Формирование мотивационной готовности детей к школе
консультация

Сухань Лилия Витальевна
Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека. Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и, в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни. Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д.… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека. В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов: - социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а так же на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»; - учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому; - оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»; - позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»; - внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому что так мама сказала»; - игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там модно играть с друзьями». Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер. Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость. Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе? » - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду. Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс. Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач: - формирование у детей правильных представлений о школе и учении; - формирование положительного эмоционального отношения к школе; - формирование опыта учебной деятельности; Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни: радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления. При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации. - Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах. - Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат. - Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи. - Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше. - Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой. - Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование мотивационной готовности детей к школе»

Достигая  возраста  6-7  лет,  дошкольники  готовятся  стать  учениками.  Близится  время

начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.

Все чаще у родителей  и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со

школьной  нагрузкой, сможет  ли  хорошо  учиться  и  как  максимально  подготовить  его  к  школе. Озабоченность  этими  вопросами  понятна:  ведь  от  того,  насколько  успешным  будет  начало школьного  обучения,  зависит  успеваемость  школьника  в  последующие  годы,  его  отношение  к школе и обучению в целом и, в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.

Одним  из  компонентов  готовности  к  обучению  в  школе  является  мотивационная готовность.  Согласно  определению,  мотив  –  это  внутреннее  побуждение  к  активности.  В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и  правилах  поведения,  принятых  в  обществе  и  т.  д.…  Любое  действие  или  любой  поступок человека  обусловлена  мотивом  или  их  совокупностью,  которые  «запускают»  активность человека.

В  структуре  мотивов,  определяющих  отношение  дошкольников  к  приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:

-  социальные  мотивы,  которые  основаны  на  понимании  необходимости  и  общественной

значимости  обучения,  а  так  же  на  стремлении  ребенка  к  социальной  роли  школьника.

Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как:  «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;

-  учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;

-  оценочные  мотивы,  проявляются  тогда,  когда  ребенок  стремится  получить  положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с  таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

-  позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника  таких  как:  «В  школе  учатся  большие  дети,  поэтому  я  хочу  в  школу,  мне  купят портфель, тетради и дневник»;

-  внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому

что так мама сказала»;

-  игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием  этого  мотива  говорят:  «Я  хочу  в  школу,  потому  что  там  модно  играть  с

друзьями».

Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка

индивидуальны.  Каждый  из  перечисленных  мотивов  в  какой-либо  степени  присутствует  в мотивационной  структуре  дошкольника,  ребенка  6-7  лет.  Каждый  из  мотивов  оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.

Достаточная  сформированность  учебно-познавательного  и  социальных  мотивов  в

сочетании  с  оценочными  мотивами  в  целом,  оказывает  положительное  влияние  на  успешность усвоения  знаний  в  школе.  Влияние  позиционных  и  внешних  мотивов  на  процесс  обучения несущественно.  А  преобладание  игрового  мотива  оказывает  негативное  влияние  на  школьную успеваемость.

Сложность  оценки  мотивов  обучения  у  детей  обусловлена  тем,  что  вовремя  беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые  ждут  от  него  взрослые.  На  вопрос:  «Ты  хочешь  учиться  в  школе?  »  -  дошкольник отвечает  утвердительно.  Этому  есть  объяснение:  ребенку  в  возрасте  6-7  лет  сложно анализировать  свои  желания  в  отношении  еще  не  знакомой  ему  ситуации,  таким  образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение.  Однако  дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду.

Формирование  мотивов  обучения  и  положительного  отношения  к  школе  –  одна  из

важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.

Работа  воспитателя  по  формированию  у  детей  мотивов  учения  и  положительного

отношения к школе направлена на решение трех задач:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности;

Для  решения  этих  задач  в  учебно-воспитательном  процессе  используются  различные

формы  и  методы  работы:  экскурсии  в  школу,  беседы  о  школе,  чтение  рассказов,  заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.

Рассказы  и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны  школьной  жизни:  радость  детей,  которые  идут  в  школу,  значимость  и  важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения  в  школе  и  на  уроках.  Очень  важно  показать  детям  образы  «хорошего  ученика»  и «плохого  ученика»,  строить  беседу  с  дошкольниками  на  сравнении  образцов  правильного  и неправильного повеления. При  организации  игры  в  школу  можно  использовать  сюжеты  различного  содержания: игра  в  школу  после  экскурсии  на  урок  в  1  классе  закрепление  полученных  представлений,

моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения).

Для  формирования  мотивационной  готовности  детей  к  обучению  в  школе  педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

-  Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.

-  Способствуйте  формированию  у  ребенка  веры  в  свои  силы,  не  допускайте  снижения самооценки  ребенка.  Каждый  раз,  когда  ребенок  прилагает  усилия  для  выполнения  задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно  исправить, чтобы улучшить результат.

-  Способствуйте  развитию  у  ребенка  навыков  общения:  учите  ребенка  дружить,  разделять  с друзьями успехи и неудачи.

-  Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес  –  это сильная

мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.

- Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха

в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.

- Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

"Формирование мотивационной готовности детей к школе"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе, через использование сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»

В данной презентации представлен опыт работы по программе  «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников», с использов...