дополнительная образовательная программа театральной студии
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная
Программа
театральной студии
«Золотой ключик» .
2019 г.
Актуальность программы
Одна из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ организована театральная студия.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.). - Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи театральной студии:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральной студии.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа студии проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
младшая группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы .
Содержание программы включает восемь основных блоков , представленных в таблице. Перечислим их .
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений.
Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .
Таблица :
Программа младшей группы (октябрь – апрель).
Блоки | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 . Основы кукловождения | Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра | Октябрь. Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки настольного театра . Игра: «Театр двух актеров» . Этюды: «Медведь и лиса» «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши» . | Загадки: о зайце, собаке, кошке. Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - муз. С.Головина; «Медведь» - муз. С.Головина; «Зайчик» - муз. Г.Попова. |
Октябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы». | |||
Ноябрь .Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки . Игра: «Театр двух актеров» . Этюды: «Встреча зайца и лисы» «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка». | |||
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол. | Декабрь . Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) . Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» . | Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные муз. инструменты) ; «Новый год» - муз. С.Головина; «Мама гуляет» - муз. С.Головина. | |
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа». | |||
Март – апрель. Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей». | Загадки : о зайце , собаке , петухе . Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» - «Веселая весна» - муз. Г.Попова. | ||
2 . Основы кукольного театра . | Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать давать оценку поступкам действующих лиц. Сказки: «Заюшкина избушка», р.н.с. «Смоляной бычок», р.н.с. | Загадки : о зайце , собаке , петухе . Муз . фонограммы : «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова; «Медведь» - муз. С.Головина . | |
Декабрь. Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Сказки: «Маша и медведь», р.н.с. | Загадки: о кошке, собаке. Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина ; «Бабушка» - муз. Г.Качанова . | ||
Январь – февраль. Задачи: познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа». | |||
Март – май. Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле. Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка . | |||
3 . Основы актерского мастерства . | Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками – символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» , «Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ; М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию . | ||
Декабрь – февраль. Задачи : активизировать детей , развивать их память , внимание . Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М.Чистяковой . | |||
Март – Апрель. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я !», «Это мое !» , «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает» М.Чистяковой . | Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает» . | ||
4 . Основные принципы драматизации . | Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) . | Октябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию . Сказки: «Теремок», «Колобок», р.н.с. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. ) | Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) . |
Декабрь – февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности . Сказки: «Рукавичка» , украинская народная сказка . Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ). | Сценки: «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ). | ||
Март – апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям. Сказки: «Волк и семеро козлят» р.н.с.; «Аленушка и лиса » р.н.с.; «Красная шапочка» французская сказка. Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) . | Сценки: «Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова).. | ||
5 . Самостоятельная театральная деятельность | Сентябрь – ноябрь. Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения . | ||
Декабрь – февраль. Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска ) и с театром верховых кукол. | |||
Март – апрель. Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях. | |||
6 . Театральная азбука. | Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать представления детей о театре (артисты – волшебники театра, куклы – маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций. | ||
7 . Проведение праздников. | Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике : читать стихи , разыгрывать сценки . Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий . | Октябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам. Мероприятия: «Праздник осени» | Народные игры: «Капуста», «Медведь». Загадки: про овощи – капуста, лук, огурцы: про гриб, про дождь. |
Декабрь – февраль. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами. Мероприятия: «Новогодняя елка». | |||
Март – май. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами . Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта ) . | |||
8 . Проведение досугов и развлечений. | Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них. | Сентябрь. 1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада). 2 .Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги). Октябрь. 1 . Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп). 2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ). Ноябрь. 1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы. 2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы. | |
Декабрь – февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок , инсценировок , оценивать поступки действующих лиц , давать им объективную оценку . 1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. Группы. 2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников . 3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп . | |||
Март – апрель. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене . 1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы ) 2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп. 3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля . 4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка 5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление . | «Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы. |
Программа средней группы (октябрь – апрель).
Блоки | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Основы кукловождения | Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра | Октябрь. Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра . Игра : «Театр двух актеров». Этюды : «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши». | Загадки: о зайце, собаке, кошке. Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - муз. С.Головина; «Медведь» - муз. С.Головина; «Зайчик» - муз. Г.Попова. |
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра. Игра : «Театр двух актеров» . Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы» . | |||
Ноябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка». | |||
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра , театра верховых кукол . | Декабрь. Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей». | Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные муз. Инструменты); «Новый год» - муз. С.Головина ; «Мама гуляет» - муз. С.Головина . | |
Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» . | |||
Март – апрель. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме . Игра : «Театр двух актеров» . Этюды : « Встреча лисы и зайца» «Встреча мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» . | Загадки: о зайце, собаке , петухе . Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» - «Веселая весна» - муз. Г.Попова. | ||
2 . Основы кукольного театра . | Октябрь – ноябрь. Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке , развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля , вызывать сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку поступкам действующих лиц . Сказки : «Заюшкина избушка», р.н.с. . «Смоляной бычок» , р.н.с. | Коми загадки: о зайце, собаке , петухе. Муз. фонограммы: «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова; «Медведь» - муз. С.Головина | |
Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей . Сказк :«Маша и медведь» , р.н.с. | Загадки: о кошке, собаке . Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка»; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина; «Бабушка» - муз. Г.Качанова. | ||
Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол . Игра: «Театр двух актеров. Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа». | |||
Март – апрель. Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле. Сказки: «Как собака себе друга искала» | |||
3 . Основы актерского мастерства. | Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания , притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое . Познакомить с пиктограммами (карточками – символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть ); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»; М.Чехова на внимание, веру , наивность и фантазию . | ||
Декабрь – февраль. Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание. Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М.Чистяковой. | |||
Март – апрель. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я!», «Это мое !», «Отдай!» , «Сосульки» , «Шалтай Болтай», «Петрушка прыгает» М.Чистяковой . | Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает». | ||
4 . Основные принципы драматизации . | Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) . | Октябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию . Сказки: «Теремок», «Колобок» , р.н.с. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. ) | Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) . |
Декабрь – февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка . Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ). | Сценки: «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ). | ||
Март – Апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям . Сказки: «Волк и семеро козлят» р.н.с.; «Аленушка и лиса » р.н.с.; «Красная шапочка» французская сказка . Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ). | Сценки: « Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова ). | ||
5 . Самостоятельная театральная деятельность | Октябь – ноябрь. Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения . | ||
Декабрь – февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска ) и с театром верховых кукол | |||
Март – Апрель. Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях . | |||
6 . Театральная азбука . | Октябрь – ноябрь. Задачи : формировать представления детей о театре (артисты – волшебники театра , куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров ); названия театральных персонажей, предметов, декораций. | ||
7 . Проведение праздников . | Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий . | Октябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам. Мероприятия: «Праздник осени» | Народные игры : «Капуста» , «Медведь» . Загадки : про овощи – капуста , лук , огурцы : про гриб , про дождь . |
Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами . Мероприятия: «Новогодняя елка». | |||
Март – апрель. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами. Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта ) | |||
8 . Проведение досугов и развлечений. | Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми , и желание участвовать в них | Сентябрь. 1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ). 2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги) Октябрь. 1 .Инсценировки: «Спор овощей, «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп) . 2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ) Ноябрь. 1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы . 2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы . | |
Декабрь – февраль. Задачи : развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. 1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. группы 2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении воспитателей. 3 . «Кто петух и лиса»; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп. | |||
Март – апрель. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене. 1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки », инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы ) 2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп. 3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля. 4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка. 5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление . | «Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы . |
Программа старшей группы (октябрь – апрель) .
Блоки | Основной компонент | Компонент ДОУ | Национальный региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 . Основы кукловож дения | Октябрь – ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой» , «Неприятный разговор», «Игра в жмурки» . | ||
Декабрь – январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра . Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок» | Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик»: «Зайчик» - муз. С.Головина . | ||
Февраль . Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо . Игра : «Театр двух актеров». | |||
Март – апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо , побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра . «Русский хоровод» - танцевальная композиция. | Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы – «Полька» (разные муз. Инструменты) . Куклы Бибабо с элементами русского костюма (кокошник , поясок , фартук) . | ||
Апрель. Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой». Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки». | |||
2 . Основы кукольного театра . | Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям . | Октябрь – ноябрь. Задачи: прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка. | Загадки: о кукушке. Коми народная игра «Кукушка» (П.Образцов). |
Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой» . Сказк : «Кот, петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр ) «Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо ) «Гуси лебеди» р.н.с. «Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой») | Коми загадки : о коте, петухе, лисе, лодке, ветре, реке и береге Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина . | ||
3 . Основы актерского мастерства . | Октябрь – ноябрь. Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение . Этюды: «Удивление» , «Цветок» , «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М.Чистяковой ) . Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы » | ||
Декабрь – февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей . Этюды: М.Чехова: на внимание, веру , наивность, фантазию. | |||
Март – апрель. Задачи: развивать выразительность жеста. Этюды: М.Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка». | Музыкальные фонограммы: для этюдов – колыбельные – музыка народная. | ||
4 . Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения | Октябрь – ноябрь. Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям . Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе С.Маршака . Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В.Сутееву). Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина ) | Сказки: «Лиса и заяц», народная сказка. Сценки: «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С.Попова). Народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». |
Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», р.н.с. «Путаница», К.И.Чуковский. | Инсценировки: «Одна варежка» (по стихотворению С.попова ), «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова). Муз. Фонограммы к инсценировкам: «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина; «Падает снег» - муз. Г.Качанова; «Снегирь» - муз. Г.Латкина . | ||
Март – Апель. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке . Сказки: «Красная шапочка», Ш.Перро. Инсценировка: «Кто колечко найдет ?» по стихотворению С.Я.Маршака . | Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова ) ; «Один цветок» , «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ). | ||
5 . Самостоятельная театральная деятельность . | Октябрь – ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме | ||
Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо . | |||
Март – апрель. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо , марионетками , куклами с «живой рукой» . | |||
6 . Театральная азбука. | Октябрь – май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре | Познакомить детей с театрами города | |
7 . Проведение праздников . | Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам. | Октябрь – май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени ); «Новогодняя елка»; «Красная шапочка» - утренник, посвященный 8 марта. | |
8 . Проведение досугов и развлечений . | Организовывать просмотр спектаклей , концертов , постановок кукольного театра . Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей , малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки , полученные на занятиях . | Октябрь – ноябрь. 1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада. 2 . «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги). 4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление. 5 . «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы. | |
Декабрь – февраль. Задачи: обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства. 1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. Группы 2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников 3 . «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы. | |||
Март – апрель. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях. 2 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта ). 3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля . 4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля ). 5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка. 6 . «Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов . 7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление . | 1 . «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы . |
Программа подготовительной группы (октябрь – апрель) .
Блоки | Основной компонент | Компонент ДОУ | Национальный региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 . Основы кукловождения | Октябрь – ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек. Игра: «Театр двух актеров» Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши». | Муз. Фонограммы:русские народные песни ( караоке ) . | |
Декабрь – январь: Задачи : познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров» Этюды : «Веселая зарядка», «попугай умывается», «Неожиданная встреча». | Музыкальные фонограммы: для этюдов: «Как мы в садике живем?» - муз. С.Головина; «Новый год» - муз. С.Головина; «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева . | ||
Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра – конусным , приемами вождения этих кукол. Игра : «Театр двух актеров» Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» , «Веселый перепляс» . | |||
Март – май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп. | |||
2 . Основы кукольного театра | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров. | Сентябрь – ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол – вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который построил Джек» - по английской песенке в переводе С.Я.Маршака. | |
Декабрь – февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович». В. Одоевский | Муз. Фонограммы к сказке: «Снегирь» - муз. Г.Латкина; «Песня Деда Мороза» - муз. С.Головина; «Падает снег» - муз. М.качанова ; «Новый год» - муз. С.Головина; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина. | ||
Март – май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем . Инсценировка «Карнавал кукол» | |||
3 . Основы актерского мастерства | Октябрь – ноябрь. Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера . Этюды: М.Чехова «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой» , «Робкий ребенок», «Повар лгун» Игры с карточками – пиктограммами: «Передавалки» , «Нарисуй и скажи» . | ||
Декабрь – февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. Этюды: М.Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу | |||
Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды: М.Чистяковой: на выражение основных эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок» , «Гневная гиена». Игры с карточками – пиктограммами. | |||
Апрель. Задачи: развивать у детей выразительность жеста , умение воспроизводить отдельные черты характера . Этюды: М.Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас – Барабас», «Три характера», «Вредное колечко» . Игры с карточками – пиктограммами. | |||
4 . Основные принципы драматизации | Октябрь– ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин – Сибиряк. Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова – «Волнушки»; В.И.Митясова – «Осенний листок»; Ю.Тувима – «Спор овощей». | Загадки: о топоре, олене, зайце, лесе, грибах, дожде, об овощах: капусте, луке, огурцах. Коми народная игра: «Капуста». Сказки: «Ленивый Фома» - коми сказка Д.Сережина. Коми пословицы о труде и лени. | |
Декабрь – февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказки: «Морозко», р.н.с. | Инсценировки : «Лиса и заяц» (по стихотворению С.Попова ) ; «Лыжи неумехи» (по рассказу Е.Козловой) . | ||
Март – апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В.Берестова ); «Лось» (по стихотворению Н.Кордо ); «Шалунишки – котятки потеряли перчатки» ( по английской народной песенке в переводе И.Родина ); «Три мамы». | Русские народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». Муз. Фонограмма к сценкам: «Воробушки», «Лось», «Веселая весна» (Г.Попова) Сказки: «Медвежьи няньки» (коми народная сказка) Сценки: «Муравьи» (по стихотворению Е.Козловой). Коми загадки: о муравьях и муравейнике. | ||
5 . Самостоятель- Ная театральная деятельность | Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | Октябрь – ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол – вертушек. | |
Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол. | |||
Март – май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров. | |||
6 . Театральная азбука. | Октябрь – февраль. Задачи: 1. Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого сочувствия. 2 . Уточнять сведения об основных средствах выразительности. 3 . Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей). 4 . Расширять диапазон сведений о том, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев). 5 . Закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля. 6 . Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый). | Продолжать знакомство детей с театрами города, их устройством. | |
Март – аперель. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности. | Обобщать знания детей о театрах города , их разновидностях , отличиях . | ||
7. Проведение праздников. | Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников . Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы . Развивать желание принимать активное участие в утренниках. | Октябрь– февраль. Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности. Мероприятия : праздник «Золотая осень»; «Морозко» - новогодний утренник. | |
Март – апрель. Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Мероприятия: весенний утренник посвященный 8 марта; «Выпускной вечер» - выпуск детей в школу. | |||
8 . Проведение досугов, развлечений. | Октябрь | Сентябрь – ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1. «1 сентября – День Знаний» - театрализованное представление с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада . 2 . «Кот и лиса » - кукольный спектакль в исполнении педагогов детского сада. 3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ). 4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление. 5 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старших групп. | Инсценировка: «Лиса и заяц» в исполнении детей старших групп . |
Декабрь – февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов. 2 . «Кот, петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы. 3 . «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы. | |||
Март – апрель. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях. 1 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню Театра (последняя неделя марта ). 2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля. 3 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню здоровья ( 7 апреля ) 4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка. 5 . «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов. |
Требования к уровню подготовки воспитанников .
Группа | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 младшая группа
| Должен уметь: 1.Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью. 2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). 3 . Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов . | Должен знать: 1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 2. Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный ), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол. Должен иметь представления: 1. О театре, театральной культуре; 2. Роли артистов, кукол. 3. Имеющихся правилах поведения в театре . 4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций). | Должен уметь: 1. Разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П.Образцова, С.Попова, Д.Сережина ), коми писателей (Е.Козловой ), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию ) и музыкальные фонограммы коми композиторов. 2 . Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы коми композиторов. 3. Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками коми писателей. |
Группа | Базовый компонент | Компонент ДОУ | Региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
Средняя
| Должен уметь: 1. Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью . 2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). 3. Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов . | Должен знать: 1. Некоторые виды театров (кукольный , драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др. ). 2 . Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный ), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол. Должен иметь представления: 1 . О театре, театральной культуре; 2 . Роли артистов, кукол. 3 . Имеющихся правилах поведения в театре. 4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций ) . | Должен уметь: 1. Разыгрывать сценки по стихотворениям (П.Образцова, С.Попова, Д.Сережина ), коми писателей (Е.Козловой ), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию ) и музыкальные фонограммы 2 . Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы. 3 . Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками |
Старшая | Должен уметь: 1. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. 2. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. 3. Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией. | Должен знать: 1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т.д. ). 2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; верховых кукол , пальчиковом, бибабо. Должен иметь представления: 1. О театре, театральной культуре . 2 . Истории театра . 3 . Устройстве театра (зрительный за , фойе, гардероб) 4. Театральных профессиях ( актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) . | Должен знать: Театры г. Юрга, их устройство, театральные профессии. |
Подготови тельная | Должен уметь: 1 . Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворения, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли ) 2 . Разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение ) . 3 . Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров . | Должен знать: 1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т.д. ) 2 . Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол – вертушек, тростевых кукол, напольном конусном. Должен иметь представления: 1 . О театре, театральной культуре. 2 . Театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и т.д. ) . |
Оборудование детской театральной студии
1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
Список литературы
1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .
2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .
3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .
4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.
5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .
6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .
7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.
8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .
9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .
10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .
11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .
12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
дополнительная образовательная программа театральной студии«в гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 5-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Дополнительная образовательная программа хоровой студии "Соловушки"
Дополнительная образовательная программа хоровой студии "Соловушки" ( старший дошкольный возраст)...
Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»
СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»
Участие детей в театральных постановках способствует их раскрепощению, развитию эмпатии, чувства ответственности, умению работать в коллективе, умению перевоплощаться и принимать на себя роль, развити...
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет
Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...
Дополнительная образовательная программа хореографической студии "Танцующие звезды" по музыкальной деятельности для детей 5-7 лет
В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности....