дополнительная образовательная программа театральной студии
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

валентина ивановна македон

      Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Дополнительная образовательная

Программа

 театральной студии

«Золотой ключик» .

2019 г.

                                    Актуальность программы  

      Одна из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Направленность программы:  

      Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Новизна программы:

      В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ организована театральная студия.  

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.  

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи        

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
    детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи театральной студии:  

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и  чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы работы.

1.  Театрализованные игры.

2.  Занятия в театральной студии.

3.  Рассказы воспитателя о театре.

4.  Организация спектаклей.

5.  Беседы-диалоги.

6.  Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7.  Чтение литературы.

8.  Оформление альбома о театре.

9.  Показ представлений.

        Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

2.     «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3.     «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4.      «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа студии проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  младшая  группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание  программы .

       Содержание программы включает восемь основных блоков , представленных в таблице. Перечислим их .

       Блок 1 – основы кукловождения.

       Блок 2 – основы кукольного театра.

       Блок 3 – основы актерского мастерства.

       Блок 4 – основные принципы драматизации.

       Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

       Блок 6 – театральная азбука.

       Блок 7 – проведение праздников.

       Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

        Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .

Таблица :

Программа   младшей  группы (октябрь – апрель).

Блоки

Базовый компонент

          Компонент ДОУ

Региональный  компонент  

           1

             2

                         3

              4

1 . Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Октябрь. Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки настольного театра .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: «Медведь и лиса» «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши» .

Загадки: о зайце, собаке, кошке.

Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - муз. С.Головина;

«Медведь» - муз. С.Головина; «Зайчик» - муз. Г.Попова.

Октябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы».

Ноябрь .Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра: «Театр двух актеров» .

Этюды: «Встреча зайца и лисы»  

«Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».  

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол.

Декабрь . Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» .

Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные   муз. инструменты) ;

«Новый год» - муз. С.Головина;

«Мама гуляет» - муз. С.Головина.

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Март – апрель. Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей».

Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» -  «Веселая весна» - муз. Г.Попова.

2 . Основы кукольного театра .

Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать давать оценку поступкам действующих лиц.

Сказки: «Заюшкина избушка», р.н.с.  «Смоляной бычок», р.н.с.  

 Загадки : о зайце , собаке , петухе .

Муз . фонограммы : «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова;

«Медведь» - муз. С.Головина .  

Декабрь. Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Сказки: «Маша и медведь», р.н.с.

Загадки: о кошке,  собаке.

Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина ; «Бабушка» - муз. Г.Качанова .

Январь – февраль. Задачи: познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Март – май. Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле.

Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка .

3 . Основы актерского мастерства .

Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками – символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.

Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» , «Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ; М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию .

Декабрь – февраль. Задачи : активизировать детей , развивать их память , внимание .

Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М.Чистяковой .

Март – Апрель. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды: «Это я !», «Это мое !» , «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай Болтай» , «Петрушка прыгает» М.Чистяковой .

Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает» .

4 . Основные принципы драматизации .

Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

Октябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию .

Сказки: «Теремок», «Колобок», р.н.с.

Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) .

Декабрь – февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности .

Сказки: «Рукавичка» , украинская народная сказка .

Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ).

Сценки: «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ).

Март – апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям.

Сказки: «Волк и семеро козлят» р.н.с.; «Аленушка и лиса » р.н.с.; «Красная шапочка» французская сказка.

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ) .

Сценки: «Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова)..

5 . Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь – ноябрь. Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль. Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска ) и с театром верховых кукол.

Март – апрель. Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

6 . Театральная азбука.

Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать представления детей о театре (артисты – волшебники театра, куклы – маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

7 . Проведение праздников.

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике : читать стихи , разыгрывать сценки . Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий .

Октябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.

Мероприятия: «Праздник осени»  

  Народные игры: «Капуста», «Медведь».

 Загадки: про овощи – капуста, лук, огурцы: про гриб, про дождь.

Декабрь – февраль. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия: «Новогодняя елка».

Март – май. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами .

Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта ) .

8 . Проведение досугов и развлечений.

Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них.  

Сентябрь.

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада).

2 .Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги).

Октябрь.

1 . Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп).

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ).

Ноябрь.

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей  группы.

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.

Декабрь – февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок , инсценировок , оценивать поступки действующих лиц , давать им объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. Группы.

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .

3 . «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – апрель. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене .

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

«Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы.

Программа средней группы (октябрь  – апрель).

Блоки

Базовый компонент

          Компонент ДОУ

Региональный  компонент  

           1

             2

                         3

              4

1. Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Октябрь.

Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра .

Игра : «Театр двух актеров».

Этюды : «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши».

Загадки: о зайце, собаке, кошке.

Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - муз. С.Головина;

«Медведь» - муз. С.Головина; «Зайчик» - муз. Г.Попова.

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы» .

Ноябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча зайца и лисы»,

«Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».  

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра , театра верховых кукол .

Декабрь. Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей».

Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные  муз. Инструменты);

«Новый год» - муз. С.Головина ;

«Мама гуляет» - муз. С.Головина .

Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет» , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – апрель. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : « Встреча лисы и зайца»  «Встреча мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» .

 Загадки: о зайце, собаке , петухе .

Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» -  «Веселая весна» - муз. Г.Попова.

2 . Основы кукольного театра .

Октябрь – ноябрь. Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке , развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля , вызывать сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка», р.н.с. . «Смоляной бычок» , р.н.с.  

Коми загадки: о зайце, собаке , петухе.

Муз. фонограммы: «Кто где живет ?» - муз. Г.Качанова;

«Медведь» - муз. С.Головина    

Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей .

Сказк :«Маша и медведь» , р.н.с.

Загадки: о кошке,  собаке .

Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка»; «Зайчик» - муз. Г.Попова ; «Медведь» - муз. С.Головина; «Бабушка» - муз. Г.Качанова.

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров.  

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Март – апрель. Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле.

Сказки: «Как собака себе друга искала»    

3 . Основы актерского мастерства.

Октябрь – ноябрь. Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания , притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое . Познакомить с пиктограммами (карточками – символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть ); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.

Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»; М.Чехова на внимание, веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль. Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание.

Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М.Чистяковой.

Март – апрель. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды: «Это я!», «Это мое !», «Отдай!» , «Сосульки» , «Шалтай Болтай», «Петрушка прыгает» М.Чистяковой .

Стихотворение П.Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает».

4 . Основные принципы драматизации .

Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

Октябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию .

Сказки: «Теремок», «Колобок» , р.н.с.

Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В. )

Сценки : «Еж и елка» , «Заботливый еж» (по стихотворениям П.Образцова ) .

Декабрь – февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.

Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка .

Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г.Виеру «На праздник» ).

Сценки: «На дворе зима» (по стихотворению П.Образцова ).

Март – Апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки: «Волк и семеро козлят» р.н.с.; «Аленушка и лиса » р.н.с.; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «Кот» (по стихотворению Г.Виеру ).

Сценки: « Из берлоги» (по стихотворению П.Образцова ).

5 . Самостоятельная театральная деятельность

Октябь – ноябрь. Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска ) и с театром верховых кукол  

Март – Апрель. Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях .

6 . Театральная азбука .

Октябрь – ноябрь. Задачи : формировать представления детей о театре (артисты – волшебники театра , куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров ); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

7 . Проведение праздников .

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий .

Октябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.

Мероприятия: «Праздник осени»  

Народные игры : «Капуста» , «Медведь» .

Загадки : про овощи – капуста , лук , огурцы : про гриб , про дождь .

Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия: «Новогодняя елка».

Март – апрель. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта )  

8 . Проведение досугов и развлечений.

Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми , и желание участвовать в них  

Сентябрь.

1 . «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада ).

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги)  

Октябрь.

1 .Инсценировки: «Спор овощей, «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .

2 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги )

Ноябрь.

1 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей  группы .

2 . «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы .

Декабрь – февраль. Задачи : развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.

1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. группы  

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении воспитателей.  

3 . «Кто петух и лиса»; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп.

Март – апрель. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене.

1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки », инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка.

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

«Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е.Козловой в исполнении детей подготовительной группы .

Программа старшей группы (октябрь – апрель) .

     Блоки

     Основной компонент

           Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

          1

               2

                               3  

                4    

1 . Основы кукловож

дения

Октябрь – ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой» , «Неприятный разговор», «Игра в жмурки» .

Декабрь – январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»  

Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик»: «Зайчик» - муз. С.Головина .

Февраль . Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо .

Игра : «Театр двух актеров».

Март – апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо , побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра . «Русский хоровод» - танцевальная композиция.

Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы   – «Полька» (разные муз. Инструменты) .

Куклы Бибабо с элементами русского костюма (кокошник , поясок , фартук) .

Апрель. Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».

Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки».

2 . Основы кукольного театра .

Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям .

Октябрь – ноябрь. Задачи: прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле.

Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка.

Загадки: о кукушке.

Коми народная игра «Кукушка» (П.Образцов).

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой» .

Сказк : «Кот, петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр )  

«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо )

«Гуси лебеди» р.н.с.

«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой»)  

Коми загадки : о коте, петухе, лисе, лодке, ветре, реке и береге  

Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина .

3 . Основы актерского мастерства .

Октябрь – ноябрь. Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение .

Этюды: «Удивление» , «Цветок» , «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М.Чистяковой ) .

Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы »

Декабрь – февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей .

Этюды: М.Чехова: на внимание, веру , наивность, фантазию.

Март – апрель. Задачи: развивать выразительность жеста.

Этюды: М.Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка».

Музыкальные фонограммы: для этюдов – колыбельные – музыка народная.

4 . Основные принципы драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения

Октябрь – ноябрь. Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе С.Маршака .

Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В.Сутееву).

Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина )

Сказки: «Лиса и заяц»,  народная сказка.

Сценки: «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С.Попова).

 Народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек».

Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», р.н.с.

«Путаница», К.И.Чуковский.

Инсценировки: «Одна варежка» (по стихотворению С.попова ), «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова).

Муз. Фонограммы к инсценировкам: «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина; «Падает снег» - муз. Г.Качанова; «Снегирь» - муз. Г.Латкина .

Март – Апель. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке .

Сказки: «Красная шапочка», Ш.Перро.

Инсценировка: «Кто колечко найдет ?» по стихотворению С.Я.Маршака .

Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова ) ; «Один цветок» , «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ).

5 . Самостоятельная театральная деятельность .

Октябрь – ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме  

Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо .

Март – апрель. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо , марионетками , куклами с «живой рукой» .

6 . Театральная азбука.

Октябрь – май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре  

Познакомить детей с театрами города  

7 . Проведение праздников .

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам.

 Октябрь – май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.

Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени ); «Новогодняя елка»; «Красная шапочка» - утренник, посвященный 8 марта.

8 . Проведение досугов и развлечений .

Организовывать просмотр спектаклей , концертов , постановок кукольного театра . Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей , малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки , полученные на занятиях .

Октябрь – ноябрь.

1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.

2 . «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги).

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.

5 . «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.

Декабрь – февраль.

Задачи: обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.

1 . «Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. Группы  

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников  

3 . «Мороз Иванович»  - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной  группы.  

Март – апрель. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки », инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы  )

2 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта ).  

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля ).

5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка.

6 . «Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

1 . «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы .

    Программа подготовительной группы (октябрь – апрель) .

        Блоки

   Основной компонент

          Компонент ДОУ          

Национальный региональный компонент

              1

               2      

                         3

                 4

1 . Основы кукловождения

Октябрь – ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши».

Муз. Фонограммы:русские народные песни ( караоке ) .

Декабрь – январь: Задачи : познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды : «Веселая зарядка», «попугай умывается», «Неожиданная встреча».

Музыкальные фонограммы: для этюдов: «Как мы в садике живем?» - муз. С.Головина; «Новый год» - муз. С.Головина; «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева .

Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра – конусным , приемами вождения этих кукол.

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» , «Веселый перепляс» .

Март – май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.

Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп.  

2 . Основы кукольного театра  

Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров.

Сентябрь – ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол – вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.

Инсценировка: «Дом, который построил Джек» - по английской песенке в переводе С.Я.Маршака.

Декабрь – февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Сказки: «Мороз Иванович».

В. Одоевский  

Муз. Фонограммы   к сказке: «Снегирь» - муз. Г.Латкина; «Песня Деда Мороза» - муз. С.Головина; «Падает снег» - муз. М.качанова ; «Новый год» - муз. С.Головина; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина.

Март – май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем .

Инсценировка «Карнавал кукол»

3 . Основы актерского мастерства  

Октябрь – ноябрь.  Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера .

Этюды: М.Чехова «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой» , «Робкий ребенок», «Повар лгун»  

Игры с карточками – пиктограммами: «Передавалки» , «Нарисуй и скажи» .

Декабрь – февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.

Этюды: М.Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу

Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Этюды: М.Чистяковой: на выражение основных эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок» , «Гневная гиена».

Игры с карточками – пиктограммами.

Апрель.   Задачи: развивать у детей выразительность жеста , умение воспроизводить отдельные черты характера .

Этюды: М.Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас – Барабас», «Три характера», «Вредное колечко» .

Игры с карточками – пиктограммами.

4 . Основные принципы драматизации

Октябрь– ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Сказки: «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин – Сибиряк.

Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова – «Волнушки»; В.И.Митясова – «Осенний листок»; Ю.Тувима – «Спор овощей».

Загадки: о топоре, олене, зайце, лесе, грибах, дожде, об овощах: капусте, луке, огурцах.

Коми народная игра: «Капуста».

Сказки: «Ленивый Фома» - коми сказка Д.Сережина.

Коми пословицы о труде и лени.

Декабрь – февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Сказки: «Морозко», р.н.с.

Инсценировки : «Лиса и заяц» (по стихотворению С.Попова ) ; «Лыжи неумехи» (по рассказу Е.Козловой) .

Март – апрель. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В.Берестова ); «Лось» (по стихотворению Н.Кордо ); «Шалунишки – котятки потеряли перчатки» ( по английской народной песенке в переводе И.Родина ); «Три мамы».

Русские народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек».

Муз. Фонограмма к сценкам: «Воробушки», «Лось», «Веселая весна» (Г.Попова)

Сказки: «Медвежьи няньки» (коми народная сказка)

Сценки: «Муравьи» (по стихотворению Е.Козловой).

Коми загадки: о муравьях и муравейнике.

5 . Самостоятель-

Ная театральная деятельность  

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Октябрь – ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол – вертушек.

Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол.

Март – май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров.

6 . Театральная азбука.

Октябрь – февраль. Задачи:

1. Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого сочувствия.

2 . Уточнять сведения об основных средствах выразительности.

3 . Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей).

4 . Расширять диапазон сведений о том, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев).

5 . Закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля.

6 . Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый).  

Продолжать знакомство детей с театрами города, их устройством.

Март – аперель. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности.

Обобщать знания детей о театрах города , их разновидностях , отличиях .

7. Проведение праздников.

Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников . Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы . Развивать желание принимать активное участие в утренниках.

Октябрь– февраль. Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.

Мероприятия : праздник «Золотая осень»;

«Морозко» - новогодний утренник.  

Март – апрель. Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям.

Мероприятия: весенний утренник посвященный 8 марта; «Выпускной вечер»  - выпуск детей в школу.  

8 . Проведение досугов, развлечений.

Октябрь

Сентябрь – ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

1. «1 сентября – День Знаний» - театрализованное представление с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса » - кукольный спектакль в исполнении педагогов детского сада.  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ).

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.

5 . «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старших групп.

Инсценировка: «Лиса и заяц»      в исполнении детей старших групп .

Декабрь – февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.

2 . «Кот, петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы.

3 . «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы.

Март – апрель. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях.

1 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню Театра (последняя неделя марта ).

2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.

3 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню здоровья ( 7 апреля )  

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка.

5 . «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.

 

                  Требования к уровню подготовки воспитанников .

     Группа

    Базовый компонент

Компонент           ДОУ

Региональный компонент

           1

                 2

                         3

                 4

2 младшая группа

 

Должен уметь:

1.Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.

2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

3 . Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов .

Должен знать:

1. Некоторые виды театров (кукольный,   драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

2. Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный ), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

Должен иметь представления:

1. О театре, театральной культуре;

2. Роли артистов, кукол.

3. Имеющихся правилах поведения в театре .

4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций).

Должен уметь:

1. Разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П.Образцова, С.Попова, Д.Сережина ), коми писателей (Е.Козловой ), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию ) и музыкальные фонограммы коми композиторов.

2 . Изображать отгадки к  загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы коми композиторов.

3. Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками коми писателей.

     Группа

    Базовый компонент

   Компонент ДОУ

Региональный компонент

           1

                 2

                 3

                 4

Средняя

 

Должен уметь:

1. Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью .

2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

3. Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов .

Должен знать:

1. Некоторые виды театров (кукольный , драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др. ).

2 . Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный ), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

Должен иметь представления:

1 . О театре, театральной культуре;

2 . Роли артистов, кукол.

3 . Имеющихся правилах поведения в театре.

4 . Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций ) .

Должен уметь:

1. Разыгрывать сценки по стихотворениям   (П.Образцова, С.Попова, Д.Сережина ), коми писателей (Е.Козловой ), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию ) и музыкальные фонограммы  

2 . Изображать отгадки к   загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы.  

3 . Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками  

Старшая  

Должен уметь:

1. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

2. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

3. Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Должен знать:

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т.д. ).

2. Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; верховых кукол , пальчиковом, бибабо.

Должен иметь представления:

1. О театре, театральной культуре .

2 . Истории театра .

3 . Устройстве театра (зрительный за , фойе, гардероб)  

4. Театральных профессиях ( актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)  .

Должен знать:

Театры г. Юрга,   их устройство, театральные профессии.

Подготови

тельная

Должен уметь:

1 . Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворения, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли )

2 . Разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение ) .

3 . Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров .  

Должен знать:

1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т.д. )

2 . Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол – вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.

Должен иметь представления:

1 . О театре, театральной культуре.

2 . Театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и т.д. ) .

Оборудование детской театральной студии

1.Настольный  театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

Список литературы

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

дополнительная образовательная    программа театральной студии«в гостях у сказки»  для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Дополнительная образовательная программа хоровой студии "Соловушки"

Дополнительная образовательная программа хоровой студии "Соловушки" ( старший дошкольный возраст)...

Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Участие детей в театральных постановках способствует их раскрепощению, развитию эмпатии, чувства ответственности, умению работать в коллективе, умению перевоплощаться и принимать на себя роль, развити...

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...

Дополнительная образовательная программа хореографической студии "Танцующие звезды" по музыкальной деятельности для детей 5-7 лет

В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности....