Пректная деятельность в группе раннего возраста
проект (младшая группа)

Носова Нина Витальевна

"Играя, познаем окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Зоряночка»

Утверждаю

                                                                                                                     Заведующий  МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

 _____________Месикова С. Ю.

«____»_______________2021г

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:

«Играя, познаем окружающий мир».

Воспитатели:

Носова Н.В.

Закалина Т.Э.

г. Ессентуки    2021-2022 г.

Содержание проекта:

1. Пояснительная записка………………………………………………...1

2. Цель и задача……………………………………………………………2

3. Предполагаемый результат……………………………………………3

4.Этапы работы над проектом……………………………………………4

5. Перспективный план работы…………………………………………..5

6. Вывод…………………………………………………………………….9

7. Список литературы…………………………………………………….10

 

ПРОЕКТ «Играя, познаем окружающий мир»

Природа – это единственная «книга, каждая страница,

которой полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

      В конце XX века на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не контактирует с ней. Целью экологического образования является формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

       В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник– маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

     Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Пояснительная записка

     В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к окружающему миру.

    Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 2 лет интересует прежде всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 3 лет малыш пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить. Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

     Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей   2-3 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

     Элементарная поисково-познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях

природы; выявить причины взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.

 

Цель проекта:

   Познакомить детей, как можно ближе с окружающим миром, используя методы игровой формы,  формировать любознательность к природе.

Задачи:

   1. Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

   2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

   3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

   4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

   5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

   Тип проекта: познавательный

   Вид проекта: долгосрочный, групповой.

   Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020-май 2021 гг.)

   Участники: дети ясельной  группы, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

   У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

   Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

    У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.  Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: все живые организмы имеют равное неживую природу (воздух, почва, вода).

    Ребята узнают особенности природы родного края.  Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному, изобретут свои собственные знаки.  

    У ребят сформируется стремление к исследованию поведению и отношению к миру природы.  Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими

знаками объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.  Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

   Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.              

    Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

    Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

    Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Составление плана проекта, подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

II этап. Основной.

1.        Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа        воспитанников, родителей (законных представителей)  по теме проекта.

2.        Разучивание стихов о жителях леса, о природе, временах года.

3.        Отгадывание загадок о животных и растениях.

4.        Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

5.        Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

6.        Раскрашивание картинок.

7.        Дидактические, экологические, подвижные игры.

8.        Просмотр мультфильма, презентации.

9.        Познавательные занятия.

10.        Целевые прогулки по территории детского сада.

11.        Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.

12.        Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.

13.        Рассказывание  детям  о животных, растениях, неживой природы.

14.        Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

15.        Изобразительная деятельность по теме проекта.

III этап. Заключительный

  1.Подготовка презентации по работе с детьми в течение проекта

  2.Проведение досуга с детьми.

  3.Дальнейшая работа над проектом.

План работы

Название и цели

Ход работы

Использованные материалы

                

                Сентябрь:

       «Овощи и фрукты».        

1.Расширять знания детей об осени, характерных признаках.

2.Закрепить знания об овощах, фруктах, о месте их произрастания.

3.Закрепить умение описывать овощ или фрукт по характерным признакам.

1 неделя - Рассматривание картинок с изображением овощей и фруктов.

2 неделя - Сюжетно-ролевая игра: «Собираем урожай».

3 неделя - Художественная продуктивная деятельность: рисование «Весёлые овощи и фрукты».

4 неделя - Интеллектуально-развивающая игра «Разложи фрукты».

Картинки с изображением осени, фруктов и овощей.

Октябрь:

«Золотая осень».

   Расширить знания детей об осени, ее признаках и явлениях.

1 неделя -  Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Осенние листья», «Вышел дождик на прогулку».

2 неделя -  Беседы: «Осень в гости к нам пришла».

3неделя - Аппликация: коллективная работа «Осеннее дерево».

4 неделя-Наблюдение за красотой осени

Картины с изображением осени, материалы для выполнения аппликационной работы.

Ноябрь:

«Дождь и капельки».

1.Сформировать представление о дожде и капельках.

2. Продолжить изучать окружающий мир

1 неделя - Д/и: «Кому и чему нужна вода», «Разрезанные картинки».

2 неделя - Беседа: «Дождик, дождик кап-кап-кап…», «Как капелька гулять отправилась».

3 неделя-Рисование  пальчиками: «Капельки дождя».

4 неделя - Чтение художественной литературы: «Капелька и дождик».

Иллюстрации по теме. Материалы для рисования.

Декабрь: « Небо»

1.Продолжать развивать интерес к живой и неживой природе.

2. Сформировать  представление о небе.

3.Продолжать проводить экскурсии и целевые наблюдения с фиксацией изменений происходящих в природе.

1 неделя - Наблюдения за небом.

2 неделя - П/игры:  «Тучка», «Небо хмурое».

3 неделя - Лепка «Небо ясное»

4 неделя - Беседы: «Небо зимой», «Облако и тучка».

Иллюстрации по теме. Материалы для лепки.

Январь: «Снег кружится…»

        

1.Развивать интерес к явлениям природы во всех её проявлениях.

 2.Создавать условия для овладения элементарными способами ухода за обитателями живого уголка.

1 неделя - Наблюдения: за снегом. Д/игры: «Кто где живёт?», «Кого не стало?»

2 неделя -Чтение: В. Бианки Синичкин календарь», В.Пришвин» Ребята и зверята», загадки  о природных явлениях. Подвижные игры.

3 неделя-Аппликация: «Снежинки»

 4 неделя - Беседы: «Как живут звери  в лесу?», «В гостях у зайца».

Иллюстрации по теме.

Прослушивание  музыкальных произведений, различных по характеру.

Февраль:

 «Птички-невелички».

1.Продолжать формировать простейшие связи  между сезонными изменениями в природе.

2.Развивать интерес ко всему живому.

3.Продолжать формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.

1 неделя - Наблюдения за птицами Д/игры: «Времена

года», «Не сорока не ворона».

2 неделя - Лепка: «Птички»

3 неделя - Чтение художественной литературы.

Экскурсии: по территории ДОУ.

4 неделя - Беседы: «Зима - это хорошо или плохо?», «Как живётся птицам зимой?».

Картинки с изображением ранней весны, явлений природы, птиц. Использование художественного слова.

Март:

«Солнышко лучистое».

1.Продолжать развивать  интерес ко всему живому и дать представление о солнышке.

2.Формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.

1 неделя - Наблюдения за солнцем.

2 неделя - П/игры: «Солнышко и дождик».

3 неделя - Аппликация: «Солнышко».

4 неделя - Беседы: «Солнышко лучистое», « Что происходит  с приходом весны»,

Иллюстрации с изображением весны и её явлений.

Апрель:

«Насекомые».

1.Расширять представления детей о многообразии насекомых, рассказать о пользе насекомых.

 2.Упражнять в различении и назывании насекомых;  формировать связную речь,  развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок; воспитывать желание заботиться о природе.

1 неделя - Наблюдение за насекомыми на участке (божья коровка, муравьи, бабочки).

2 неделя - Чтение В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

3 неделя - Рисование ладошками «Бабочка».

4 неделя - Сюжетно -ролевая игра: «День рождения Мухи-Цокотухи».

Иллюстрации по теме. Материалы для рисования.

Май: «Цветы».

1.Познакомить  детей с цветами.

2. Расширить знания и представление детей о цветах, растущих в цветнике нашего детского сада, а также о полезных свойствах цветов; создать условия для повышения творческой активности детей; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе.

1 неделя - Дыхательная гимнастика «Ах! Как пахнет!». Рассматривание картинок с цветами.

2 неделя - Слушание стихов:

Бегут ромашки по полю (А. Барто).

3 неделя -  Лепка «Ромашки».

4 неделя -  Прогулка и наблюдение за цветами.

Картины с изображением цветов.

 

Вывод

   Проект расширил представления детей о солнце, о насекомых, о цветах, о птицах, о небе, которые находятся рядом с нами. Сформировал любознательность к окружающему миру.

   Таким образом, благодаря проектной работе дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились различать времена года.

Список литературы:

1. Дрязгунова В. А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.

3. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.

5. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.

6. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...