"Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми"
консультация

Дерябина Людмила Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._interaktivnoe_s_detmi.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Консультация для педагогов

Подготовила воспитатель:

Дерябина Людмила Алексеевна

2021 г.

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо.

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

 Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех участников педагогического процесса. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, которые основываются на следующем алгоритме:

- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

- Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

- В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

- По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  • Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
  • Парная (задание выполняется в паре);
  • Групповая (задание выполняется в подгруппах);
  • Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
  • Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

  Преимущества интерактивных технологий:

  • У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
  • Развивается речевая активность;
  • Развиваются межличностные отношения;
  • Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
  • Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
  • Формируется психология успеха.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте – используются технологии: работа в парах и «хоровод».

Работа в парах - дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, ребёнок чувствует гордость за свои достижения и чувство собственного достоинства от выполнения задачи. Работа в парах положительно влияет на начальный этап формирования самооценки у ребёнка.

«Хоровод» – в этом возрасте взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

В среднем дошкольном возрасте - добавляются технологии: «цепочка», а в конце года - «круговорот» и «интервью».

«Цепочка» – начальным этапом работы была интерактивная технология «Хоровод». Используя технологию, «цепочка», у детей продолжают формироваться навыки произвольного поведения, такие как: соблюдение правил очерёдности, умение работать в команде, подчинение своих желаний желанием команды. Но в отличие от других возрастов за соблюдением очерёдности следят сами дети.

«Круговорот» - в этой технологии созданная динамическая пара стимулирует общение между всеми детьми. Каждый новый диалог формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, умение принимать и понимать новый взгляд на проблему. Это достигается за счёт того, что каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (вопросами, интонацией), тем самым создастся ситуация успеха, в процессе чего у ребёнка продолжает формироваться положительная самооценка. Воспитатель предлагает детям договориться, кто с кем будет в паре, кто из пары детей будет стоять во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Дети внутреннего круга задают вопросы внешнему.

«Интервью» - благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает детей к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок».

На начальном обучающем этапе воспитатель сам выбирает ребёнка, который будет брать интервью (считалочкой и т.д.). Вопросы используются не сложные, такие как: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что делали?» и т.д.

Старший дошкольный возраст – добавляются технологии: работа в малых группах (работа в тройках), «аквариум», «большой круг», «дерево знаний».

Малые группы (работа в тройках) – создаются для детей, которые боятся раскрываться в больших группах. За счёт того, что эти группы относительно устойчивые и небольшие по численности, создаются благоприятные условия для раскрытия таких детей. Детям предлагается договориться с кем бы они хотели встать в подгруппу и разрешается выбрать тех, с кем они бы себя чувствовали комфортно.

В этом возрасте дети создают малые группы по желанию, в которых они чувствуют себя комфортно и раскрывают свой потенциал.

«Аквариум» - в процессе деятельности у детей формируются такие навыки, как взаимопроверка и доброжелательное оценивание деятельности сверстников, умение обсуждать проблемы «перед лицом общественности», умение выражать свою мысль и умение улаживать конфликты. Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет работать, чья команда будет выполнять задание первой, а чья команда будет в роле «наблюдателей».

Технология «Большой круг» – это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную проблему. Воспитатель создает проблемную ситуацию или дает описание логической задачи и предлагает обсудить ее, побуждая детей к конструктивному взаимообщению. Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает свое мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

Технология «Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать логопедические занятия с детьми дома

Данный материал поможет родителям самостоятельно организовать занятия с детьми  дома....

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Консультация (рекомендации) для родителей "Как организовать летние прогулки с детьми"

Данная разработка будет полезна родителям дошкольников 3-7 лет для того, чтобы превратить прогулку с ребенком в интересное познавательное летнее приключение....

Консультация «Как организовать летние прогулки с детьми».

Цель: помочь родителям организовать и разнообразить досуг детей на прогулке с пользой и удовольствием; способствовать развитию памяти, мышления, воображения ребенка....

"Как организовать дистанционное взаимодействие с родителями"

В данной статье представлены пять способов общения с родителями посредством интернета, плюсы и минусы разных способов общения. Узнайте, как общаться с помощью мессенджеров, блогов, сайта детского сада...

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность,...

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми (консультация для педагогов)

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС и ФОП ДО – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество ...