Конспект занятия "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Титаренко Наталия Николаевна

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

ТЕМА «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Программное содержание:

Расширять знания детей  о силе и славе богатырской Руси. Формировать представления о русском воине-богатыре  - защитнике Отечества. Способствовать укреплению исторической памяти Отчизны.

Воспитывать любовь к Родине, мужество, интерес и уважение к славной жизни наших предков; стимулировать в мальчиках  желание подражать богатырям.

Предварительная работа:

Знакомство с зарождением Руси, подвигами славянских князей: Олега, Святослава, Владимира Красно Солнышко.

Чтение былины об Илье Муромце, книги из серии «Наше  Отечество».

Рассматривание репродукций картин художников и икон Святых воинов.

Прослушивание отрывков из «Богатырской симфонии » А. Бородина.

Словарная работа: богатырь, герой, дружина, Отчизна, Святой, набат.

Оборудование: Репродукции картин художников-передвижников В.Верещагина, В. Васнецова, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитвна. Иконы:  «Георгия Победоносца», «Александра Невского», «Иоанна Воина».

Музыкальное оформление:  Фрагменты «Богатырской симфонии» А. Бородина, темы богатырей М.Мусоргский «Картинки с выставки», «Богатырские ворота».

Художественно-продуктивная деятельность: Поделка «Богатырские доспехи». Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, краски, кисти.

                               

                                                 Ход занятия                      

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воинах-богатырях земли Русской, о их славе, доблести и их ратных подвигах. Многие защитники нашего  Отечества впоследствии стали Святыми. Вспомните, каких  Святых вы уже знаете?

Дети: Серафим Саровский, Сергий Радонежский,….

Педагог: Святые – это люди, которые принимали на себя страдания и совершали подвиги не ради себя, а во имя других, во имя Бога, Отчизны, они и стали называться Святыми. Богата земля Русская великими людьми. Рассмотрим картины («Богатыри» В. Васильева, Илья Муромец, конники со стрелами и др.)  послушайте стихотворение:

                То не в горных отрогах лавины шумят –

                 Русь выходит с врагом  побороться!

                То не грозные молнии в небе блестят-

                То сверкают клинки новгородцев!

                С Богом, братья, суровую песню начнем,

                Как за Русь наши предки стояли!..

Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Дети: О богатырях. О силе и храбрости наших предков, о Руси…

Педагог: Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

Дети: Святой. Великой. Богатырской.

Педагог: Вот, что сказал поэт о Руси

                    Русь моя твои дубравы,

                    Нивы, села, города –

                    Память подвигов и славы,

                    Войн, молитв, любви, труда!

                                                       (Е.Санин)  

 А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

Дети: Значит, люди на Руси были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей –  и дружина умела побеждать.

Педагог: Как вы думаете , откуда бралась эта непобедимая сила у наших предков?

Дети: Они постоянно тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком; упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте; упражнялись в скачках на конях, боролись друг с другом: кто кого победит?

Педагог: Да, тренировки очень помогали. А начал их еще князь Святослав, который еще в детстве собрал свою дружину и стал со своими сверстниками упражняться в воинском искусстве. И, став взрослыми, после каждого боя они, отдохнув, опять тренировались. Также учили свои дружины и великие полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской. В этих тренировках росла и крепла дружба воинов-дружинников (от слова «дружба» войско в те времена  называли ДРУЖИНОЙ), росли и взаимная выручка, и крепкое братство, что помогало побеждать врага.

Авы умеете упражняться в силе и ловкости?  Покажите!

Игра:  «Перетягивание  каната».

Педагог: Русь богатырская была прекрасной и сильной. Никто победить ее не мог. И много песен и былин о ней слагали.

Дети читают стихи:

                                        Широка ты, Русь.

                                        По лицу земли

                                        В красе царственной!

                                        Развернулася!

                                        У тебя ли нет

                                        Богатырских сил,

                                        Старины святой

                                        Громких подвигов?

                                 

                                       Уж и есть за что,

                                       Русь могучая,

                                       Полюбить тебя,

                                       Назвать матерью!

                                          Встать за честь твою

                                          Против недруга,

                                          За тебя в нужде

                                          Сложить голову…

Педагог: Горячо любили  наши предки свою Отчизну, Русь Великую, потому и защищали ее со всей богатырской силой.  А вы любите Россию?

Ответы детей: ….

Педагог: Но враги постоянно нападали на землю Русскую, и часто звенели набатом колокола, собирая воинов.  (Фонограмма колокольного звона).

Дети:                                И голосила набатом звонница,

                                          Надрывались колокола…  

                                          На границе чужая конница,

                                          Вражья сила на Русь пошла…

Воспитатель: И собирались на бой витязи- богатыри, И вот уже приготовилась Русь к бою.

Дети:                                Русь Святая! Стяг со Спасом,

                                         Звон кольчуги, Блеск копья,

                                        Щит и лук, колчан с запасом.

                                         В бой! – За отчие края!

                                                                         (Е. Санин)

Воспитатель: Трудная битва. Многие гибли за Родину, и плакала Земля Русская, покрываясь горькой полынь-травою. Но подрастали на Земле, овеянной славой предков, новые богатыри! С первых лет жизни готовили детей к ратному подвигу. А с чего начиналась подготовка?

Дети: С трех лет детей учили держаться в седле и скакать на лошади. С пяти - давали в руки деревянные мяч и щит, учили владеть ими. В семь лет -  брали с собой на охоту. А с девяти-десяти лет дети  принимали участие в сражениях.        

Воспитатель: Более того, некоторые уже к двенадцати годам становились прославленными героями, как  Вольга  Микулович, как Иванушка Данилович

Дети рано понимали что…

Дети:                                … Если хочешь жить светло

                                          И быть к небу близко,

                                          Держи сердце высоко,

                                          А голову низко.

Воспитатель: А подрастая, уже точно знали, какими они будут…

                                          Не хочу лисицей быть

                                          И хищным зверем в мире этом –

                                          Хочу трудиться, защищать, любить

                                          И просто быть хорошим человеком!

Так подрастали новые защитники Руси – богатыри. И среди многих прославленных богатырей особо сохранились в памяти народа на века три  имени. Посмотрите на эту картину. Кто здесь изображен?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Знаете их имена?

Дети: Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алеше Попович.

Воспитатель: А почему вы считаете, что это богатыри? Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое тяжелейшее оружие? А как они одеты? Легкое ли у них снаряжение? Легкий шлем или тяжелый?

Ответы детей:…

Воспитатель: Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажите?  А  почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они  своих богатырей?

- Вот художник изобразил на картине великих и сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но и это не спасло их от поражения. А кто автор  картины?

Дети: Виктор Михайлович Васнецов.    

Воспитатель: А как бы вы назвали эту картину? А как ее назвал художник? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».

                         Три защитника, три брата,

                         Тир богатыря!

                          «Русь на воинов богата!» -

                          Говорят не зря!

                          С поля боя нет возврата,

                          За спиною  - Русь,      

                          Мать – земля, родные хаты…

                          - Эй! Смелее в бой, ребята!

                          Меч и лук, копью, булава,

                          Щит и верный конь…

                          Враг! Не тронь родной державы,

                          Охраняет Русь по праву

                          Богатырской русской славы

                          Боевой огонь!

                                                 (Т. Курбатова)

Назовите имена этих великих русских богатырей!

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: А кто был самым сильным и могучим богатырем из них?

Дети: Илья Муромец!

Воспитатель: В древние времена, в одной крестьянской семье около города Мурома,  родился долгожданный сын, его назвали Ильей.  Мальчик рос, но случилась беда, отнялись у него ноги и руки и 30 лет и 3 года  просидел он на полатях молясь да думу горькую думая, глядя на мир в окошко малое . А хотелось ему…

                      Сражаться с недругом жестоко

                      За Родину, за веру, за царя!

                      А встретивши врага, с душою ясной

                       Все проявить: отвагу, доблесть, мужество и честь!

                       И победить!

Не ходили его ноги не двигались его руки – только силы прибывали. Много молился Илья и днем, и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо!  Постучали к нему в дом калики перехожие (странники, Божьи люди, как их называли), которым было открыто будущее и дан дар целительства. Они ходили по святым местам, заходили в дома к людям с вестью о Боге. Входя в дома к людям, они кланялись в пояс и говорили: Мир дому вашему!  А люди отвечали: Спаси вас Бог!  А теперь вы знаете, что от слов «спаси Бог» произошло слово «спасибо»!

  (Просмотр фрагмента мультфильма «Илья Муромец»).

Впечатления детей после просмотра мультфильма……

Воспитатель: Дети, давайте попробуем сделать коллективную работу «Богатыри Руси». Каждый нарисует своего богатыря, а потом мы их  разместим на великом русском поле (большой лист ватмана).  А может, вы хотите нарисовать что-то свое, может шлем, меч, кольчугу богатырскую, или еще что-нибудь придумаете…

Рассматривание работ. ( Звучит фонограмма «Богатырская симфония» А. Бородина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Конспект "Защитники земли Русской"

ООД по программе "Истоки"....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Конспект "Богатыри земли русской"

конспект занятия о богатарях...