Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкальной деятельности
методическая разработка

Насыпова Елена Миннигареевна

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения учатся чувствовать красоту музыкального произведения и пытаются выражать свою радость от его восприятия словами, пением, танцем, игрой на ДМИ или изобразительным творчеством.

Предлагаю ряд упражнений, заданий для формирования творческих задатков детей 4-5 и   6-7 лет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование творческих проявлений дошкольников

в музыкальной деятельности

   Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

   Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

   Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения учатся чувствовать красоту музыкального произведения и пытаются выражать свою радость от его восприятия словами, пением, танцем, игрой на ДМИ или изобразительным творчеством.

   Предлагаю ряд упражнений, заданий для формирования творческих задатков детей 4-5 и   6-7 лет.

Творческие упражнения для детей 6-7 лет

Разноцветные задания

Программное содержание:

Развитие способности детей к синтезийному восприятию - зрительному, слуховому, тактильному, вкусовому. Создание условий для музыкально - творческой работы с различными образами, смыслами, навеянными разноцветьем. Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; нравственное развитие.

Разноцветные задания - это возможность восхититься вместе с детьми красотой окружающего мира, устроить разноцветное «пиршество для глаз», но при этом связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное - музыкально-образным. Посредством таких заданий, упражнений дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, общаются и получают удовольствие. Ребенок словно просматривает жизнь через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке.

1 «Разноцветный перепляс». Предложить детям потанцевать под любую ритмичную музыку. Педагог управляет ходом танца и предлагает, например, танцевать только тем, у кого в одежде есть что-то синее. Или потанцевать тем, у кого белые банты, или тем, у кого зеленые шорты и т.д. Это задание активизирует не только внимательность и творческую активность детей, но и креативность, мобильность самого педагога.

2 «Разговор карандашей» Педагог подносит к уху стакан с карандашами, прислушивается и восклицает: «Карандаши что-то говорят. Вот красный только что выкрикнул: «Я - флаг!» (я - помидор, я - закат, я - роза и т.д.) Давайте послушаем, что говорят остальные». Выходят дети, у них в руках по одному карандашу какого-то одного цвета (в том числе и составных цветов). Ребенок поднимает свой карандаш и называет (или поет!) три предмета, которые бывают такого цвета.

3 «Радуга» Разложите на столе 7 разных музыкальных инструментов. Вместе с детьми подумайте, какому инструменту какой цвет можно поручить изображать. Затем раздайте муз. инструменты по порядку цветов радуги и попросите детей попробовать, как, каким приемом игры они будут изображать свой цвет. Перед началом импровизации сами изобразите на металлофоне или ксилофоне  затухающий дождик (подумайте сами, как!) и ВДРУГ…. Сыграйте медленное глиссандо (игра по всей клавиатуре) снизу вверх, а дети пусть импровизируют каждый свой цвет - ВЗОШЛА РАДУГА! Можно исполнить такую импровизацию несколько раз с разными детьми.

4 «Разноцветное счастье» Спросите у детей, как они себя сегодня чувствуют, какое у них настроение, весело ли им, могут ли они сказать, что у них сегодня счастливый день. Спросите, почему?

Прочтите ребятам стихотворение:

- Какого цвета счастье? - спросил я у реки.

- Конечно, голубого, как реки, ручейки.

- Какого цвета счастье? - спросил у липы я.

- Зеленого, конечно, как вся листва моя.

- Какого цвета счастье? - спросил у мотылька.

- Оно, наверно, яркое, веселое, задорное, и с золотом слегка.

Предложите детям выбрать себе по платку, кусочку ткани, ленточку, брошку или что-нибудь еще такого цвета, какое у них сегодня настроение. Этим предметом можно украсить свой костюм.

5 «Слепой дождик» Поговорите с детьми, какой бывает дождь (ливень; осенний хмурый, тоскливый, затяжной; летний, слепой, солнечный, грибной). А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду, и там вас застал слепой (грибной) дождик. Раскройте зонтик и предложите детям, чтобы было не скучно, послушать музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по крыше, звенит, попадая на цветы колокольчика (слушать «Вальс - шутку» Д.Шостаковича). После прослушивания дети могут изобразить звуки дождя с помощью ДМИ - колокольчиков, тарелочек, треугольников, бубенцов и т.д. После спросите, а как еще можно изобразить дождик, чтобы его не только услышать, но и увидеть? Конечно же, нарисовать. Предложите детям нарисовать грибной дождик. Заострите их внимание, что такой дождик очень любит солнышко и поэтому, когда солнце отражается в каплях дождя, они играют и переливаются разными цветами. Пусть дети попробуют нарисовать грибной дождик своими пальчиками, окуная их в краски разных цветов, и слушая музыку Шостаковича.

6 «Рисунки инопланетян» У каждого ребенка в руках пара одинаковых по цвету карандашей или палочек. Предложите детям потанцевать под любую польку. На первую часть музыки дети поскоками движутся по кругу, машут или  стучат палочками (карандашами). На вторую часть музыки выкладывают из своих палочек произвольную фигуру. На третью часть спокойно идут и рассматривают, что получилось. При этом педагог удивляется, какие необычные получились рисунки, как будто их нарисовали инопланетяне.

Варианты: выкладывать палочки (карандаши) можно вдвоем, втроем и т.д.; группами по цвету; либо все дети  выкладывают одну большую разноцветную фигуру и т.д.

7 «Вкусное разноцветье» Предложите детям потанцевать с воздушными шарами (музыка произвольная, но яркая, радостная, например, песня «Разноцветная игра») Пусть дети подумают, как сделать танец интереснее, красивее. Предложите им потанцевать с шарами вдвоем, тройками, пройти змейкой или хороводом. А после скажите им «по секрету», что их ждет вкусное разноцветье: фрукты и сладости (например, цветной мармелад, скитлс и т.д.)

Творческие упражнения для детей 4-5 лет

1 Танец розы

Программное содержание: развитие воображения и творчества в движениях

   Под красивую музыку (напр. «Вальс цветов» Чайковского) предложите детям исполнить танец удивительно цветка - розы. Ребенок сам придумывает движения танца. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы»

2 Игра с платком

Программное содержание: развитие воображения, выразительности движений, артистизма

   Предложите ребенку платок или шарфик. Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить: бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью и т.д.

3 Спой свое имя

Программное содержание: первоначальный этап формирования музыкально - творческих проявлений детей. Развитие у детей ориентации в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.

    Спойте свое собственное имя и отчество на придуманный вами мотив. Попросите ребенка назвать свое имя нараспев, т.е. протягивая звуки, а затем спеть его. Скажите, что его имя очень красивое. Предложите ребенку спеть свое имя с разной интонацией (грустно, радостно, сердито), в разных регистрах (как мышка, как медведь и т.д.), с разной динамикой (громко, тихо)

4 Олины помощники

Программное содержание: развитие у детей умения логически закончить музыкальную фразу.

   Спойте ребенку (или группе детей) песенку (мотив можете придумать сами), а окончить песню попросите ребенка (или всех детей):

Оля весело бежит, скачет по дорожке.

А для этого нужны нашей Оле…..ножки.

Оля слушает в лесу, как кричит кукушка.

А для этого нужны нашей Оле……ушки.

 

Оля ягодки берет по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле………ручки.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле……… зубки.

Оля смотрит на кота, на картинки, сказки,

А для этого нужны нашей Оле………. глазки.

  Можно поменять в песне имя, исходя из имени ребенка (напр., Танины помощники, Сашины помощники и т.д.)

5 Подбери музыкальный инструмент

Программное содержание: предоставление ребенку возможности творческого самовыражения в импровизации на ДМИ. Развитие фантазии и воображения в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов.

   Спойте с ребенком (детьми) любую знакомую песню. Положите перед малышом несколько муз. инструментов: треугольник, металлофон, бубен, дудочку. Предложите украсить песню, сопроводив ее звучанием муз. инструментов.

6 Какую линию выбрать?

Программное содержание: учить  сопоставлять музыкальный звук, характер звучания муз. произведения  и линию; умение отобразить музыку посредством линий.

   Предложите ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание муз. произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную, маршеобразную; прерывистые - под легкую, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше подходит к настроению исполняемого муз. произведения.

7 Превращения

Программное содержание: развитие у ребенка выразительности движений и воображения, фантазии при передаче различных эмоциональных состояний.

7.1 Кузнечик. Девочка гуляла по саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

7.2 Любящие родители  Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына. Затем мама передает медвежонка медведю. Теперь папа качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под напев колыбельной вправо - влево, на лице улыбка. В качестве фона использовать любую колыбельную песню.

7.3 После дождя  Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Всем очень весело.

8 Апрель

Программное содержание: учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения, учить адекватно подбирать муз. инструменты к озвучиванию данного стихотворения; активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания.

   Прочтите детям стих - е С.Маршака «Апрель» Предложите его озвучить при помощи различных ДМИ и самодельных инструментов.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель!                                 треугольник, бубен

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.                                       металлофон (глиссандо)

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.                                мешочки или баночки с крупой,

                                                                     шуршунчики, маракасы

Пробирается медведь сквозь густой валежник.                            трещотка, маракасы

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.                          свистулька, колокольчик

9 Снежок

Программное содержание: учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения, учить адекватно подбирать муз. инструменты к озвучиванию данного стихотворения; активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста , его содержания.

Прочтите детям стих - е  «Снежок». Предложите его озвучить при помощи различных ДМИ и самодельных инструментов.

Шла зима, снежком играя, в пышной шубе меховой,                  мешочки с крахмалом

Тучи снежные сгребая у меня над головой.                                  погремушки, мешочки или                   

         баночки с крупой, маракасы

Мне попал снежок в ладошки - пусть погреется немножко…        румба, металлофон

Не послушался снежок и водичкою утек!        глиссандо на металлофоне

10 Фигурное катание

Программное содержание: развитие  способности  детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и пластическими, художественными образами; обогащение слуховых, двигательных ощущений в процессе музицирования; развитие способности к свободным образным импровизациям.

  Педагог включает фонограмму вальса и предлагает детям покататься под музыку на коньках. Это увлекательное упражнение сопровождается командами педагога: «Катаемся парами!», «Катаемся по кругу!», «По - одному, кто как хочет!», «Вращения!», «Прыжки!» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...

формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»    Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчест...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Формирование творческих проявлений дошкольниковв музыкально-театральной деятельности Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без э...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок.В. СухомлинскийМузыкальное воспитание в детском саду – это...