Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками
статья (средняя группа)

Глущенко Оксана Васильевна

 

 

Знакомство дошкольников  с  календарно-обрядовыми  праздниками  является, как  развитию вышеназванных  качеств,  так  и  частью  воспитания у  них  патриотизма  и  чувства  гордости за  свой  народ, за  с в о ю  многонациональную   страну, а  это  одно  из   важнейших  направлений  в   реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников  с  календарно-обрядовыми  праздниками  является, как  развитию вышеназванных  качеств,  так  и  частью  воспитания у  них  патриотизма  и  чувства  гордости за  свой  народ, за  с в о ю  многонациональную   страну, а  это  одно  из   важнейших  направлений  в   реализации ФГОС ДО.

Направленность

работы состоит  в изменении   подходов  к    содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.

Интегративная деятельность, которую рекомендует использовать ФГОС,  связана  с развивающим,  личностно-ориентированным  обучением.  Инновационный  подход   позволяет   интегрировать   сведения   из  разных   областей  знаний  для   решения  одной проблемы   и   применять   их   на    практике.

Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное странствие,  где каждый шаг ставит новые вопросы и приносит новые открытия – в  странствие   по  вечному, но  бесконечно  переменчивому    миру   народных   Традиций.  Полагаю,  использованная   система   работы  окажет   положительное   влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к    русской народной культуре. Приобщая детей к истокам русской народной

культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся,  будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого  можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий    все самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано   много,  поскольку  обращение   к  отечественному    наследию   воспитывает   уважительное   отношение  людям  всех   национальностей, гордость  за  землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать   культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к  культурным   традициям других народов.

Таким  образом,   нравственно –патриотическое  воспитание  детей  является   одной  из  основных   задач   дошкольного   образовательного    учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать   детям    начальные   знания   о   Родине,  базисные  представления   о   нашей   стране, народе, обычаях, истории, культуре.  Наши современники педагоги, психологи занимались и занимаются   проблемами    нравственности,   т.е.   формированием    эмоционально–положительного    отношения   к   людям   разных  национальностей.

Народные   праздники,  как   совместная   деятельность дошкольников и взрослых оказывают большое влияние на    усвоение детьми нравственных норм, воспитание толерантного отношения   к    людям   других    национальностей, а  это  особенно   актуально  в  нашей

многонациональной стране.

Работу   по знакомству  детей  с   русскими  народными  календарно-обрядовыми праздниками можно   проводить  по следующей модели:

- планирование работы с детьми;

- изучение авторских программ, инноваций;

- знакомство дошкольников с русскими народными календарными

праздниками;

- создание предметно–развивающей среды в группе;

- активное использование возможностей музыкального воспитания

детей.

Семья

- педагогическое просвещение родителей;

- родительские собрания;

- привлечение родителей к подготовке и проведению календарно-

обрядовых праздников.

Совместная работа педагога и детей

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы   работы с   детьми  по   знакомству   с   русскими    народными   календарно-обрядовыми праздниками:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3.Рассматривание  изделий   народного   искусства,  иллюстраций,  альбомов, открыток.

4.Выставки  в   мини-музее   изделий   русского   декоративно-прикладного искусства.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в

детском саду.

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

8. Заучивание  считалок, закличек,  прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

9. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

  1. Метод  наглядности  (рассматривание  изделий,  иллюстраций,  альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
  2.  Словесный  (беседа,  использование  художественного  слова,  пояснения).
  3. Практический  (самостоятельное  выполнение  детьми  декоративных  изделий,  использование  различных  инструментов  и  материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев,  песен).

4. Частично-поисковый.

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет

включения проблемной ситуации в ход занятия).

6. Сотворчество.

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Большое  и  разностороннее  влияние   праздников  на  личность ребенка позволяет  использовать их как сильное педагогическое  средство.

Сам  ребенок   при  этом   испытывает   удовольствие,  радость. Тематика   и   содержание  русских   народных   праздников    имеют нравственную направленность.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать   основы

Народной   культуры, опыт   нравственного  поведения,   умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного   отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует:

- подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по

ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе   всех   видов   продуктивной   деятельности,  физкультурных,  музыкальных  занятиях, а также вне;

- содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию

нравственного поведения;

- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной,

утомляющей детей;

- максимальное вовлечение всех детей в народном празднике;

- включение  в  программу   праздника   подвижных игр,  танцев,  разученных  с   небольшими

Подгруппами   детей   или   со  группой, выступления взрослых в качестве героев  представления;

- праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их

продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от

содержания самого праздника;

-  после   праздника  в  последующие  дни  по  желанию   детей   повторяются  песни,  хороводы, игры,  которые  им  больше  всего   понравились  и   запомнились.

Это   позволяет закрепить  праздничные  впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

-  фиксация  наиболее  запомнившихся  моментов   праздника  в   продуктивной деятельности;

- дети должны принимать посильное участие в подготовке народных

праздников и развлечений, что в свою очередь является важным условием

воспитания нравственного и толерантного поведения;

- все народные праздники и развлечения доставляют детям радость,

создают веселое настроение; развивают инициативу и самостоятельность;

воспитывают такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое

отношение к окружающим;

- праздники обогащают жизнь детей радостными переживаниями;

в  ходе   народного   праздника   и   развлечений   развивается   творческая   активность детей, их любознательность и познавательные процессы.

Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.

Подбор художественных народных произведений, песен, закличек,  игр.

Подбор методической литературы.

Создание мини-музея «Русская изба».

Картотека сценариев праздников.

Работа проводится   в соответствии с образовательными областями,  рекомендованными ФГОС:

 «Познавательное развитие»:

- Занятия («Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок

девицы гадали», «Из истории русского народного костюма» и др.);

- Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения за

сезонными изменениями в природе, создание мини-музея «Русская изба»;

- Беседы («Что нам осень принесла», «Зимние забавы», «Праздник

масленицы» и др.)

 «Социально-коммуникативное

развитие»:

- Подвижные игры;

- Дидактические игры;

- Сюжетно-ролевые игры;

- Театрализованные игры;

- Чтение художественной литературы, заучивание наизусть потешек,

закличек, пословиц и поговорок и т.д.

 «Художественно-эстетическое

развитие»:

-  Рисование   («Осенняя  березка»,  «Масленица  барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);

-  Аппликация   («Осенний   ковер», «Игрушки  для   зверят  на  рождество», «Проводы зимы» и др.);

-  Лепка («Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке» и  др.);

-  Ручной труд («Куклы из соломы», «Куклы наших прабабушек», «Рождественские подарки» и др.);

- аппликация («Встреча перелетных птиц», «Березка проснулась» и  пр.);

- конструирование из конструктора ЛЕГО («Русская изба», «Мебель  наших предков», «Русская печь» и пр.)

Выставки совместного труда детей и родителей («Барышня осень»,

«Пасхальные куличи и яйца», «Чьи блины вкуснее» и др.)

-  Музыкальные  занятия,  включающие  тематику  календарно-обрядовых праздников;

- Совместная  деятельность  с  педагогом:  разучивание  попевок,  потешек, закличек, колядок, хороводов  под   музыку; игра  на  шумовых  народных инструментах.

- Развлечения: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица»  и др.

Театральные представления.  Велась  работа  и  с  родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...