Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми (консультация для педагогов)
учебно-методический материал

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС и ФОП ДО – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

(МБДОУ «Детский сад № 64»)

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми

Консультация для педагогов

Подготовил:

старший воспитатель

Уткина И.В.

В начале предлагаю пройти тест, чтобы узнать, какую модель общения с детьми вы предпочитаете. Интерактивное общение возможно, если педагог выстраивает его на основе личностной модели.

Тест «Взаимодействие педагога с ребенком»

Инструкция: прочитайте каждое утверждение и оцените его по 5-балльной шкале: 5 баллов – если полностью согласны с утверждением;

4 балла – если согласны в большей степени, чем не согласны; 3 балла – если согласны или не согласны в равной степени;

2 балла – если в большей степени не согласны, чем согласны; 1 балл – если полностью не согласны с утверждением.

утверждение

Ваша оценка

Строгий педагог лучше, чем нестрогий

Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной

работы

На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что

запланировал педагог

Послушание детей – заслуга педагога

Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно

Ребенок должен выполнять все требования педагога

Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и

обучения детей

Центральная задача воспитательно-образовательной работы – вооружить детей

знаниями,умениями, навыками

Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей

Воспитание – это прежде всего требовательность к детям

Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют

поставленным педагогом задачам

Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении

Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

Итого:

Ключ к тесту

Самооценка ориентации

Модель

Типы педагогов

Самооценка ориентации

Модель

Типы педагогов

37 и <

Личностная модель

Педагог ориентирован на личностную модель общения с детьми и реализует ее на практике

38–41

Личностно- дисциплинарная модель

Педагог умеренно ориентирован на личностную модель общения, на практике также реализует

и дисциплинарную модель

42–47

Дисциплинарно- личностная модель

Педагог умеренно ориентирован

на дисциплинарную модель, на практике также реализует и личностную модель

48 и >

Дисциплинарная модель

Педагог ориентирован на дисциплинарную модель общения и реализует ее на практике

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность, творчество и самовыражаться

во всех видах деятельности. Чтобы выполнить эту задачу, в ваших группах должна быть активная развивающая среда, когда не только дети общаются друг с другом, но и вы выстраиваете с ними общение на основе личностной модели. Реализовать такую модель общения помогут интерактивные формы работы.

Принципы интерактивного общения с детьми

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо или чем-либо. Чтобы организовать с детьми интерактивное взаимодействие, важно придерживаться ключевых принципов.

Опора на опыт детей. А. А. Вахрушев сравнивал этот принцип с принципом «рюмки», где «подставка» – жизненный опыт, который уже есть у ребенка. «Ножка» – основа из знаний у детей, зоны ближайшего развития. «Верхняя часть рюмки» – новая информация, новый опыт, который дети приобретают, когда взаимодействуют с педагогом, другими детьми, техническими средствами обучения.

Во время бесед с детьми, когда вы стараетесь определить их зону ближайшего развития, важно правильно реагировать на ответы детей. Правильно сказать воспитаннику: «Твой ответ интересен! А кто думает по-

другому?.." Такая реакция на детский ответ не отобьет у ребенка желание отвечать в дальнейшем, а у кого-то простимулирует мыслительную деятельность. Ведь на любой творческий вопрос есть всегда более одного творческого ответа.

Принцип двусторонней активности. При физической активности дети меняют рабочее место, говорят, пишут, рисуют, слушают. При социальной – они реагируют на все, что происходит вокруг, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями и т. д. Познавательная (умственная) активность проявляется в том, как дети учатся самостоятельно находить решение проблем. Все виды детской активности взаимозависимы.

Ваша задача – создавать для них условия в ходе организованной образовательной деятельности.

Принцип учета новой позиции педагога. Когда вы общаетесь с детьми, вы можете по желанию занимать разные позиции. Их всего три. «Консультант-помощник» создает условия для самореализации личности

ребенка, побуждает его искать способ, как решить проблему. Например, вы можете на 5–10 минут выйти из позиции педагога и помочь детям самим решить какую-то проблемную ситуацию.

«Организатор» разбивает детей на пары, группы, координирует их деятельность, готовит мини-презентации. Наверно, многие из вас узнали в нем себя, так как эта позиция встречается часто.

«Лектор-эксперт» придерживается авторитарного стиля в общении с детьми, его основная функция – изложить детям материал. Хотя такую позицию педагога часто критикуют, у нее есть свои плюсы. Если вы будете занимать эту позицию только время от времени, когда этого требует ситуация, вреда не будет.

Плюсы и минусы позиции «Лектор-эксперт»

Плюсы

Минусы

Четкие временные рамки

Высокая утомляемость

Теоретическая стройность материала

Нет опоры на опыт детей

Четкая структура, логика изложения

Низкая активность участников

Отшлифованность методики

Однообразие методики

Формы интерактивного взаимодействия

Формы интерактивного взаимодействия могут быть разные: работа в парах, в малых группах, фронтальная работа в кругу. Все они строятся прежде всего на основе игр и заданий, которые стимулируют познавательную и коммуникативную активность детей, а также предусматривают диалог педагога с детьми.

Рассмотрим пример. Форма работы с детьми – фронтальная работа в кругу, игра «Закончи предложение». Тема, которую задает педагог, – «Я люблю сказку „Теремок“, потому что…». Правила игры: отмалчиваться нельзя, ответить должны все. Педагог записывает высказывания детей, потом повторяет. Далее спрашивает воспитанников, чье рассуждение понравилось им больше всего. В конце анализирует, высказывания каких детей понравились большинству из них.

Даже такой небольшой пример показывает, как с помощью интерактивных форм работы педагог может активизировать познавательную деятельность детей, закрепить с ними содержание сказки, мотивировать их к межличностному взаимодействию. В такой игровой ситуации дети свободно себя чувствуют, рассуждают, делятся впечатлениями, не боятся высказывать свое мнение.

Картотека интерактивных игр с разным составом участников

Статичные пары (пары постоянного состава)

Игра «Фотограф»

Задание. Вы фотографы. Сядьте в круг. Вам надо сфотографироваться с человеком напротив. Поймайте его взгляд, используйте мимику и жесты. Он должен понять, что вы с ним фотографируетесь Примечание. Игра поможет вам определить пары. Если не получается с первого раза, повторите

игру несколько раз

Со старшего дошкольного возраста

Пары сменного состава

Игра «Карусель»

Задание. Встаньте парами в два круга: внутренний –спиной в центр, внешний – лицом к партнеру. По сигна-

лу участники внутреннего круга рассказывают партнеру напротив о животных. По сигналу внешний круг перемещается на одного вправо, внутренний – опять рассказывает то, что говорил предыдущему партнеру

Примечание. В качестве сигнала используйте хлопок в ладоши или свисток. Заранее распределите темы внутреннего круга: кто-то расскажет о видах животных, кто-то о повадках, о том, чем они питаются. Затем меняйте круги местами. Так дети смогут закрепить свои знания о домашних животных

Со старшего дошкольного возраста

Игра «Суета»

Задание. Выберите себе любую геометрическую фигуру, а затем по ней найдите друзей. Искать друга можете по размеру, форме или цвету

Примечание. Подготовьте карточки с изображением фигур, которые отличаются цветом и размером. Дети должны объяснить, как они выбирали друзей

Со старшего дошкольного возраста

Игра «Школа разведки »

Задание. Соберите группу по своей обобщающей картинке, но никому ее не показывайте. Когда все группы будут готовы, задайте другим генералам-разведчикам вопросы, чтобы определить, правильно ли они собрали группу. Ответчики должны доказать свою правоту

Примечание. Для игры выберите 3–4 генералов-разведчиков и раздайте им обобщающие картинки: дикие, домашние животные, подводные обитатели и т. д. Остальным предложите выбрать карточки с разными животными. Так дети закрепят материал в игре и без скучных вопросов педагога

Со старшего дошкольного возраста

Статичные группы

Игра «Кто когда родился»

Задание. Пока звучит музыка разделитесь на четыре группы: в первую группу идут дети, которые родились весной, во вторую – летом, в третью – осенью,в четвертую – зимой

Примечание. Предлагайте детям разные принципы деления на группы: по считалке, выбору самих детей, своему замыслу, условию игры и т. п.Состав групп может быть разный: более сильные дети, более слабые или смешанная группа

Со среднего дошкольного возраста

Мигрирующие группы

Игра «Мельница»

Задание. Разделитесь на 4 команды и выберите ведущего. Каждый ведущий получает тему: насекомые,

рыбы, птицы, звери. Когда я подам сигнал, команды расскажут своему ведущему все, что они знают по его

теме. Через 4 минуты я снова подам сигнал, ведущие останутся на местах, а остальные перейдут к другому ведущему и расскажут уже ему, что они знают.Вы должны обойти всех ведущих

Примечание. В качестве сигнала используйте хлопок в ладоши или свисток. Команды рассказывают

ведущим все, что знают по теме, в течение 4 минут. В конце игры каждый ведущий рассказывает, что он узнал по своей теме. Темы могут быть разные: виды растений и животных, времена года, предметы быта, герои сказок. Так дети в игровой форме закрепят и расширят свои знания по конкретной теме

С подготовительного к школе возраста

Фронтальная работа в кругу

Игра-эстафета «слушаю – Повторяю – ГОВОРЮ »

Задание. Расскажите по очереди о главном герое сказки, которую мы с вами прочитали, – Колобке.

Что вы думаете о нем, какой он? Начинает Ира. Теперь ты, Наташа, повтори то, что сказала Ира, затем скажи, что ты сама думаешь о Колобке

Примечание. Перед игрой прочитайте детям сказку, например «Колобок», затем попросите рассказать о главном герое. Дети по кругу передают, например, мячик или флажок и отвечают: 1–2 слова.

Организуйте игру по принципу: слушаю – чувствую – осознаю – использую в общении

Со среднего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностная модель взаимодействия с детьми как приоритет педагога

 Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня культуры его наставника....

Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"

Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: ·         активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...

Танец, как форма работы с детьми. Консультация для педагогов

Данный материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста....

«Программа Smart Notebook- как инновационное средство работы с детьми ” . Консультация для педагогов.

«Программа Smart Notebook- как инновационное средство работы с детьми ” . Консультация для педагогов. ...

Как организовать интерактивное взаимодействие с детьми

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС, – создать в детском саду такие условия, чтобы дети могли проявлять инициативу и самостоятельность, реализовать свою активность,...

Использование настольного игрового конструирования и моделирования в организации работы с одаренными детьми- консультация для педагогов

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс утверждал: «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, спосо...