Занятие на тему "Жизненный путь" Социокультурные истоки
план-конспект занятия (старшая группа)

Формиррвание у воспитанников положительного, осмысленного отношения к своему жизненному пути,

совершенствование знаний о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел «Социокультурные истоки»

в подготовительной группе

Название: «Жизненный путь»

Составила: воспитатель Пислегина Лариса Николаевна

г. Югорск, 2019 г.

Цель: формирование знаний о будущей профессии как жизненном пути.

Задачи: 

Образовательные:

- формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути;

- формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;

- совершенствовать умение детей задавать вопросы, на сужение поля поиска;

- помочь сформировать активную жизненную позицию;

- формировать ощущение собственной значимости.

Развивающие:

- развивать у детей способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение;

- развивать умение описывать жизненный путь героев сказки, повышать речевую активность детей;

- содействие развитию речи детей, обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности

- развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться

Воспитательные:

- оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в   контексте социокультурной традиции;  

- создать образ по теме «Жизненный путь», развитие эстетического восприятие;

- создать эмоционально-положительный климат в группе детей;

- воспитывать активную, стойкую жизненную позицию.

 

Материалы и оборудование: оформление центра «Моя профессия» в групповой комнате, плоскостная да – нетка – картинки - профессии, системный оператор, картинки «Младенчество - старость» ….

Раздаточный материал - листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, ножницы.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

3 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей, продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова».

Приветствие гостей детьми.

 Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Мы сегодня собрались на очень интересную беседу. А разговор у нас пойдет о жизненном пути.

Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать. Назовите дороги, по которым можно путешествовать.

А еще есть дороги, пути, которые увидеть нельзя – это жизненный путь человека. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дороге жизни. Жизнь – очень долгая дорога и всякое может случится в пути. У каждого свой жизненный путь.

Дети в групповой комнате. Приветствуют гостей.

 

Называют дороги, по которым можно путешествовать (сельская, городская, полевая, горная, ухабистая, каменная, песчаная, грязная асфальтированная, …

(воздушный, наземные, подземный, подводный)

Развивать умение описывать жизненный путь героев сказки, повышать речевую активность детей.

Беседа «Вспомни героя сказки»

-Мы с вами прочитали очень много сказок, в которых сказочники выражали суть жизненного пути. Предлагаю вспомнить одну из них.

- Посмотрите на экран, к какому произведению подходит иллюстрация?

- Кто главные герои сказки?

-Каким был жизненный путь Марьюшки?

-Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью?

-Как в сказке были вознаграждены любовь, верность и терпение Марьюшки?

Дети смотрят на экран

Сказка «Финист Ясный - сокол».

- трудным, тяжелым, тернистым, с множеством препятствий;

- терпение, любовь, старание, верность, и находчивость;

- вышла замуж за Финиста Ясна-сокола.

Актуализация,

4 мин

Формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути, развивать способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Жизненный путь человека складывается из важнейших событий (этапов) его жизни.

  1. Скажите, с какого события начинается жизненный путь человека? Кого мы видим в начале жизненного пути?  
  2. А как складывается потом жизненный путь?
  3. Какой период жизни наступает дальше?
  4. На каком этапе жизненного пути сейчас ваши родители?
  5. И ещё один этап жизни

Воспитатель прикрепляет на доску с отмеченными этапами жизни. Каждому этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/thumb_COLOURBOX17785869.jpg

-Подумайте и покажите, на каком этапе жизненного пути сейчас вы, ваши старшие братья и сестры, мамы и папы, бабушки и дедушки.

Вот мы с вами в правильной последовательности разложили важные события в жизни человека.

Дети раскладывают картинки по порядку – имитируя жизненный путь человека

- Младенчество (рождение малыша – младенца).

- Детство

- Юность

- Зрелость

- Старость

Дети называют этапы жизни и показывают свой выбор.

Расширение

имеющихся

представлений 7 мин 

Динамическая

пауза, 3 мин

Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Игра «Я ребёнок» - «Системный оператор»

Ребята, давайте попробуем рассмотреть ваш жизненный путь

дом

дом, д\с

дом, школа

дом, работа

младенец

ребёнок 5 лет

школьник

взрослый

голова, руки, ноги маленькие

голова, руки, ноги

голова, руки, ноги выросли

голова, руки, ноги

- объект – ребёнок 5 лет (картинка). На каком этапе жизненного пути сейчас?

- подсистема – рисуем ребёнка, у которого есть голова, руки, ноги…

- надсистема – где находится?

- кем были раньше?

- какие у него были ручки, ножки?

- где находится?

- кем станете в будущем?

- части тела выросли у ребёнка – школьника?

- где находится?

- далее кем станет?

- части тела увеличастя?

- где находится?

Получилась такая таблица, по которой можно видеть изменения, происходящие в жизни человека. Можно выбрать любую профессию

Дети садятся на ковёр и отвечают на вопросы.

- детство

- дома, в детском саду…

- малышом, младенцем

- маленькие

- дома с мамой

- пойдёт в школу

- да, он стал выше….

- инструменты

- дома, в школе, на тренировке

-  взрослым

- да

- дом, работа (завод, фабрика…)

Снять эмоциональное напряжение.

Развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться.

Мульт – песенка «Все профессии нужны»

-Каким вы представляете свой жизненный путь? Кем вы хотели бы стать, и какое доброе дело сделать?

Ребята, давайте посмотрим какие профессии бывают и попробуем показать их.

Дети смотрят на экран и повторяют движения, которые выполняют люди определённой профессии

(кочегар, звукорежиссёр, метеоролог…)

Совершенствовать умение детей задают вопросы, на сужение поля поиска.

Игра «Плоскостная Да-нетка»

Посмотрите, как много профессий. Угадайте, какую из них я загадала?

Ребята, я загадала профессию воспитатель. Это моя профессия.

Мой жизненный путь связан с воспитанием детей. Хотелось бы прожить эту жизнь достойно и честно, так чтобы люди вспоминали добром.

Дети активно задают вопросы.

Вопросы детей:

- эта профессия находится в середине?

- она находится вверху?

Внизу? В правом нижнем углу? В левом нижнем углу?

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию.

 Блиц-опрос рефлексия

Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать.

- Какой путь выбрала Марьюшка?

- На каком этапе жизненного пути находишься сейчас ты?

- На каком мама?

- Расскажи кем ты был раньше, до поступления в детский сад?

- Как называется моя профессия?

- Какую профессию ты выбрал?

Я уверена, что вы выберите путь служения добру. Много интересных путей и дорог ждет вас впереди. Хочется пожелать вам всем:

«Доброго пути!»

Дети высказывают своё мнение, делают умозаключения.

Практическая

работа 

5мин

Создание образа по теме «Жизненный путь», развитие эстетического восприятия, оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции.

Творческая работа: создание своей будущей профессии

 У каждого из вас свой жизненный путь. Каким он будет – зависит только от вас. Давайте попробуем создать свою будущую профессию. Педагог предлагает на выбор различные материалы для творчества.

Дети создают свою будущую профессию, создают альбом «Кем я хочу стать?»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте НОД

 образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

раздел «Социокультурные истоки»

 старшая группа

 НОД на тему: «Жизненный путь»

составила: воспитатель Пислегина Л.Н.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Цель НОД предполагает формирование знаний воспитанников о будущей профессии как жизненном пути. Для достижения цели поставлен ряд задач, которые соответствуют ФГОС ДО, пункт 4.6. целевых ориентиров: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

  1. Место НОД в системе занятий

Занятие социально-личностной направленности, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, когда ребёнок уже способен понимать такие понятия как «добро и зло», «жизненный путь человека», начинает задумываться о своё будущем, умеет анализировать поступки героев произведений, собственные поступки.

Программа ДОУ предполагает использование дополнительной программы «Социокультурные истоки», которая отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. «Исток» или «источник» из которого ребёнок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка. 

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию на основе использования ОТСМ ТРИЗ.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используется ТСО, демонстрационный (плоскостная «Да - нетка», картинки - профессии, системный оператор, дидактическая игра «Разложи по порядку») и раздаточный материал (листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, ножницы).

Беседа на тему «Вспомни героя сказки» предполагает закрепление знаний детей о ранее прочитанном произведении «Финист ясный сокол», а также способствует развитию умения описывать жизненный путь главного героя сказки.

Дидактическая игра «Разложи по порядку» позволит формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути, развивает способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.

Для систематизации имеющихся знаний, умения самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе познавательной деятельности использовалась модель «системный оператор».

Динамическая пауза даёт возможность воспитанникам вспомнить различные профессии и повторить движения, которые выполняют люди определённой профессии (кочегар, звукорежиссёр, метеоролог…), снять эмоциональное напряжение.

Формирование пространственных представлений совершенствуется с помощью игры «Плоскостная Да-нетка».

Творческая работа: создание своей будущей профессии предполагает создание образа по теме «Жизненный путь», способствует развитию эстетического восприятия, помогает в становлении творческой личности ребёнка.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в подготовительной группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап - приветствие гостей детьми и краткая беседа на тему «Вспомни героя сказки - 3 мин.;

- актуализация - игра «Разложи по порядку» - 4 мин.;

- расширение имеющихся представлений - «Системный оператор» «Я ребёнок», «Плоскостная Да-нетка» - 7 мин.;

- динамическая пауза, мульт-песенка «Все профессии нужны» - 3 мин.;

- заключительный этап (рефлексия)- блиц-опрос - 3 мин.;

- практическая работа - творческая работа: создание своей будущей профессии - 5мин.

Данные алгоритмы являются частью общей теории сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ)

5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса детей проводится предварительная работа, которая заключается в чтении проиведений, отражающих жизненный путь человека - русская народная сказка «Финист Ясный – Сокол», притча «Старик и яблоня». На данном этапе дети знакомятся с пословицами и поговороками о жизненном пути в  «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Жизнь дана нам для добра», анализируют их. В групповой комнате совместно с детьми оформлена инстоляция «Моя профессия».

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Развивать умение описывать жизненный путь героев сказки, повышать речевую активность детей.

Игра «Вспомни героя сказки»

Формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути, развивать способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.

Игра «Разложи по порядку»

Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

«Системный оператор» «Я ребёнок»

Снять эмоциональное напряжение.

Развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться.

Мульт – песенка «Все профессии нужны»

Совершенствовать умение детей задают вопросы, на сужение поля поиска.

Игра «Плоскостная Да-нетка»

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию.

Блиц-опрос

Создание образа по теме «Жизненный путь», развитие эстетического восприятия, оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции.

Творческая работа: создание своей будущей профессии

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- ИКТ и ТРИЗ технология;

- смена видов деятельности (беседа, дидактическая игра, составление модели «системный оператор» динамическая пауза, опрос продуктивные виды деятельности);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- дети анализируют процесс развития человека от рождения (младенчества), до старости, самостоятельно определяет, на каком этапе жизненного пути находится сами;

- учится сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

 - добывает информацию через поисковую деятельность в игре «Да-нетка»;

- проявляет самостоятельность при выборе материала для изображения своей будущей профессии в творческой деятельности.

Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер.

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления

Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме блиц - опроса даёт возможность воспитанникам в считанные минуты освежить базовые знания по теме НОД.

  1. Вывод

В детстве ребёнок мечтает о том, кем он будет, когда вырастет. В данном занятии предпринята попытка формирования знаний воспитанников о будущей профессии как жизненном пути. Поставленные задачи, дают возможность дотянуть цели занятия. Каждый ребёнок задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Впереди у каждого долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог.

Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Програмное содержание.Продолжать углублять знания о народном творчестве. Разви­вать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Фор­мировать представление о добре и зле.Развивать уме...

Занятие по программе "Социокультурные истоки"

25 февраля, в рамках реализации данной программы, в старшей группе «Колокольчик» ,  воспитатель Дубровская Н.И. провела занятие ...

Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить знания детей о...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...