, а с другой – убеждает в том, что она действительно выступает неустранимой естественной потребностью человеческой природы, уникальным явлением социальной жизни, а поэтому объектом серьёзного изучения со стороны специалистов. Игра в прошлом и настоящем существует и как самостоятельный вид человеческой деятельности, и как органичная составляющая других видов деятельности (например, учения, искусства, спорта и др.). Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения.  

    Реализация игровых техник в работе с детьми облегчает адаптацию детей к          новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основы коммуникабельности в обществе:                                                             •разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами;

•учитывать позиции, желания, потребности других людей;

•произвольно контролировать своё поведение и управлять им.


Список литературы.

Хрипкова А.Г. и др. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика 1979 год.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. Москва «Просвещение» 1983 год.

Бондаренко А.К. Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Москва «Просвещение» 1983 год.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение» 1991 год.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва «Просвещение» 1991 год.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва. Издательский центр «Академия» 2008 год.

Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка. ООО «ТЦ Сфера» 2009 год.

Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. Москва Дрофа 2010 год.

Захарова Т.Н. Ролевые игры в детском саду. ООО «Академия развития» 2011 год.

Журнал Дошкольное воспитание №10 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательные возможности театрализованной деятельности в ДОУ"

«Ах детство, детство! Все-то в его глазах нарядно, велико, необъятно, исполнено тайного смысла, все зовет подняться на цыпочки и заглянуть туда, за небо».В. Астафьев На утренниках и раз...

Воспитательные возможности театрализованной деятельности

описание работы по обуяению детей дошкольного возраста развитию речи посредством кукольного театра....

Консультация для педагогов "Развивающие, обучающие, воспитательные возможности сюжетно - ролевой игры"

Консультация для педагогов с целью обобщения представлений о развивающих, обучающих, воспитательных возможностях сюжетно - ролевых игр в дошкольном возрасте...

Воспитательные возможности мини музея в детском саду

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях...

Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка

Ранний  возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольс...

Воспитательные возможности игры

Воспитательные возможности игры в воспитательно– образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения...