Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми
статья

Закутилина Валентина Дмитриевна

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_interaktivnoe_vzaimodeystvie_s_detmi.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин»

муниципального образования город Саяногорск

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми.

Подготовила : Закутилина В.Д.

Воспитатель                  

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.

Принципы интерактивного общения с детьми

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Чтобы организовать с детьми интерактивное взаимодействие, важно придерживаться ключевых принципов.

Опора на опыт детей. А. А. Вахрушев сравнивал этот принцип с принципом «рюмки», где «подставка» – жизненный опыт, который уже есть у ребенка. «Ножка» – основа из знаний у детей, зоны ближайшего развития. «Верхняя часть рюмки» – новая информация, новый опыт, который дети приобретают, когда взаимодействуют с педагогом, другими детьми, техническими средствами обучения.

Во время бесед с детьми, когда вы стараетесь определить их зону ближайшего развития, важно правильно реагировать на ответы детей. Правильно сказать воспитаннику: «Твой ответ интересен! А кто думает по-другому?.." Такая реакция на детский ответ не отобьет у ребенка желание отвечать в дальнейшем, а у кого-то простимулирует мыслительную деятельность. Ведь на любой творческий вопрос есть всегда более одного творческого ответа.

Принцип двусторонней активности. При физической активности дети меняют рабочее место, говорят, пишут, рисуют, слушают. При социальной – они реагируют на все, что происходит вокруг, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями и т. д. Познавательная (умственная) активность проявляется в том, как дети учатся самостоятельно находить решение проблем. Все виды детской активности взаимозависимы. Ваша задача – создавать для них условия в ходе организованной образовательной деятельности.

Принцип учета новой позиции педагога. Когда вы общаетесь с детьми, вы можете по желанию занимать разные позиции. Их всего три. «Консультант-помощник» создает условия для самореализации личности ребенка, побуждает его искать способ, как решить проблему. Например, вы можете на 5–10 минут выйти из позиции педагога и помочь детям самим решить какую-то проблемную ситуацию.

«Организатор» разбивает детей на пары, группы, координирует их деятельность, готовит мини-презентации. Наверно, многие из вас узнали в нем себя, так как эта позиция встречается часто.

«Лектор-эксперт» придерживается авторитарного стиля в общении с детьми, его основная функция – изложить детям материал. Хотя такую позицию педагога часто критикуют, у нее есть свои плюсы. Если вы будете занимать эту позицию только время от времени, когда этого требует ситуация, вреда не будет.

Плюсы и минусы позиции «Лектор-эксперт»

 

Плюсы

Минусы

 

Четкие временные рамки

Высокая утомляемость

 

Теоретическая стройность материала

Нет опоры на опыт детей

 

Четкая структура, логика изложения

Низкая активность участников

 

Отшлифованность методики

Однообразие методики

Моя позиция сегодня не лектор-эксперт, а организатор. Давайте представим ситуацию: я – воспитатель, вы – мои воспитанники. Я предлагаю вам поиграть в игры для статичных пар, пар сменного состава, статичных и мигрирующих пар, а также в игры для фронтальной работы в кругу. Все эти игры вы сможете потом предложить своим воспитанникам в разных группах и на разные темы.

Формы интерактивного взаимодействия

Формы интерактивного взаимодействия могут быть разные: работа в парах, в малых группах, фронтальная работа в кругу. Все они строятся прежде всего на основе игр и заданий, которые стимулируют познавательную и коммуникативную активность детей, а также предусматривают диалог педагога с детьми.

Рассмотрим пример. Форма работы с детьми – фронтальная работа в кругу, игра «Закончи предложение». Тема, которую задает педагог, – «Я люблю сказку „Теремок“, потому что…». Правила игры: отмалчиваться нельзя, ответить должны все. Педагог записывает высказывания детей, потом повторяет. Далее спрашивает воспитанников, чье рассуждение понравилось им больше всего. В конце анализирует, высказывания каких детей понравились большинству из них.

Даже такой небольшой пример показывает, как с помощью интерактивных форм работы педагог может активизировать познавательную деятельность детей, закрепить с ними содержание сказки, мотивировать их к межличностному взаимодействию. В такой игровой ситуации дети свободно себя чувствуют, рассуждают, делятся впечатлениями, не боятся высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать логопедические занятия с детьми дома

Данный материал поможет родителям самостоятельно организовать занятия с детьми  дома....

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Консультация (рекомендации) для родителей "Как организовать летние прогулки с детьми"

Данная разработка будет полезна родителям дошкольников 3-7 лет для того, чтобы превратить прогулку с ребенком в интересное познавательное летнее приключение....

Консультация «Как организовать летние прогулки с детьми».

Цель: помочь родителям организовать и разнообразить досуг детей на прогулке с пользой и удовольствием; способствовать развитию памяти, мышления, воображения ребенка....

"Как организовать дистанционное взаимодействие с родителями"

В данной статье представлены пять способов общения с родителями посредством интернета, плюсы и минусы разных способов общения. Узнайте, как общаться с помощью мессенджеров, блогов, сайта детского сада...

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми (консультация для педагогов)

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС и ФОП ДО – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество ...