Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сергеева Елена Михайловна

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, память, воображение, способность к импровизации, самостоятельность в принятии решений.

Еще раз подчеркну: занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Театр – это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakulise_programma_2020-2021.docx84.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117 присмотра и оздоровления»

 города Магнитогорска

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол от

УТВЕРЖДЕНО

Приказом от

по МДОУ «Д/с № 117 п.о.» г. Магнитогорска

Заведующий ___________

     

.

                                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Театральная студия»

художественной направленности для детей 5-7 лет

Срок реализации 2 года

 

Автор-составитель:

Сергеева Елена Михайловна, музыкальный руководитель

                                                           

Магнитогорск, 2020            

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
  1. Пояснительная записка        
  2. Цель и задачи программы
  3. Содержание программы
  4. Планируемые результаты
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Учебный план
  2. Календарный учебный график
  3. Условия реализации программы
  4. Формы аттестации
  5. Методические материалы
  1. Список литературы
  1. Литература для педагога
  2. Литература для родителей
  3. Литература для детей



  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа  «Закулисье» (далее Программа) художественной направленности разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченным возможностям здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»);

Актуальность Программы:

В настоящее время дополнительное образование детей должно быть доступным для каждого ребенка и должно соответствовать интересам и потребностям («Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Театрализованная деятельность соответствует этой целевой модели, т.к. является  самым распространенным видом детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Именно через игру, сочинительство, фантазирование лежит самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, снятия «зажатости». Ведь не секрет, что в современном обществе изменились требования к дошкольникам, будущим первоклассникам. Сейчас мы ждем, что ребенок, выйдя из детского сада, будет общительным, коммуникабельным, творческим, раскрепощенным, умеющим выражать свои мысли. Другими словами, «быть адаптированным к школьной жизни». Зачастую, даже талантливым детям бывает трудно выразить свое мнение, найти общий язык с одноклассниками. Если в детском саду он знал воспитателя, детей своей группы и маму, то в школе он попадает в новый большой коллектив и в новую обстановку. Там создаются разнообразные ситуации, где ребенку важно не растеряться, уметь вести себя в непредвиденных обстоятельствах. И именно театральная деятельность способствует решению этих проблем. Потому что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости идет через театрализованную игру. Каждый ребенок должен побывать в какой-то роли, каждому нужно дать слово. Наконец, чем раньше ребенок услышит в свой адрес аплодисменты, тем лучше – ведь это тоже важно для ощущения его успешности.

Новизна Программы:

Новизна Программы заключается в том, что:

  • в Программу включены здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз);
  • дети знакомятся с новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на стаканчиках и др.;
  • репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
  • дети за время посещения кружка показывают два полномасштабных спектакля;
  • родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, память, воображение, способность к импровизации, самостоятельность в принятии решений.

Еще раз подчеркну: занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Театр – это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает мир.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что театрализованная деятельность формирует навыки социального поведения. Эти навыки формируются благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность: дружба («Теремок»), взаимовыручка («Под грибом»), честность, смелость, послушание («Гуси – лебеди») и другие.

 Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит в нем стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Можно утверждать, что театрализованная деятельность, с помощью интонации, мимики, жестов, является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, развивает его эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Адресат Программы – дети 5-6 лет:

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении ребенка происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.).

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я буду как принцесса» и т.д.).

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на их правила.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.д.).

В этом возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Развиваются специальные умения:  «Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности. «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

Адресат Программы – дети 6-7 лет:

У детей 6-7 лет игра-драматизация становится спектаклем, в котором они играют для зрителя, а не для себя; им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы послушны ребенку. Это требует умения регулировать свое поведение, обдумывать движения и слова. Большая роль отводится упражнениям на активизацию внимания, воображения и творчества дошкольников. В подготовительной к школе группе происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий с использованием импровизаций. Педагог поддерживает интерес к созданию образа персонажа с использованием движений, мимики, жестов, поз, интонаций. Продолжается работа над развитием культуры речевого общения (отрабатывается дикция, интонационная выразительность, совершенствуется монологическая и диалогическая речь) и над воспитанием гуманных чувств, умения анализировать поступки и действия, как персонажа, так и сверстников. Используются все виды кукольных театров, знакомим с системой «люди – куклы» и театром тростевых кукол, обладающим большими возможностями, чем перчаточный, ставятся ритмопластические спектакли и мюзиклы.

Объём Программы – 32 часа.

Форма обучения - очная.

          Методы обучения:

  • методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, придумывание проблемных ситуаций, элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии;
  • метод наблюдения: определение эмоционального состояния героев и персонажей;
  •  методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, творческие задания;
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов, эпизодов  с опорой схематическую модель, схемы-эмоции);
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 
  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Типы занятий: теоретические, практические, репетиционные.

Формы проведения занятий:

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение педагога
  • беседы - диалоги
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение и наблюдения
  • словесные и подвижные игры
  • репетиция и показ спектакля
  • индивидуальные занятия

Срок освоения Программы 32 недели, 8 месяцев.

Режим занятий 1 раз в неделю 30 минут.

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: развитие творческих и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и представлений.

Задачи Программы ( 1 год обучения):

  1. Развивать сферу чувств: соучастие, сопереживание.
  2. Развивать навыки общения в коллективе, навыки бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;
  3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  4. Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение;
  6.  Развивать музыкальный слух, чувство ритма и координацию движений;
  7. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
  8.  Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  9.  Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;
  10. Учить строить диалог;
  11. Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок;
  12.  Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  13. Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  14. Формировать первичные навыки публичных выступлений и умения держаться на сцене;
  15.  Формировать уверенность, раскрепощенность;
  16. Пополнять словарный запас, знакомить с театральной терминологией;
  17.  Знакомить с создателями спектакля, устройством зрительного зала и сцены;
  18.  Воспитывать культуру поведения в театре;
  19. Максимально раскрывать творческие возможности детей и развивать артистические возможности.

          Задачи Программы ( 2 год обучения)

  1. Продолжать приобщать детей к театральной культуре, пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения;
  2. Развивать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании художественного образа;
  3. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
  4. Обучать адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить свое состояние, настроение;
  5. Развивать мотивационную сферу и коммуникативные способности посредством театрализованной деятельности;
  6. Развивать речь детей, воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения;
  7. Формировать художественно-эстетический вкус.

  1. Содержание Программы

Тематический план ( 1 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля/

промежуточной

аттестации

Теория

Практика

1.

Блок 1. «Театральная азбука»

4

4

1.1

«Знакомство»

0,5

0,5

1.2

«Мир театра»

0,5

0,5

1.3

«Язык жестов»

1

1

1.4

«Музыка осени»

0,5

0,5

1.5

«Давайте дружить»

0,5

0,5

1.6

«Здравствуй, сказка!»

0,5

0,5

1.7

«Репетиция»

0,5

0,5

2.

Блок 2. «Основы кукловождения»

3

1

2

2.1

«Мы показываем сказку»

0,5

0,5

2.2

«Мимика и жесты»

0,5

0,5

2.3

«Страна воображения»

0,5

0,5

2.4

«Наше настроение»

0,5

0,5

2.5

«Играем в театр»

1

1

3.

Блок 3. «Основы кукольного театра»

4

1

3

3.1

«Сказка зимнего леса»

0,5

0,5

3.2

«Зимовье зверей»

1

1

3.3

«Музыкальная карусель»

0,5

0,5

3.4

«Рукавичка»

1

1

3.5

«Лесная сказка»

1

1

Выступление на уровне д/с

4.

Блок 4. «Основы актерского мастерства»

9

2

7

4.1

«Музыкальное путешествие»

1

1

4.2

«Веселые этюды»

2

2

4.3

«Добрые слова»

2

0,5

1,5

4.4

«Лесные жители»

0,5

0,5

4.5

«Музыка в сказке»

1

0,5

0,5

4.6

«Три медведя»

1

1

4.7

«Сказка о глупом мышонке»

1

0,5

0,5

4.8

«Наступили холода»

0,5

0,5

5.

Блок 5. «Основы драматизации»

12

2

10

5.1

«Мой щенок»

0,5

0,5

5.2

«Кто сказал «Мяу»?»

0,5

0,5

5.3

«Домашние любимцы»

1

0,5

0,5

5.4

«Весенний дождь»

2

2

5.5

«Выйдем мы в лесок»

3

3

5.6

«Пойми меня»

4

0,5

3,5

5.7

Театрализация сказки «Непослушные котята»

1

1

Итоговое  открытое занятие для родителей

ИТОГО:

32

10

22

Тематический план ( 2 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля/

промежуточной

аттестации

Теория

Практика

1.

Блок 1. «Театральная азбука»

2

2

1.1

«Здравствуй, театр!»

1

1

1.2

«Что такое театр?»

1

1

2.

Блок 2. «Основы кукловождения»

1

1

2.1

«Театр из-за ширмы»

0,5

0,5

2.2

«Играем в театр»

0,5

0,5

3.

Блок 3. «Основы кукольного театра»

2

1

1

3.1

«Осенняя история»

0,5

0,5

3.2

«Вместе мы команда»

0,5

0,5

3.3

«Пластический театр»

1

1

Выступление на уровне д/с

4.

Блок 4. «Основы актерского мастерства»

6

1

5

4.1

«Игры на внимание, воображение, фантазию»

1

1

4.2

«Веселые этюды»

1

1

4.3

«Добрые слова»

0,5

0,5

4.4

«Техника речи»

2

2

4.5

«Сочинение коллективной сказки»

1

0,5

0,5

4.6

«Придумай диалог»

0,5

0,5

5.

Блок 5. «Основы драматизации»

19

2

17

5.1

«Мастерская актера»

3

0,5

2,5

5.2

«Ритмопластика»

5

1

4

5.3

«Репетируем сказку»

2

0,5

1,5

5.4

«Играем сказку»

1

1

5.5

«Музыканты»

4

4

5.6

«Игры – превращения»

3

3

5.7

Театрализация сказки «Смекалка в каждом деле выручит»

1

1

Итоговое  открытое занятие для родителей

ИТОГО:

32

7

25

  1. Планируемые результаты

К концу 1 года обучения  дети 5 – 6 лет

Будут иметь:

  •  устойчивый интерес к театральной деятельности;
  •  представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;
  • Знания об элементарные понятиях: театр, сцена, зрители, занавес и т.д.;

Будут уметь:

  •  давать оценку поступкам действующих лиц в театральной деятельности;
  • произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • вживаться в образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения;
  • действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • строить простейший диалог;

Будет сформирована способность:

  • свободно чувствовать себя на сцене;
  • применять полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение;
  • сопереживать героям сказки;
  • переносить литературный образ в самостоятельную деятельность;
  • владения выразительностью речи.

К концу 2 года обучения дети 6-7 лет

          Будут знать:

  • виды театрального искусства;
  • особенность театрального искусства;
  •  основы актерского мастерства;
  • театральную терминологию;
  • культуру зрителя.

Будут уметь:

  •  согласовать свои действия с другими детьми;
  • общаться с людьми в разных ситуациях;
  • пользоваться разнообразными жестами;
  •  пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • выполнять артикуляционные упражнения;
  • делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
  • произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
  • выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  •  составлять предложения с заданными словами;
  • сочинять этюды по сказкам.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

          Занятия начинаются с того, что дети с педагогом усаживаются или встают в круг (ощущение плеча товарища) и здороваемся друг с другом с помощью жестов, мимики или пожатия руки. Проводятся упражнения на снятие мышечной зажатости. Эти моменты развивают в детях коммуникативные навыки, настраивают на положительное отношение друг к другу. Далее идут упражнения для развития сценической речи, актерского мастерства, беседа, постановка театрализованного представления, творческие упражнения, игра. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Занятия отличаются эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через индивидуальное и коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.  Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения разделов  «Основы театральной азбуки», «Кукловождение», «Кукольный театр», «Актерское мастерство».

Основные направления программы:

Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности;

Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

  1. Учебный план ( 1 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Из них

Форма контроля/ промежуточной аттестации

Теория

Практика

1.

Театральная азбука

4

4

2.

Основы кукловождения

3

1

2

3.

Основы кукольного театра

4

1

3

4

Основы актерского мастерства

9

2

7

5

Основы драматизации

12

2

10

ИТОГО:

32

10

22

  1. Учебный план ( 2 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Из них

Форма контроля/ промежуточной аттестации

Теория

Практика

1.

Театральная азбука

2

2

2.

Основы кукловождения

1

1

3.

Основы кукольного театра

2

1

1

4

Основы актерского мастерства

5

1

4

5

Основы драматизации

20

2

18

ИТОГО:

32

6

24

  1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного периода по реализации программы

с 01.10.2020 по 31.05.2021

Продолжительность образовательного процесса

32 недели  

Режим проведения занятий

1 день в неделю: 30 минут

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Педагогическая диагностика, проводимая педагогом с целью индивидуализации образовательной деятельности

20.09.2020

Зимние каникулы

01.01.2021 - 10.01.2021

Итоговая педагогическая диагностика по освоению Программы

22.05.2021

Итоговое открытое занятие

26.05.2021

Летние каникулы

01.06.2021 – 31.08.2021

  1. Условия реализации Программы

        Образовательная деятельность Программы в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", проводится в музыкальном зале во второй половине дня не более 30 минут.

       Музыкальный зал оснащен достаточным количеством столов и стульев по росту и возрасту детей, проектором, экраном, музыкальным центром.

  1. Формы аттестации. Оценочные материалы.

Аттестация детей проходит в начале и конце учебного года в форме педагогической диагностики и в форме итоговых выступлений два раза в год перед родителями.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Показатели для педагогической диагностики:

1.Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; не знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

2.Речевая культура

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

3. Основы актерского мастерства

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности.

Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь в применении средств выразительности.

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

4.Основы  кукловождения

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Музыкальное развитие

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

6.Работа над спектаклем

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Технологическая карта «Индивидуальное развитие детей по Программе»

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Основы актерс-кого мастерст-ва

Основы кукло-

вождения

Музыкальное развитие

Работа над спектаклем

Итог

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г

1.

2.

3.

4.

5.

...

Итого

Итоговая шкала оценки индивидуального развития детей

Уровень

Качественная характеристика уровня

Балл

Диапазон

Высокий

Показатель ярко выражен и стабилен

3

2,6 – 3

Средний

Показатель выражен хорошо

2

2– 2,5

Ниже среднего

Показатель слабо выражен

1

1,5 – 1,9

Низкий

Показатель не выражен

1

1 – 1,4

  1. Методические материалы

- Наборы дидактических игр «Волшебный веер», «Увлекательный ритм», игры на развитие двигательно-игрового творчества «Зоопарк», «Кто как идет», наборы пособий на развитие эмоций «Пиктограммы», «Азбука эмоций», «Настроение», «Пазлы-цепочка», «Кто лишний», игры  на развитие  воображения – «Придумай новую сказку».

          - Декорации

           - Ширмы

- Театральные костюмы

- Маски

- Различные виды театров: пальчиковый, настольный, перчаточные куклы, конусные куклы, игрушечный ( мягкие куклы)

- Книги со сказками

- Ленточки, платочки, шарфы

- Ширма

- Фотографии, картинки, иллюстрации, схемы, модели

- аудиозаписи

- фортепиано

- музыкальный центр

- музыкальные инструменты

  1. Список литературы

  1. Литература для педагога

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов, М.: АСТ: Астрель.2007. -58с

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. Театр Всевозможного.  Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно – методическое пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб. 2002 –114 с.

4. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок. Волгоград: Учитель,2009. -411с.

5. Программа  Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду, М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

7. Г.В.Лаптева. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПб, 2008.

9. Мерзлякова С. Театральные игры, М.: Обруч, 2012.

10. Интернет-ресурсы.

3.2. Литература для родителей

1.  Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

2. Богуславская Н.Е. , Кунина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.

3. Городкова Т.В., Нагибина М..И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки:    популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

         3.3. Литература для детей

         1. Русский фольклор.

Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Никоденька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано поутру…»: «Грачи-киричи…»;«Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка- ласточка…»: «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

2. Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

  1. Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

  1. Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  "Театральные подмостки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет

Аннотация     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность) расчитана для занятий хореографией с детьми старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа «Театрально-музыкальный калейдоскоп»

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи:1. Образовательные:Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа По художественному направлению «Цветик - Семицветик»

Актуальность программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимул...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...