Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Долгушина Ольга Юрьевна

Комплекс познавательных занятий программы  составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать познавательно практическую деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрация

Советского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образование учреждение

Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонёк

(МАДОУ ЦРР д/с №18)

                                                                                         

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с№18
___________ Е.Д.Ашурмамедова

Приказ № ____ от                                                                                      

«_____» ________2021г.                                                                                        

                                                                                           

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая

программа естественно - научной направленности

«Цветик семицветик»

Возраст обучающихся: 3 - 4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Долгушина Ольга Юрьевна

воспитатель

 

Советск

2021 г.


Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»:

Пояснительная записка

направленность (профиль) программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик семицветик» имеет естественно-научную направленность;

новизна программы: развитие детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике и психологии. Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего процесса обучения, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики, уровня знаний по каждому разделу программы.

актуальность программы - в трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Главное умение педагога — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией переход от «игры рядом» к «игре вместе», с ощущением роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового в образовательном процессе;

отличительные особенности программы - отличительная особенность программы заключается в том, что комплекс познавательных занятий составлен с различной тематикой с участием сказочных героев. Сказочные герои помогают увлечь детей, создать благоприятную атмосферу на занятии.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей познавательных способностей, психологических процессов, мелкой моторики рук, логического мышления и усидчивости.

Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать познавательно практическую деятельность детей, формировать эмоционально-положительного отношения младших дошкольников к жизни;

адресат программы - дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 лет;

объем и срок освоения программы - срок освоения программы 1 год.

На полное освоение программы требуется 48 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество занятий в год – 48 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.

Педагогическая целесообразность программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик семицветик» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть доступным комплексом знаний по организации познавательной деятельности, развития каждого психического процесса и сферы психики для успешного развития ребенка на протяжении младшего дошкольного возраста;

Практическая значимость программы;

У обучающихся формируется позитивное отношение к обучению, появиться интерес к совместной игровой деятельности от «игры рядом» к «игре вместе». Повысится уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обучающиеся освоят доступные знание в области элементарных математических представлений и психологии.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только выполнять практические задания, но и приобрести первоначальные социально-бытовые навыки, представления о предметах и явлениях окружающей действительности. 

Ключевые понятия

Цель программы;

 Психологическая подготовка младших дошкольников для успешного обучения в дошкольном учреждении, путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

Задачи программы:

Обучающие:

1.формирование позитивной мотивации к обучению.

Развивающие:
1.развитие внимания, памяти, логики, расширение кругозора ребенка.
2.развитие зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

1.развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, создание дружеской атмосферы в группе.

2.развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания.

- принцип индивидуального подхода к обучающимся.

- принцип личностно – ориентированного подхода.

- принцип систематичности и последовательности.

- принцип доступности.

- принцип наглядности.

- принцип комплексного подхода.

 Основные формы обучения и методы работы

- беседы;

- практические занятия;

- игра – путешествие;

- викторины;

- практические занятия;

Нестандартные (инновационные) формы и методы занятий: квест – игры, использование современных информационных технологий: компьютер, интерактивная доска, планшеты, использование мультимедийных презентаций.

Типы занятий - теоретическое - сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы; комбинированные - совмещение теоретической и практической частей занятий; практическое - формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике; итоговое занятие - проводиться после изучения полного курса программы;


Планируемые результаты
- уметь сравнивать предметы по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
- освоить первичные нравственные формы: хорошо - плохо

- уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия между предметами.
- уметь самостоятельно называть 4–5 предметов: фрукты, овощи, одежда, игрушки.

- узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
- выполнять   практические задания  на развития психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления,  работать с карандашом, красками, наглядно – дидактическими пособиями.
- уметь обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
- освоить доступные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

Механизмы оценивания результатов
При проведении оценивания результатов  освоения программы используются: наблюдение, собеседование, выполнение творческих заданий.

Формы подведения итогов реализации программы
Результаты выявления уровня усвоения содержания программы проводится в виде открытого занятия в конце учебного года.

Учебный план

1 год обучения

п/п

Тема

Форма

аттестации

Всего

Теория

Практика

1

 Знакомство

1

0

1

опрос, игра

2

Давайте дружить

1

0

1

упражнение, игра

3

Правила поведения на занятиях

1

1

0

опрос

4

Я и моя группа

1

0

1

опрос, игра

5

Радость

1

0

1

игровые упражнения

6

Грусть

1

0

1

игровые упражнения

7

Гнев

1

0

1

игровые упражнения

8

Осень

1

0

1

опрос, игры

9

Овощи

1

0

1

опрос, игровые задания

10

Фрукты

1

0

1

опрос, игровые задания

11,12

Восприятие формы

2

0

2

опрос, игровые задания

13,14

Восприятие величины

2

0

2

опрос, игровые задания

15

Здравствуй, Зима!

1

0

1

беседа, игры

16

Мой друг, Снеговик

1

0

1

игры

17

Украсим елочку

1

0

1

игровое упражнение

18

Новогодний праздник

1

0

1

игры

19,20

Восприятие величины: широкий - узкий

2

0

2

опрос, игровые задания

21,22

Восприятие длины: длинный - короткий

2

0

2

опрос, игровые задания

23

Сказка «Сбежавшие игрушки»

1

1

0

опрос, игровые задания

24,25

Сказка «Теремок» Обобщение: животные

2

1

1

опрос, игровые задания

26

К.И. Чуковский «Федорино горе»

1

1

0

опрос

27,28

Одежда, обувь

2

0

2

опрос, игровые задания

29

Мальчики  - одуванчики

1

0

1

игровые задания

30

Девочки - припевочки

1

0

1

игровые задания

31,32

Сказка «Три медведя» Обобщение: мебель

2

1

1

опрос, игровые задания

33,34

Посуда

2

0

2

опрос, игра

35

Сказка «Репка»

1

1

0

опрос

36

Страна Вообразилия

1

0

1

игровые задания

37

День Смеха

1

0

1

игры, соревнования

38,39

Здравствуй, Весна!

2

0

2

опрос, упражнения

40,41

Цветы

2

0

2

опрос, игровые задания

42,43

Насекомые

2

0

2

опрос, игровые задания

44

Солнечный зайчик

1

0

1

игры

45,46

Разноцветная бабочка

2

0

2

игровое задние

47

Подвижные игры

1

0

1

игры

48

Итоговое занятие

1

0

1

опрос, задания

Итого

48

6

42

Содержание программы

1-го года обучения (48 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. «Знакомство». (1ч.)

Практика: Познакомить детей друг с другом, сплотить группу
через игру. (1ч.)

Тема 2. «Давайте дружить». (1ч.)

Практика: Продолжать знакомство детей с друг другом через игровые упражнения, развивать коммуникативные навыки детей, необходимые для дружеского общения в группе. (1ч.)

 

Тема 3. «Правила поведения детей на занятии». (1ч.)

Теория: Познакомить детей с правилами поведения на занятиях, учить слушать взрослого. (1ч.)

 

Тема 4. «Я и моя группа». (1ч.)

Практика: Продолжать развивать навыки культурного общения детей с друг с другом, включая детей в игровые ситуации для решения практического решения задач. (1ч.)

Тема 5. «Радость». (1ч.)

Практика: Знакомство детей с эмоцией радость, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)

Тема 6. «Грусть». (1ч.)

Практика: Знакомство детей с эмоцией грусть, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)

Тема 7. «Гнев». (1ч.)

Практика: Знакомство детей с эмоцией гнев, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)

Тема 8. «Осень» (1ч.)

Практика: Познакомить детей с признаками времени года осень, учить выполнять игровые движения с листочками соответственно тексту. (1ч.)

Тема 9. «Овощи». (1ч.)

Практика: Знакомство детей с овощами. (1ч.)

Тема 10. «Фрукты». (1ч.)

Практика: Знакомство детей с фруктами. (1ч.)

Тема 11, 12. «Восприятие формы». (2ч.)

Практика: Познакомить детей с восприятием формы: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. (2ч.)

Тема 13, 14. «Восприятие величины». (2ч.)

Практика: Познакомить детей с восприятием величины: большой – маленький. Развитие мыслительных операций «сравнение» через игровые задания. (2ч.)

Тема 15. «Здравствуй, Зима!» (1ч.)

Практика: Познакомить детей с признаками времени года зима. Учить выполнять игровые движения с снежинками соответственно тексту. (1ч.)

Тема 16 «Мой друг, Снеговик». (1ч.)

Практика: Учить детей выполнять игровые задания с помощью персонажа Снеговика, развивать зрительное и слуховое внимание детей. (1ч.)

Тема 17 «Украсим елочку». (1ч.)

Практика: Развивать умение детей различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), украсить разноцветную елочку для новогоднего праздника. (1ч.)

Тема 18 «Новогодний праздник». (1ч.)

Практика: Создать детям новогоднюю атмосферу праздника, предложить участие в играх, развития игровых и коммуникативных навыков общения в коллективе. (1ч.)

Тема 19,20 «Восприятие величины: широкий - узкий». (2ч.)

Практика: Познакомить детей с восприятием длины: широкий – узкий, развивать умение соотносить предметы по величине. (2ч.)

Тема 20,21 «Восприятие длины: длинный – короткий». (2ч.)

Практика: Познакомить детей с восприятием длины: длинный – короткий, развивать умение соотносить предметы по величине. (2ч.)

Тема 23 Сказка «Сбежавшие игрушки» (1ч.)

Теория: Чтение сказки «Сбежавшие игрушки», воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. (1ч.)

Тема 24, 25 Сказка «Теремок». Обобщение животные (2ч.)

Теория: Чтение сказки «Сбежавшие игрушки», развивать навыки общения, отвечать на вопросы педагога. (1ч.)

Практика: Закрепить название животных, учить детей отгадывать загадки про животных, выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (1ч.)

Тема 26 Сказка К.И. Чуковский «Федорино горе». (1ч.)

Теория: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», развивать коммуникативную и эмоциональную сферу детей. (1ч.)

Тема 27, 28 «Одежда, обувь». (2ч.)

Практика: Познакомить детей с названием одежды, обуви, воспитывать бережное отношение к своим вещам. Выполнение практических заданий в тетради. (2ч.)

Тема 29 «Мальчики - одуванчики». (1ч.)

Практика: Развивать умение детей различать индивидуальные особенности детей: пол, внешность, лицо).

Развивать невербальное и вербальное общение. (1ч.)

Тема 30 «Девочки - припевочки». (1ч.)

Практика: Развивать умение детей различать индивидуальные особенности детей: пол, внешность, лицо). Развивать невербальное и вербальное общение.

Развивать навыки самоконтроля. (1ч.)

Тема 31, 32 Сказка «Три медведя» Обобщение мебель (2ч.)

Теория: Чтение сказки «Три медведя», развивать навыки общения, отвечать на вопросы педагога. (1ч.)

Практика: Познакомить детей с название мебели, выполнение практических

заданий в тетрадях. (1ч.)

Тема 33, 34 «Посуда» (2ч.)

Практика: Познакомить детей с названием разных предметов посуды, предложить детям чаепитие с использованием разнообразной посуды. (2ч.)  

Тема 35 Сказка «Репка» (1ч.)

Теория: Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. (1ч.)

Тема 36 Страна «Вообразилия» (1ч.) 

Практика: Развивать у детей фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. (1ч.)

Тема 37 «День Смеха» (1ч.) 

Практика: Создать у детей радостное настроение, развивать воображение и интерес детей к окружающему миру. (1ч.)  

Тема 38, 39 «Здравствуй, Весна!» (2ч.)

Практика: Познакомить детей с признаками времени года весна. Выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (2ч.)

Тема 40,41 «Цветы» (2ч.)

Практика: Познакомить детей с названиями весенних цветов, развивать воображение и интерес детей к окружающему миру. (2ч.)  

Тема 42,43 «Насекомые» (2ч.)

Практика: Познакомить детей с названием насекомых, учить детей отгадывать загадки про насекомых, выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (2ч.)

Тема 44 «Солнечный зайчик» (1ч.)

Практика: Продолжать развивать навыки культурного общения детей с друг с другом, включая детей в игровые ситуации. (1ч.)

Тема 45,46 «Разноцветная бабочка» (2ч.) 

Практика: Развивать навыки цветового соотнесения, выполнение практических заданий по предложенным карточкам (укрась бабочку, гусеницу) (2ч.)

Тема 47 «Подвижные игры» (1ч.)

Практика: Предложить детям серию подвижных игр, учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом. Развивать коммуникативные навыки детей, необходимые для дружеского общения в группе. (1ч.)

Тема 48 «Итоговое занятие» (1ч.) 

Практика: Обобщение пройденного материла (1ч.)

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

1.Календарный учебный график

Начало учебного года

01 сентября

1 учебный период

 (01.09.2021г  – 31.05.2022г.)

Праздничные дни

4, 5  ноября, 1- 9 января, 23 февраля,

7, 8марта,  1,2,3, 9,10  мая         

Каникулярный период

1-9 января 2022г

Продолжительность учебного года

37 недель

2.Организационно-педагогические условия реализации программы (ресурсы)

1.Материально-технические обеспечение

  • Групповая комната для занятий, соответствующая санитарным нормам

          СП 2.4.3648-20;

Оборудование;

  • Магнитная доска -1шт.
  • Телевизор - 1 шт.
  • Ноутбук - 1 шт.

2.Кадровое обеспечение

Программу реализует воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», прошедший аттестацию на высшую категорию, имеющий высшее педагогическое образование, опыт работы более 11 лет.

3.Методическое обеспечение программы – 

рабочие тетради «70 развивающих заданий для дошкольников 3 - 4лет»,

развивающая игра «Транспорт», развивающая игра - вкладыш «Овощи», развивающая игра «Досочки Сегена» (цветные), развивающая игра «Бабочка» (цветная мозаика), набор карточек «Цвета и фигуры», развивающие карточки «Азбука животных», развивающие наборы Сложи узор», набор цветных карандашей, простые карандаши.

Список литературы

I. Нормативные правовые и иные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 06.03.2019г.)

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Устав от 19.06.2015 г.

4. Правила внутреннего распорядка, обучающихся приказ 54, от 30.08.2017 года, протокол № 1

5. СП 2.4.3648-20;

II. Основная литература

1.«Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4лет / под редакцией Н.Ю.Куражевой. - СПб.; М.: Речь, 2019. - 160с.

2. «70 развивающих заданий для дошкольников 3-4лет / Н.Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под редакцией Н.Ю.Куражевой. - СПб.; М.: Речь, 2019. - 64с.

III. Интернет-ресурсы:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/   2. https://kids-psyhology.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"

Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...