Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми (консультация для педагогов)
учебно-методический материал
Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС и ФОП ДО – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_organizovat_interaktivynoe_vzaimodeystvie_s_detmi.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64»
(МБДОУ «Детский сад № 64»)
Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми
Консультация для педагогов
Подготовил:
старший воспитатель
Уткина И.В.
В начале предлагаю пройти тест, чтобы узнать, какую модель общения с детьми вы предпочитаете. Интерактивное общение возможно, если педагог выстраивает его на основе личностной модели.
Тест «Взаимодействие педагога с ребенком»
Инструкция: прочитайте каждое утверждение и оцените его по 5-балльной шкале: 5 баллов – если полностью согласны с утверждением;
4 балла – если согласны в большей степени, чем не согласны; 3 балла – если согласны или не согласны в равной степени;
2 балла – если в большей степени не согласны, чем согласны; 1 балл – если полностью не согласны с утверждением.
утверждение | Ваша оценка |
Строгий педагог лучше, чем нестрогий | |
Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы | |
На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что запланировал педагог | |
Послушание детей – заслуга педагога | |
Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно | |
Ребенок должен выполнять все требования педагога | |
Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и обучения детей | |
Центральная задача воспитательно-образовательной работы – вооружить детей знаниями,умениями, навыками | |
Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей | |
Воспитание – это прежде всего требовательность к детям | |
Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам | |
Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении | |
Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо | |
Деятельность детей нуждается в постоянном контроле | |
Итого: |
Ключ к тесту
Самооценка ориентации | Модель | Типы педагогов |
Самооценка ориентации | Модель | Типы педагогов |
37 и < | Личностная модель | Педагог ориентирован на личностную модель общения с детьми и реализует ее на практике |
38–41 | Личностно- дисциплинарная модель | Педагог умеренно ориентирован на личностную модель общения, на практике также реализует и дисциплинарную модель |
42–47 | Дисциплинарно- личностная модель | Педагог умеренно ориентирован на дисциплинарную модель, на практике также реализует и личностную модель |
48 и > | Дисциплинарная модель | Педагог ориентирован на дисциплинарную модель общения и реализует ее на практике |
Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться
во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.
Принципы интерактивного общения с детьми
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо или чем-либо. Чтобы организовать с детьми интерактивное взаимодействие, важно придерживаться ключевых принципов.
Опора на опыт детей. А. А. Вахрушев сравнивал этот принцип с принципом «рюмки», где «подставка» – жизненный опыт, который уже есть у ребенка. «Ножка» – основа из знаний у детей, зоны ближайшего развития. «Верхняя часть рюмки» – новая информация, новый опыт, который дети приобретают, когда взаимодействуют с педагогом, другими детьми, техническими средствами обучения.
Во время бесед с детьми, когда вы стараетесь определить их зону ближайшего развития, важно правильно реагировать на ответы детей. Правильно сказать воспитаннику: «Твой ответ интересен! А кто думает по-
другому?.." Такая реакция на детский ответ не отобьет у ребенка желание отвечать в дальнейшем, а у кого-то простимулирует мыслительную деятельность. Ведь на любой творческий вопрос есть всегда более одного творческого ответа.
Принцип двусторонней активности. При физической активности дети меняют рабочее место, говорят, пишут, рисуют, слушают. При социальной – они реагируют на все, что происходит вокруг, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями и т. д. Познавательная (умственная) активность проявляется в том, как дети учатся самостоятельно находить решение проблем. Все виды детской активности взаимозависимы.
Ваша задача – создавать для них условия в ходе организованной образовательной деятельности.
Принцип учета новой позиции педагога. Когда вы общаетесь с детьми, вы можете по желанию занимать разные позиции. Их всего три. «Консультант-помощник» создает условия для самореализации личности
ребенка, побуждает его искать способ, как решить проблему. Например, вы можете на 5–10 минут выйти из позиции педагога и помочь детям самим решить какую-то проблемную ситуацию.
«Организатор» разбивает детей на пары, группы, координирует их деятельность, готовит мини-презентации. Наверно, многие из вас узнали в нем себя, так как эта позиция встречается часто.
«Лектор-эксперт» придерживается авторитарного стиля в общении с детьми, его основная функция – изложить детям материал. Хотя такую позицию педагога часто критикуют, у нее есть свои плюсы. Если вы будете занимать эту позицию только время от времени, когда этого требует ситуация, вреда не будет.
Плюсы и минусы позиции «Лектор-эксперт»
Плюсы | Минусы | |
Четкие временные рамки | Высокая утомляемость | |
Теоретическая стройность материала | Нет опоры на опыт детей | |
Четкая структура, логика изложения | Низкая активность участников | |
Отшлифованность методики | Однообразие методики |
Формы интерактивного взаимодействия
Формы интерактивного взаимодействия могут быть разные: работа в парах, в малых группах, фронтальная работа в кругу. Все они строятся прежде всего на основе игр и заданий, которые стимулируют познавательную и коммуникативную активность детей, а также предусматривают диалог педагога с детьми.
Рассмотрим пример. Форма работы с детьми – фронтальная работа в кругу, игра «Закончи предложение». Тема, которую задает педагог, – «Я люблю сказку „Теремок“, потому что…». Правила игры: отмалчиваться нельзя, ответить должны все. Педагог записывает высказывания детей, потом повторяет. Далее спрашивает воспитанников, чье рассуждение понравилось им больше всего. В конце анализирует, высказывания каких детей понравились большинству из них.
Даже такой небольшой пример показывает, как с помощью интерактивных форм работы педагог может активизировать познавательную деятельность детей, закрепить с ними содержание сказки, мотивировать их к межличностному взаимодействию. В такой игровой ситуации дети свободно себя чувствуют, рассуждают, делятся впечатлениями, не боятся высказывать свое мнение.
Картотека интерактивных игр с разным составом участников
Статичные пары (пары постоянного состава)
Игра «Фотограф»
Задание. Вы фотографы. Сядьте в круг. Вам надо сфотографироваться с человеком напротив. Поймайте его взгляд, используйте мимику и жесты. Он должен понять, что вы с ним фотографируетесь Примечание. Игра поможет вам определить пары. Если не получается с первого раза, повторите
игру несколько раз
Со старшего дошкольного возраста
Пары сменного состава
Игра «Карусель»
Задание. Встаньте парами в два круга: внутренний –спиной в центр, внешний – лицом к партнеру. По сигна-
лу участники внутреннего круга рассказывают партнеру напротив о животных. По сигналу внешний круг перемещается на одного вправо, внутренний – опять рассказывает то, что говорил предыдущему партнеру
Примечание. В качестве сигнала используйте хлопок в ладоши или свисток. Заранее распределите темы внутреннего круга: кто-то расскажет о видах животных, кто-то о повадках, о том, чем они питаются. Затем меняйте круги местами. Так дети смогут закрепить свои знания о домашних животных
Со старшего дошкольного возраста
Игра «Суета»
Задание. Выберите себе любую геометрическую фигуру, а затем по ней найдите друзей. Искать друга можете по размеру, форме или цвету
Примечание. Подготовьте карточки с изображением фигур, которые отличаются цветом и размером. Дети должны объяснить, как они выбирали друзей
Со старшего дошкольного возраста
Игра «Школа разведки »
Задание. Соберите группу по своей обобщающей картинке, но никому ее не показывайте. Когда все группы будут готовы, задайте другим генералам-разведчикам вопросы, чтобы определить, правильно ли они собрали группу. Ответчики должны доказать свою правоту
Примечание. Для игры выберите 3–4 генералов-разведчиков и раздайте им обобщающие картинки: дикие, домашние животные, подводные обитатели и т. д. Остальным предложите выбрать карточки с разными животными. Так дети закрепят материал в игре и без скучных вопросов педагога
Со старшего дошкольного возраста
Статичные группы
Игра «Кто когда родился»
Задание. Пока звучит музыка разделитесь на четыре группы: в первую группу идут дети, которые родились весной, во вторую – летом, в третью – осенью,в четвертую – зимой
Примечание. Предлагайте детям разные принципы деления на группы: по считалке, выбору самих детей, своему замыслу, условию игры и т. п.Состав групп может быть разный: более сильные дети, более слабые или смешанная группа
Со среднего дошкольного возраста
Мигрирующие группы
Игра «Мельница»
Задание. Разделитесь на 4 команды и выберите ведущего. Каждый ведущий получает тему: насекомые,
рыбы, птицы, звери. Когда я подам сигнал, команды расскажут своему ведущему все, что они знают по его
теме. Через 4 минуты я снова подам сигнал, ведущие останутся на местах, а остальные перейдут к другому ведущему и расскажут уже ему, что они знают.Вы должны обойти всех ведущих
Примечание. В качестве сигнала используйте хлопок в ладоши или свисток. Команды рассказывают
ведущим все, что знают по теме, в течение 4 минут. В конце игры каждый ведущий рассказывает, что он узнал по своей теме. Темы могут быть разные: виды растений и животных, времена года, предметы быта, герои сказок. Так дети в игровой форме закрепят и расширят свои знания по конкретной теме
С подготовительного к школе возраста
Фронтальная работа в кругу
Игра-эстафета «слушаю – Повторяю – ГОВОРЮ »
Задание. Расскажите по очереди о главном герое сказки, которую мы с вами прочитали, – Колобке.
Что вы думаете о нем, какой он? Начинает Ира. Теперь ты, Наташа, повтори то, что сказала Ира, затем скажи, что ты сама думаешь о Колобке
Примечание. Перед игрой прочитайте детям сказку, например «Колобок», затем попросите рассказать о главном герое. Дети по кругу передают, например, мячик или флажок и отвечают: 1–2 слова.
Организуйте игру по принципу: слушаю – чувствую – осознаю – использую в общении
Со среднего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностная модель взаимодействия с детьми как приоритет педагога
Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня культуры его наставника....
Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"
Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: · активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...
Танец, как форма работы с детьми. Консультация для педагогов
Данный материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста....
«Программа Smart Notebook- как инновационное средство работы с детьми ” . Консультация для педагогов.
«Программа Smart Notebook- как инновационное средство работы с детьми ” . Консультация для педагогов. ...
Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми
Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность,...
"Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми"
консультация для педагогов...
Использование настольного игрового конструирования и моделирования в организации работы с одаренными детьми- консультация для педагогов
Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс утверждал: «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, спосо...