Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эрудит»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа естественно-научной направленности «Эрудит» для детей 4-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklyuchitelnyy_erudit_2022-2023.docx | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»
«ПРИНЯТО» На заседании педагогического совета МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка» протокол №1 от 31.08.2022 г | «УТВЕРЖДЕНО» приказом МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка» от 01.09.2022 № 136-У |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Эрудит»
для детей 4-6 лет
на 2022-2023 уч. год
(срок реализации 1 год)
Составитель: Сидякова Людмила Константиновна,
педагог дополнительного образования
Козловка 2022
I. Пояснительная записка
Данная Программа опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей− (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ− от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Целью данной программы является:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона, а так же учетом возможностей детей с диагнозом ОНР и ЗПР.
Деятельность проводится один раз в неделю по 30 минут, всего запланировано 36 недель - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Составляющими этих условия являются:
*содержательные условия;
*организационные условия;
*технологические условия (принципы, методы, приемы);
*материально-технические условия (развивающая среда);
*социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов);
Принципы составления опыта:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с поставленными целью и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми Ребенок:
- проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности;
- проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности; доводит дело до конца;
- устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
- делает вывод.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов Программы.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в феврале и в мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
- Мониторинг образовательного процесса;
- Мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
II. Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем | Теория | Практика | Всего |
Тема 1 Осень | 8 | 16 | 24 |
Тема 2 ЗИМА | 11 | 11 | 22 |
Тема 3 ВЕСНА | 10 | 8 | 18 |
29 | 35 | 64 |
III. Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
№ | Название раздела | Содержание |
1 | Введение в предмет | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: игра «Здравствуйте» Вводное Тестирование. Теоретическая работа: Что я умею и знаю. Тестирование. Практическая работа: игра «Можно весело учиться» |
2 | В мире природы | Времена года. 4 времени года, сезонность. Практическая работа: игра «12 месяцев». Свойства воды. Опыт: Вода прозрачная, может менять цвет. Практическая работа: опыты с водой. Д/и: «Носить воду в решете», «Морозильник без электричества», «Сколько воды в воздухе?». Поиск воздуха. Практическая работа: опыты с воздухом. Плавающие, тонущие предметы. Практическая работа: опыты с предметами. Свойства бумаги: Практическая работа: опыты с бумагой. Свойства снега и льда. Практическая работа: опыты со снегом и льдом. Действие магнита на метал. Практическая работа: опыты с магнитом. В мире пластмассы. Практическая работа: опыты с пластмассам. Почва, песок, глина, камни. Практическая работа: опыты с данным материалом. Деревья наши помощники. Практическая работа: обследование деревянных предметов. Круговорот воды в природе. Вода, ее свойства. Вода в природе. Практическая работа: эксперименты с водой. Презентация. Летающие семена. Игры с семенами (клена, одуванчика и т. д.)
|
3 | В мире животных | Домашние и дикие животные, и их потомство. Практическая работа: игра «Ферма», эксперимент «Поилка для птиц» Зимующие птицы. П/и «Перелет птиц», Д/и «Найди и назови». Зачем зайцу шубка? Эксперимент с мехом. Обитатели моря. Рассматривания альбома: «Рыбы, какие они бывают?» П/и «Акула и рыбки» Практическая работа: игра «На дне моря». Насекомые. Насекомые в природе. Практическая работа: игра «На весёлой поляне». |
4 | В мире вещей | Игрушки. История игрушек. Практическая работа: общая поделка - кукольный театр своими руками. Одежда. Одежда прошлого и настоящего времени. Практическая работа: игра «Модницы и модники». Посуда и мебель. Практическая работа: игра- путешествие «Чаепитие в разных уголках мира» Школьные принадлежности. Д/и «Собери портфель в школу». В гостях у Карандаша-Карандашовича и гвоздя-Гвоздовича. Эксперименты с гвоздем и карандашом. Домашние помощники. Электроприборы. Практическая работа: игра-тренировка «Электричество не шутка», эксперимент «Огнетушитель для свечки». Транспорт. Практическая работа: эксперимент «Почему летит самолёт», «Назови вид транспорта». Спортивные снаряды. Д/и « Назови вид спорта» |
5 | В мире людей | Профессии. Какие бывают профессии. Практическая работа: игра «Все профессии важны», игра «Я конструктор» |
6 | Воспитательно-познавательные мероприятия | Тематические праздники: «Мы вам рады», Новый год, 8 Марта, «Здравствуй лето» |
7 | Итоговые занятия Итоговое занятие за 1 полугодие Итоговое занятие за год | Тестирование по темам разделов в мире природы и в мире животных. Практическая работа: игра «Природу нужно беречь!» Тестирование по темам, изученным за год. Практическая работа: игра «Весёлые уроки» |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
ОСЕНЬ | 24 | ||
1 | Свойства Осенних явлений | 2 | 10.09 |
2 | Свойства воды. Вода прозрачная, может менять цвет | 2 | 17.09 |
3 | Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда | 2 | 24.09 |
4 | Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни | 2 | 1.10 |
5 | Головные уборы. Правила здорового образа жизни | 2 | 8.10 |
6 | Наша обувь. Правила здорового образа жизни | 2 | 15.10 |
7 | Плавающие ,тонущие предметы | 2 | 22.10 |
8 | Поиск воздуха | 2 | 29.10 |
9 | Свойства камней | 2 | 5.11 |
10 | Школьные принадлежности | 2 | 12.11 |
11 | Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов | 2 | 19.11 |
12 | Инструменты. Кому что нужно для работы? | 2 | 26.11 |
| |||
ЗИМА | 22 | ||
13 | Время года зима. Зимние явления. | 2 | 3.12 |
14 | Зимующие птицы. | 2 | 10.12 |
15 | Свойства «снег и лед» | 2 | 17.12 |
16 | Наземный транспорт и Воздушный транспорт. | 2 | 24.12 |
17 | Животные севера. | 2 | 14.01 |
18 | Действие магнита на металл | 2 | 21.01 |
19 | Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде | 2 | 28.01 |
20 | Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает? | 2 | 4.02 |
21 | В мире пластмассы | 2 | 11.02 |
22 | Техника на службе у человека | 2 | 18.02 |
23 | Почва. Песок, глина, камни | 2 | 25.02 |
| |||
ВЕСНА | 18 | ||
24 | Деревья наши помощники | 2 | 4.03 |
25 | Времена года. Весна. | 2 | 11.03 |
Домашние животные и их детеныши | 2 | 18.03 | |
26 | Дикие животные и их детеныши | 2 | 25.03 |
27 | Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни | 2 | 1.04 |
28 | Мех. Зачем зайчику другая шубка | 2 | 8.04 |
29 | Путешествие с капелькой | 2 | 15.04 |
30 | Обитатели моря. Рыбы. | 2 | 22.04 |
31 | Летающие семена | 2 | 29.04 |
32 |
| ||
33 | |||
34 | Всего | 64 |
V. Методическое обеспечение
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Содержание исследовательской деятельности детей (дошкольный возраст)
Работа с детьми, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый – тепл22.04ый и т.д.).
Применяемые методы работы
- Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);
- Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);
- Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);
- Игровой метод (дидактические и развивающие игры);
- Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).
Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.
Дидактический материал
Печатные пособия:
Демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».
Демонстрационные пособия:
Объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения), предназначенные для знакомства с окружающим миром. Глобус и географическая карта. Часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени. Книги
Раздаточный материал
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
Игрушки и маски для инсценировки.
VI. Материально-техническая база
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
Организация мини-лабораторий
1. Учебный кабинет.
2. Стол, стулья.
3. Микроскоп
4. Стаканчики
VII. Список рекомендуемой литературы
1. «Большая книга экспериментов»/Под. Ред. Антонеллы Мейяни; Б79 Пер. с ит.
Э.И. Мотылевой. - М. : РОСМЭН, 2018. – 264 с.
2. «Энциклопедия дшкольника», Н.Н. Малофеева. М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008, - 200 с.
Приложение 1
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
Высокий уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
- Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...
- Мне нравится (1)