Развитие памяти
занимательные факты (младшая группа)

Кужугет Айзана Чингисовна

Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_pamyati.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти

Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки, опыт, впечатления.

Развитие памяти является жизненно необходимой задачей, потому что благодаря ей мы имеем возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт, накопленный предыдущими поколениями, для решения различных повседневных задач. Без памяти человек просто перестает быть личностью. Поэтому память, чтобы она была очень хорошей – нужно постоянно развивать. То есть, не только тогда, когда вам нужно что-то запомнить, например, во время учебы, а всегда. Существует много способов развития памяти, и все они по-своему хороши и эффективны. В этой статье я расскажу вам о самых популярных и самых лучших из них, чтобы вы, воспользовавшись этими способами, сделали свою память поистине феноменальной. Хорошая память, друзья, будет способствовать вашему успеху и процветанию.

Как развить память

Мнемотехника, мнемоника. Это совокупность приемов и методов, помогающих запоминанию определенных типов информации. Суть любой мнемотехники, которую также часто называют “мнемоникой” заключается в следующем: для каждого слова или словосочетания придумывается, а еще лучше – выбирается какой-нибудь хорошо знакомый образ, с которым это слово или словосочетание связывается. То есть, нужно заменить абстрактный объект понятиями, которые будут связаны с визуальным, аудиальным или чувственным представлением. Чем лучше ассоциации, между получаемой человеком информацией и определенными, хорошо известными ему образами, тем крепче информация будет сидеть в голове. Лучше всего использовать визуальные образы для привязки к ним информации. Мозг наш лучше всего запоминает именно образы, поэтому чтобы улучшить память – необходимо разговаривать со своим мозгом на языке образов. Но если вы ярко выраженный аудиал или кинестетик, тогда для вас будет лучше привязать информацию к каким-нибудь звукам, мелодиям, чувственным ощущениям.

Таким образом, для эффективного запоминания информации, необходимо увязывать ее с яркими, необычными образами, которые хорошо отпечатываются в памяти. Этот метод мнемотехники очень сильно развивает воображение, а от воображения зависит качество усвоения прочитанного материала. Скажем, если вы, читая книгу, ассоциируете прочитанное с ярким образом, и не только из своей жизни, но и с придуманным вами самим образом, то потом, со временем, когда вы к этому привыкните, вы будете представлять себе различные образы достаточно четко и сможете привязывать их к определенной информации, которую будете получать из тех же книг. Из этого следует, что чем лучше у вас будет развито воображение – тем более развитой может стать ваша память, так как вы сможете привязывать получаемую вами информацию к имеющимся в вашей голове образам.

В процессе запоминания нужного вам материала, привязывайте всегда любую информацию к какому-то реальному или воображаемому вами предмету или ситуации. Допустим, запоминаете вы цифру один – представьте ее в виде гвоздя, или, запоминаете вы слово воздух, представьте себе некую полупрозрачную массу, окутывающую нашу планету. Важно, чтобы каждое слово ассоциировалось у вас хоть с каким-то образом. В общем, всегда соединяйте слова и целые куски информации, с каким-нибудь зрительным образом, или еще можно сказать – с определенной картиной из жизни, чтобы она не была просто информацией, а имела форму. Желательно с очень ярким и необычным образом соединять информацию, тогда потом вам будет гораздо проще вспомнить ее, вспомнив сам образ. Чтобы запоминать большие объемы информации с помощью зрительных образов – запоминайте несколько образов в определенной последовательности, то есть, соединяйте образы друг с другом, чтобы они выстраивались в одну целую картину. Тогда привязанная к этой картине информация будет лучше систематизирована, что упростит ее запоминание. Скажем, если вы решили запомнить часть прочитанного, соединив эту информацию с образом того же кресла, стоящего в вашей комнате, то следующий кусок информации, соедините с полом, на котором стоит это кресло, чтобы получилась связь [кресло стоит на полу]. То есть, определённая часть информации – это кресло, пол, стена, потолок, дерево на улице, с которыми она у вас ассоциируется. А чтобы эти части были друг с другом соединены, нужно соединить эти образы, представив себе целостную картину всех описанных вещей.

Специалисты, работающие с памятью, обычно рекомендуют использовать проверенный и хорошо зарекомендовавший себя метод под названием “Римская комната или метод Цицерона”, при котором человек запоминает нужную информацию, привязывая ее к определенной домашней обстановке или какому-то предмету [образу этого предмета в его голове]. Потом, когда эту информацию нужно вспомнить, необходимо воспроизвести давно известные элементы интерьера и как за веревочку начать вытаскивать привязанные к ним образы нужных фактов, событий, понятий. Опишу для вас этот способ более подробно, все-таки, именно он чаще всего используется для развития памяти, вкупе с другими похожими способами. И те люди, которым я его рекомендовал – положительно о нем отзывались.

Метод римской комнаты [Метод Цицерона]

1. Создаем матрицу или опорные [основные] образы. Это – уже известные нам предметы, к которым будем привязывать нужную для запоминания информацию.

Для этого вы можете использовать обстановку хорошо знакомой вам комнаты, или всю свою квартиру, офис, квартиру подруги/друга, а также путь на работу или в магазин, любой другой знакомый маршрут, часто посещаемые вами места в городе. В общем, нужно вообразить что-то, что вы хорошо знаете и помните. Именно поэтому чаще всего речь идет о комнате – к которой мы привыкли и хорошо ее знаем, как свои пять пальцев.

Имейте в виду, что в этом деле важно запомнить и соблюдать определенную последовательность опорных образов. Двигаться по комнате, запоминая те или иные предметы, следует по часовой стрелке, а также идти по правой стороне улицы. Опорные образы – это, как я уже сказал, известные, хорошо знакомые нам образы. Например, обстановка в вашей комнате: дверь, окно, потолок, угол, стена, люстра, картина, шкаф, книги, стол, стул, настольная лампа, монитор, телевизор, балконная дверь, ковер, гладильная доска, диван, тумбочка и другие вещи. Дорога на работу вам тоже наверняка хорошо знакома: скамейка, газон, березка, мусорный бак, столб, школа, детский сад, остановка, газетный киоск, магазин, урна и так далее. Вот ко всему этому нужно привязать отдельные части информации, которую вы хотите запомнить.

2. Закрепляем матрицу. Теперь нужно несколько раз пройтись по комнате и хорошенько все в ней запомнить. Закрепите последовательность наблюдаемых вами образов. Можно сделать это мысленно, то есть, можно вспомнить комнату и мысленно по ней пройтись, запомнив последовательность образов. Благодаря этому укрепляется “нить”, на которую мы будем нанизывать новую информацию, которую хотим запомнить. В общем, запоминание предметов в комнате не должно быть хаотичным – нужно строгая последовательность. Потому что наш мозг тем лучше все воспринимает и запоминает, чем более осмысленной и логичной является получаемая им информация.

3. Привязка. Теперь вам нужно привязать к знакомым образам необходимую для запоминания информацию. К примеру, вы хотите запомнить слова: сердце, мышь, дождь, певица, мяч, лошадь, молоток, игрушка, ведро, облако, сом, шина, груша. Для запоминания этого списка слов цепляем слова на нашу матрицу [нанизываем на нить]. Для этого мы используем обстановку комнаты [опорные объекты, указанные в примере выше].

Давайте рассмотрим с вами пример подобного запоминания. Допустим, вы говорите себе: Я подхожу к двери и вижу, как на ней висит огромное красное сердце, я открываю дверь и вижу, что в угол бежит толстая мышь размером с поросенка, я поднимаю свой взгляд на стену, по которой струятся частые капли дождя, на стене висит картина, а на ней певица, широко открывая рот, исполняет песню, на полу лежит маленький красный мячик размером с горошину, из книги на полке галопом выскакивает оранжевая лошадь и так далее. Принцип запоминания именно такой. Мы из информации делаем целый рассказ, причем очень красивый и необычный – наполненный яркими, с одной стороны хорошо знакомыми, а с другой, непривычными образами – производящими на нас впечатление. Такое сложно не запомнить. По этой причине, кстати, многие писатели пишут увлекательные рассказы, наполненные необычными образами, которые достаточно детально описываются в книге, чтобы отпечататься в памяти. Поэтому люди помнят содержание этих книг.

4. Правила запоминания. Теперь рассмотрим несколько важных правил запоминания информации.

  • Новые образы «цепляем» на места, которые имеют хорошее освещение, чтобы эти образы были достаточно четкими;
  • Меняем размеры различных образов на противоположные. То есть, маленькие увеличиваем, а большие делаем мелких размеров [мышь размером с поросенка, маленький красный мячик размером с горошину];
  • Делаем связку, так называемый “крючок” между знакомым [опорным] образом и новым ярким, интересным, необычным, динамичным – производящим сильное впечатление [для этого лучше использовать какое-нибудь действие или непривычный цвет]. Если молоток будет просто лежать на столе, то это как-то скучно и поэтому может не запомниться. А вот стук молотком по столу – запоминается лучше. А если им стукнуть по чему-нибудь еще более интересному, то вы этого точно не забудете. Думаю, понятно почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений

Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...