Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа По художественному направлению «Цветик - Семицветик»
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке

Борисова Лидия Павловна

Актуальность программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»

ПРИНЯТО                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                      приказом № 01-10/173  

Протокол № 03                                                                                                      от 26.05.2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

По художественному направлению

«Цветик - Семицветик»

(для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год)

Разработала: Борисова Л.П.,

педагог дополнительного образования

Ухта, 2023

Содержание

  1. Целевой раздел

3

2. Содержательный раздел

4

3. Оценочный раздел

11

4. Организационный раздел

12

5. Список литературы

13

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Направленность образовательной программы. Актуальность. Цели и задачи. Объем программы. Режим занятий. Срок освоения программы.

         Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Цветик - семицветик» – художественная.

 Дополнительная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Актуальность программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Новизной программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

         Цель дополнительной программы: развитие творческих способностей детей 6-7 лет через аппликативную деятельность.

Задачи дополнительной программы 6-7 лет:

-   Познакомить детей с аппликацией из нестандартных материалов;

- Формировать знания об основных приёмах в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

-  Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

-   Воспитывать аккуратность в работе с бумагой;

-   Развивать творческие способности.

Объём программы – 33 академических часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Занятия проводятся в изостудии. Длительность занятий 25-30 минут.

Форма работы – групповая.

Виды занятий – тематические, интегрированные.

Сроки реализации дополнительной программы рассчитаны на один год.   

2. Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план (6-7 лет)

Наименование разделов, тем программы

 Количество часов

1

«Осенние листочки»

1

2

«Веточка рябины»

1

3

  «Красивые фрукты»

1

4

«Царица Лебедь»

1

5

«Облепиха»

1

6

«Ежик»

1

7

«Птица»

1

8

«Кошка»

1

9

«Барашек»

1

10

«Царевна лягушка»

1

11

«Снежинка»

1

12

«Елочная игрушка»

1

13

«Совушка-сова»

1

14

«Елочка»

1

15

«Паук в паутине»

1

16

«Дед Мороз»

1

17

«Рождественская свеча»

1

18

«Мимоза»

1

19

«Рыжая плутовка»

1

20

«Белка под елью»

1

21

«Веселый клоун»

1

22

«Облака-белогривые лошадки»

1

23

«Одуванчики расцвели»

1

24

«Сладкий арбуз»

1

25

«Радуга»

1

26

«Улитка»

1

27

«Букет сирени»

1

28

«Черепаха»

1

29

«Цветок Победы»

1

30

«Мухомор-красавец»

1

31

«Бабочка»

1

32

«Гусеница»

1

33

«Стрекоза»

       1

Всего

      33

2.2. Календарно-тематический план

(6-7 лет)

занятия

Тема  занятия

Программное содержание

Материал и

оборудование

Кол-во

часов

1

«Осенние листочки»

Аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

1

2

«Веточка рябины»

Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, закреплять красный цвет; развивать продолжать учить наклеивать, дополнять композицию листочками.

Белый картон  А-5 с обведённой веточкой, квадратики красной салфетки, готовые скатанные шарики из красной салфетки, вырезанные листики, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки для клея, влажные салфетки, клеёнки, тарелочки

1

3

«Красивые фрукты»

Формировать умение у детей вырезать фрукты из бумаги, яблоко вырезывать по контуру, апельсин - срезая и скругляя иглы из квадрата, продолжать учить аккуратно наносить клей на вырезанные части, приклеивать их; дополнять композицию веточками листочками. Раскрашивать края тарелки цветными восковыми карандашами или фломастерами.

Вырезанный шаблон тарелки овальной формы, с наклеенной

вырезанной картинкой виноградом, квадрат красного цвета с обведённой формой яблока, квадрат оранжевого цвета, вырезанный банан из желтой бумаги. Восковые цветные карандаши или фломастеры, клей ПВА, кисти для клея.

1

4

«Царица Лебедь»

Познакомить детей с новой техникой аппликации из полос -путём соединения концов, склеивая с боков птицы создавая объёмные крылья разной величины способом накладывания на большие полоски средние, на средние – маленькие. Дополнять и оформлять композицию. Развивать желание трудится для получения результата; чувство радости от полученного результата.

Картон тёмных сиреневых, синих,

голубых тонов с наклеенными разного цвета волнами, макет лебедя белого цвета, полосы разных размеров (большие, средние, маленькие) - по 10 шт, звёзды, луна, корона из фольгированной бумаги, фломастеры черного и красного цвета, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки для клея, клеёнки.                                                                

1

5

«Облепиха»

Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, доводить работу до конца.

Раскраска с веточкой облепихи, квадратики из салфеток – коричневого, оранжевого и зелёного цвета(создать коричневый можно путём закрашивания салфетки гуашью),клей ПВА с тонким колпачком для струйного наклеивания.

1

6

«Ежик»

Работать с трафаретами и составлять композицию.

Образец, картон, клей клеенка, тряпочка. трафареты туловища, цветная бумага

1

7

«Птица»

Познакомить детей с методом аппликации из ладошек.

Формировать умение обводить и вырезать нарисованную ладошку. по контуру. Приклеивать, дополнять. Развивать усидчивость, доводить свою работу до конца.

Вырезанное тело птицы, квадраты

из тонированной плотной бумаги

12 см на 12 см, ножницы, карандаш, фломастер чёрного или коричневого цвета, клей, баночка для клея, кисть для клея, тряпочки, клеёнки, тарелочки, клей ПВА

1

8

«Кошка»

Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур. Развивать у детей чувство радости, хорошее отношение к домашним питомцам.

Вырезанный из картона силуэт

котёнка – по 1 на каждого ребёнка,

вата, тарелка, клей ПВА, кисть

для клея, баночка для клея, клеёнка,

влажные салфетки. Игрушка белого

котёнка.

1

9

«Барашек»

Познакомить детей с аппликации из ваты, отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, прививать стремление доделывать свою работу до конца.

Вырезанный из картона силуэт барашка, вата, тарелка, клей ПВА, кисть для клея, баночка для клея, влажные салфетки, клеёнка.

1

10

«Царевна лягушка»

Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления. Учить задумывать содержание своей работы; отражать впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различными материалами.

Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, карандаши, фломастеры, краски, мелки.

1

11

«Снежинка»

Развивать эстетический вкус. Учить работать с крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

Лист бархатной бумаги, клей ПВА, кисть, манная крупа.

1

12

«Елочная игрушка»

Совершенствовать умение создавать предметные

изображения с натуры и по представлению; закреплять

умение вырезать из цветной бумаги и наклеивать;

воспитывать вкус в подборе цветовой гаммы для

составления изображения.

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, вата, кисть, нитки.

1

13

«Совушка-сова»

Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять умения отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением совы, игрушка - сова

1

14

«Ёлочка - пушистая иголочка»

Аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность.

Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин.

1

15

«Паук в паутине»

Техника обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым.

Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.

1

16

«Дед Мороз»

Формировать у детей способность создавать аппликацию с использованием ватных дисков; правильно располагать все части; наклеивать части с противоположной стороны. Развивать

усидчивость.

Круг розового цвета диаметром7 см, ватные диски 10 шт, половина круга красного цвета от диаметром 7 см. верёвочка, полоска белая 14 см на 1,5 см, 2 кружка для глаза– черного цвета, 1 кружок для носа –

красного цвета.

1

17

«Рождественская свеча»

Продолжать знакомить детей с техникой обрыванием, развивать мелкую моторику рук, формировать умение наклеивать мелкие детали на рисунок не заходя за контур, правильно подбирать цвета, формировать навык в работе с клеем.

Основа рисунка «Рождественская свечка», цветная бумага: (жёлтого, оранжевого, зелёного, красного) цвета, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки для промакивания клея, клеёнки.

1

18

«Мимоза»

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полу объемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.

Цветной картон с нарисованными ориентирами, желтые бумажные салфетки, разрезанные на квадраты.

полоски цветной бумаги для изготовления листьев для мимозы с нарисованными ориентирами.

Ножницы, клей, салфетки сухие для рук.

1

19

«Рыжая плутовка»

Равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу.

Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.

1

20

«Белка под елью»

Составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя освоенные ранее приемы. Развивать воображение.

Цветная бумага, ножницы, клей.

1

21

«Весёлый клоун»

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.                      

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

1

22

«Облака – белогривые лошадки»

Аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы. Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.

                            

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки

1

23

«Одуванчики расцвели»

Вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте. Воспитывать любовь к природе

Бумажные салфетки, ватман, клей, цветная бумага, ножницы.

1

24

«Сладкий арбуз»

Формировать практические навыки аппликации (смятие бумаги, намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте), располагать материал по цвету.

Картон, салфетки зеленые и красные, клей ПВА, семечки арбуза.

1

25

«Радуга»

Продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей.

Картон, окрашенные макароны, клей ПВА.

1

26

«Улитка»

Выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

Картон, цветная бумага, бархатная цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблоны, образец работы.

1

27

«Сирень»

Познакомить детей с техникой торцевания, закрепить навыки работы в этой технике.

Картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.

1

28

«Черепаха»

Аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы.

Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет

черепахи, гуашь, кисти.

1

29

«Цветок Победы»

Закрепить у детей умение складывать бумагу, делать надрезы для соединения элементов поделки. Воспитывать аккуратность при выполнении поделки.

Картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.

1

30

«Мухомор-красавец»

Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.

1

31

«Бабочка»

Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фото-иллюстрации различных бабочек.

1

32

«Гусеница»

Закреплять умения работать с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память, логическое мышление, фантазию, воображение.

Картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть, тряпочка.

1

33

«Стрекоза»

Работать с различными материалами, совмещать их в композицию. Развивать фантазию и воображение детей.

Картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть, тряпочка.

1

 3. Оценочный раздел.

3.1. Планируемые результаты освоения Программы.

       Дети 6-7 лет будут знать:

1.технологию изготовления аппликации;

2.основные приемы и техники;

3.технологический процесс изготовления аппликаций.

       Дети 6-7 лет будут уметь:

1.соблюдать правила безопасного труда;

2.переводить шаблоны на бумагу;

3.изготавливать и оформлять поделки;

4.осуществлять декоративную работу изделия;

5.самостоятельно изготавливать поделки;

6.самостоятельно контролировать качество готовности поделки;

7.составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;

8.резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка);

9.раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

3.2. Формы контроля для определения результативности усвоения программы.

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- обследование  предметов,  образцов;

- рассматривание  картин  и  иллюстраций;

- показ способов выполнения работы;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.);

- сюрпризные моменты;

- игровые ситуации;

- использование пальчиковых игр и упражнений;

- использование динамических упражнений.

Формы контроля:

- Выставки;

- Открытые мероприятия;

- Участие в смотрах – конкурсах детского сада, города.

4. Организационный раздел.

4.1. Комплекс организационно-педагогических условий.

Помещение для реализации ДОП - Изостудия

Оборудование - Столы и стулья по количеству детей; природный материал (засушенные листья, трава, веточки, камни, ракушки и т.д.), ватман для коллективных работ, цветной картон, гофрированный картон, цветная бумага, пряжа, вата, различные крупы (греча, пшено, рис, манка), макаронные изделия, кисти, клей, ножницы, карандаши, трафареты. стека, бусины, блестки, фломастеры.

5. Список литературы

  1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  5. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г 
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, М., изд. «Цветной мир», 2015 г.
  8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
  9. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г
  10. Лыкова И. А.. Коллаж из листьев. Москва 2013.
  11. Лыкова И. А.. Художественный труд в детском саду. Москва, 2011
  12. Колдина Д. Н. «Аппликация в детском саду» Мозаика -синтез2015
  13. Козлова Ю.. «Забавная аппликация». М., Феникс 2013
  14. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

                                         https://www.maam.ru

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»

Комплекс познавательных занятий программы  составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет

Аннотация     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность) расчитана для занятий хореографией с детьми старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...