Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Нестерова Татьяна Валерьевна

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopoln.programma_hochu_vsyo_znat.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

г.Сафоново Смоленской области.

        

Согласовано:                                                            Утверждено:

Педагогическим советом                                        директор МБУ ДО «ДДТ»

протокол №1                                                            ________Новикова О. Ю.

от  «31» августа 2020г.                                            приказ № 320

                                                                                  от«31» августа 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 художественной  направленности

« Хочу всё знать!»

                                                            Возраст учащихся: 5-6 лет

                                                            Срок реализации: 1 год

                                                            Автор-составитель:

                                                           Нестерова Татьяна Валерьевна

                                                           воспитатель 1 кв.категории

         

   

г.Сафоново,2021 г.

Пояснительная записка

 Одним из видов деятельности, которая позволит развивать познавательную активность детей, является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

   В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающей развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

  Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растёт, живёт. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Актуальность (новизна).

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Формируются представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Проводимые  эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления  и производить с ними  простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценного познавательного интереса для дальнейшего обучения в школе.

  Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка. · Содержание программы строится на личностно – ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.

Адресат программы:  

Программа рассчитана для детей младшего старшего дошкольного возраста (5-6лет).  Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Срок освоения программы: 

Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.

Объем программы:

Годовая нагрузка 1 года обучения 28 часов.

Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий  1 раз в неделю, продолжительность занятий  30 минут.

Форма организации ученого процесса:  

  • фронтальная;
  • групповая, коллективная;
  • индивидуальная;
  • комбинированное.

Формы проведения занятий:

  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • игры;
  • наблюдения;
  •  эксперименты.

Основные методы обучения:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

      · распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;   

      · за изменением и преобразованием объектов.

 Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

 Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Словесные методы:

       · рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

       · рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей; 

       · беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 Цель программы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

 Задачи:

1 .Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

4.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

5.Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

Планируемые результаты

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- Задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

- Любят экспериментировать;

- Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог

- Формируются коммуникативные навыки.

- Развитие познавательных способностей детей:

- Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Форма контроля:

Игры, конкурсы, викторины, беседа,  наблюдение, опрос, собеседование, опыты.

Виды   контроля и формы аттестации:  

1. Входной контроль  (беседа, опрос).

2. Промежуточная аттестация (экспериментирование).

3. Итоговая аттестация (игры, викторины).

Используемые педагогические технологии:

Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я широко использую современные образовательные  технологии, которые развивают продуктивное мышление, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Коллективно – творческая  деятельность -  комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит  в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Игровые технологии  в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью  игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.

 Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей  программы.

1. Максимальный уровень. Дети умеет работать по образцу. Настойчиво проявляет интерес к экспериментированию. Может сам сделать элементарные опыты. Имеет представления о правилах техники безопасности, соблюдает их, может указать на ошибки других, пытается научить других детей. Следует правилам и нормам.

2. Средний уровень. Старается работать по образцу. Долго думает как сделать простейший опыт. Способен с помощью взрослого экспериментировать, следуя поставленной цели. Имеет нечеткие представления о правилах техники безопасности. Знает о правилах и нормах безопасности,  но не следует им.

3. Минимальный уровень. Работает по образцам с трудом. С трудом делает простейшие опыты. Имеет небольшие представления о правилах и техники безопасности. Не указывает на их нарушения другим детям. Не всегда может рассказать о них. Соблюдает технику безопасности только под контролем взрослого.

      Условия реализации программы

 Для проведения  занятий имеется отдельное  просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий  с учащимися, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.

Основное оборудование лаборатории:

 приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

 природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

 утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;  разные виды бумаги;

 красители: гуашь, акварельные краски;

 медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

 прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

 детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

 карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).

 индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

 безопасность для жизни и здоровья детей;

 достаточность;

 доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

                         

                               Учебный  план

№ п/п

Раздел

Количество минут

Формы контроля, аттестация

теорет

практич

Всего

1

Вводное занятие

15

10

25

Беседа, опрос

2

Песочная страна

30

45

75

Наблюдение, экспериментирование, зарисовки

3

Свойства глины

20

30

50

Беседа, исследовательская деятельность, игры.

4

Удивительный воздух

20

30

50

Наблюдения, экспериментирование, практические задания

5

В воде есть воздух

20

30

50

Беседа, зарисовки, экспериментирование

6

Волшебная вода

20

30

50

Наблюдение, исследовательская деятельность, зарисовки

7

Наши помощники глаза и уши

15

35

50

Беседа, исследовательская деятельность

8

Взаимосвязь органов слуха и запаха

20

30

50

Беседа, исследовательская деятельность

9

Тонет – не тонет

10

15

25

Наблюдение, практическое задание

10

Посадим деревце

30

45

75

Беседа, наблюдение, практическое задание, зарисовки

11

Притягательный магнит

20

30

50

Беседа, наблюдение, экспериментирование

12

Волшебное стекло

20

30

50

Беседа, картинки, исследовательская деятельность

13

Почва

20

30

50

Исследовательская деятельность, экспериментирование, зарисовка схем

14

Что я знаю о себе

20

30

50

Беседа, опрос, викторина

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теоретическая часть:  

Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы, знакомство с мастерской, инструментами и материалами.

  1. Рисунок как основа всех видов искусств.

Теоретическая часть:

Рассказать о видах рисунка, дать понятие терминам «композиция», «тон», «цвет», «рисунок», «набросок». Рассматриваем иллюстрации рисунков высших художников.

Практическая часть:

Рисуем набросок пейзажа, натюрморта, соблюдая приемы композиций. Рисуем красками.

Форма контроля; опрос, наблюдение, творческое задание, выставка, конкурс, беседа.

3 . Лепка из глины. Способ ручной лепки.

Теоретическая часть:

Учить различными способами выполнять формы животных и птиц. Показать приемы вытягивания и приклеивание разных форм с помощью шликера. Прививать любовь к труду, эстетическому вкусу, терпению. Развивать творческие способности и пространственное мышление.

Практическая часть:

Выполнение простейших форм «птичек», «гусениц» и животных.

  1. Метод вытягивания
  2. Метод склеивания отдельных частей с помощью шликера.
  3. Обжиг, роспись игрушек (гуашь, акварель, лак).

Форма контроля; наблюдение, выставка.

4. Подарки – своими руками.

Теоретическая часть:  

Выполнение эскизов несложных предметов. Ознакомить с методами лепки из пластилина с помощью глиняного жгута и другими формами изготовления.

Практическая часть:

- лепка сувениров

- подсвечник

- символ года

- лепка Деда Мороза

- лепка Снегурочки

Форма контроля; наблюдение, конкурс.

5. Промежуточная аттестация

Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися  учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля; практическое задание.

6 .Творческий проект «Лесные зверята».

Теоретическая часть:

Научить различными способами, выполнять простейшие формы животных и птиц. Показать приемы вытягивания и приклеивания разных форм с помощью шликера. Развивать творческие способности. Беседа о скульпторах Смоленщины.

Практическая часть:

Лепка животных. Обжиг и роспись игрушек.

Презентация проекта.

Выставка детского рисунка «Кто в лесу живёт».

Форма контроля: опрос, викторина, кроссворд, презентация проекта, выставка.

7. Декоративно – прикладное искусство.

Теоретическая часть:

Беседа о художниках, декоративно – прикладного искусства, лаковой живописи Палеха, Хохломы, Гжели, Жостово.

Практическая часть:

Рисуем эскиз орнамента. Познакомить и применить на практике элементы росписи  Хохломы, Гжели, Жостово.

Форма контроля; беседа, творческое задание, наблюдение, выставка.

8. Мои любимые цветы.

Теоретическая часть

Беседа о разнообразии видов цветов.

Дать понятие термина «натюрморт».

Беседа о художниках натюрморта. Воспитывать эстетический вкус. Рассказать о красках и инструментах.

Практическая часть:

Изображаем цветы в технике графики. Рисуем эскиз натюрморта. Работаем с красками (гуашь, акварель)

Форма контроля: опрос, наблюдение, конкурс.

9. Кожаная пластика.

Теоретическая часть:

Беседа о кожаных изделиях, о материалах и инструментах. Рассказать о приемах декорирования изделий из кожи.

Практическая часть:

Изготовление декоративного панно и подвески, применяя знания о приемах декорирования изделий из кожи.

Выставка изделий из кожи.

Форма контроля; собеседование, выставка, конкурс.

10. Народная глиняная игрушка.

Теоретическая часть:

Познакомить учащихся с центрами народного мастерства (Дымково, Филимоново, Абашево, Каргополь и т.д.), показать различия в изготовлении игрушек. Учить выполнять и различать игрушки различных районов России, а также познакомить  с керамикой других народностей (Грузия, Молдова, Беларусь и др), привить любовь к наследию своего края.  Воспитывать любовь к труду, привить эстетические навыки и умения.

Практическая часть:

На практических занятиях выполнить «Дымковскую барышню», любую другую игрушку по выбору. Выполнить роспись готовых изделий акриловыми красками

Форма контроля; собеседование, наблюдение, выставка.

11.Творческий проект «Изготовление панно «Фруктовые фантазии».

Теоретическая часть:

Правильное составление композиции и выполнение эскизов. Ознакомление с новыми понятиями плоскостной, выпуклой и комбинированной лепнины.

Практическая часть :

Лепка фруктов, корзины, вазочки.

Роспись и декорирование панно.

Форма контроля: Презентация проекта, наблюдение.

12. Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года.

Теоретическая часть:

Анализ творческих работ за год.

Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.

13. Итоговая аттестация

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма контроля; творческое задание.

Календарный  учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятий

Количество минут

Тема занятий

Форма контроля

1

октябрь

Комбинированное

25

Вводное занятие

Опрос

2-4

Комбинированное

75

Песочная страна

Наблюдение, экспериментирование, зарисовки

5,6

ноябрь

Комбинированное

50

Свойства глины

Беседа, исследовательская деятельность, игры.

7,8

Комбинированное

50

 Удивительный воздух

Наблюдения, экспериментирование, практические задания

9,10

декабрь

Комбинированное

50

В воде есть воздух

Беседа, зарисовки, экспериментирование

11, 12

Комбинированное

50

Волшебная вода

Наблюдение, исследовательская деятельность, зарисовки

13, 14

январь

Комбинированное

50

Наши помощники глаза и уши

Беседа, исследовательская деятельность

15, 16

Комбинированное

50

Взаимосвязь органов слуха и запаха

Беседа, исследовательская деятельность

17

февраль

Комбинированное

25

Тонет - не тонет

Наблюдение, практическое задание

18-20

Комбинированное

75

Посадим деревце

Беседа, наблюдение, практическое задание, зарисовки

21, 22

Комбинированное

50

Притягательный магнит

Беседа, наблюдение, экспериментирование

23, 24

Комбинированное

50

Волшебное стекло

Беседа, картинки, исследовательская деятельность

25, 26

апрель

Комбинированное

50

Почва

Исследовательская деятельность, экспериментирование, зарисовка схем

27, 28

Комбинированное

50

Что я знаю о себе

Беседа, опрос, викторина

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1. Вводное занятие

Ознакомить учащихся с режимом работы творческого объединения. Провести инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Формы занятий: беседа.

Методы: информационно – сообщающий, экскурсия.

2. Рисунок – как основа всех видов искусств.

Познакомить детей с навыками овладения рисунком.

Форма занятий: групповая.

Методы:объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: выставка детских работ.

3. Лепка из глины.

Способы ручной лепки. Познакомить детей со способами ручной лепки.

Форма занятий:групповая, индивидуальная.

Методы:объяснительный, иллюстрированный, упражнение.

Форма подведения итогов:выставка творческих работ.

4. Подарки – своими руками.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы занятий: показательный, иллюстрированный, репродуктивный,упражнение,личный пример.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

5. Промежуточная аттестация

Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма занятия; групповая

Методы занятия; показательный, информационно – сообщающий, упражнение.

Форма подведения итогов; выставка творческих работ.

6. Творческий проект «Лесные зверята».

Форма занятий: творческое задание.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

7. Декоративно – прикладное искусство.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Провести беседу: Дымково- центр мастеров. Рассказать историю возникновения народных игрушек Дымково, Городец, Филимоново.

Форма занятий: творческое задание.  

Методы занятий: показательный,иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный, упражнение, личный пример.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

8. Мои любимые цветы.

Познакомить детей с миром цветов. Учить рисовать цветы.

Форма занятий:  групповая.  

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, личный пример.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

9. Кожаная пластика.

Рассказать об истории возникновения промысла. Учить детей делать изделия из кожи.

Форма занятий:  групповая, индивидуальная.  

Методы занятий: иллюстрированный, показательный, репродуктивный, личный пример.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

10. Народная глиняная игрушка.

Познакомить детей с историей возникновения народной глиняной игрушки. Рассказать о различии между Абашевской, Дымковской и Филимоновской глиняной игрушке.

Форма занятий:  групповая, индивидуальная.  

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный.

Форма подведения итогов: выставка детских игрушек.

11. Творческий проект «Изготовление панно «Фруктовая фантазия».

Научить правильно выбирать тему, составлять эскиз к работе, соблюдая законы композиции. На основе эскиза выполнить работу из глины, используя различные стеки и дополнительные материалы.

Форма занятий: творческое задание, практическое.  

Методы занятий: показательный, иллюстрированный, информационно – сообщающий, упражнение, личный пример.

Форма подведения итогов: творческий проект

12. Итоговое занятие.

Оформление выставки по итогам года.

Форма занятия; групповая.

Методы занятия; информационно –сообщающий.

Форма подведения итогов; выставка по итогам года.

13. Итоговая аттестация.

Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга  в специально созданных образовательных условиях.

  1. Анализ творческих работ
  2. Оформление итогов выставки
  3. Награждение и поощрение учащихся
  4. Дальнейшая перспектива учащихся

Форма занятий: выставка, творческое задание.  

Методы занятий:  диалогический, информационно – сообщающий.

Форма подведения итогов: выставка с награждением.


                 

      Список рекомендуемой литературы:

Для педагога:

  1. Диана Фишер. «Расписываем керамику» -

Москва «Астрель-АСТ» 2006г.

  1. Носик Б.М. фотоальбом – «Народное искусство»

Художественные промыслы СССР. Москва: «Планета» 1987г.

     3.        Радионов А.И. «Красная книга ремесел» - «Барнаул» 1999г.

Для учащихся:

  1. Геннадий Федотов. «Послушная глина. Основы художественного ремесла»: Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997г
  2. Русские народные сказки.
  3. Хоким Чаввара «Ручная лепка»: Москва «АСТ-Астрель» 2006г  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"

Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»

Комплекс познавательных занятий программы  составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...