Событийная педагогика-педагогика будущего
статья

Давальченко Валентина Васильевна
В статье обоснована необходимость реализации в современной педагогической практике событийного подхода. Представлены приемы событийного образования в частности из личной практики педагога. Приведены доказательства положительного воздействия данного подхода на развитие и воспитание детей, их личностный рост, реализацию педагогических ориентиров ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Давальченко В.В

                       Событийная педагогика- педагогика      

                                              будущего.

     В статье обоснована необходимость реализации в современной педагогической практике событийного подхода. Представлены приемы событийного образования в частности из личной практики педагога. Приведены доказательства положительного воздействия данного подхода на развитие и воспитание детей, их личностный рост, реализацию педагогических ориентиров ФГОС ДО.

Рассказывается о кропотливом труде педагога при подготовке к событийно- организованной деятельности.

Автор приходит к  выводу, что при умелом внедрении в практику работы событийная педагогика может стать педагогикой будущего.

      Ключевые слова: событие, событийный подход, личностные качества, творческий процесс, взаимодействие.

      Вся жизнь человека состоит из множества событий: первые шаги, первый раз в первый класс, первая любовь, первые заработанные тобою деньги и т. д. Эти события важны, они запоминаются если ни на всю жизнь, то на очень долгое время, так как они были яркими, волнующими, первыми.

ФГОС ДО представлены новыми педагогическими ориентирами, которые направлены на желание сделать жизнь детей более интересной, формировать инициативного, самостоятельного ребенка. Эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, с родителями, социумом. Применение событийного подхода может реализовать эти ориентиры.

      Событие - есть то, что развивает и развивается.

Под педагогическим событием понимается развивающая,ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании субъекта (Д. В. Григорьев).

      Современные педагоги  используют событийный подход в образовании. Идея событийного подхода взята из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

      Событийного образование- это такой подход в организации педагогического процесса, когда обучение и воспитание строится на событиях, а ребенок активный участник происходящего.

Событием может быть праздник, эффект которого достигается при помощи различных средств:торжественная атмосфера, яркие переживания, интересные гости.Событием для ребенка может стать общение со сверстниками в ходе праздника, новое знакомство, новая игра, посещение кружков.

      Существуют следующие приемы образовательных событий: квест -игры, фестивали, дни здоровья,  доброты, России, день воспитателя, день матери, путешествие в библиотеку, в школу, в Сбербанк, встреча с ветеранами, знаменитыми людьми села, театр-экспромт, интеллектуальные игры.

Но событие предполагает серьезную, напряжённую работу, к которой можно привлечь родителей, работников детских учреждений,социум. За каждым событием стоит кропотливая работа педагога, направленная на появление у ребенка необходимых коммуникативных и познавательных способностей, саморегуляции, желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое до конца.

      В свою работу в детском саду я тоже внедряю событийные приемы и могу сказать,что это оставляет свой положительный отпечаток на развитии и воспитании детей.

      Совместно с родителями и детьми мы готовили музыкальные номера к фестивалю "Зажги свою звезду". Это позволило нам не только выявить талантливых детей, но и создать условия для их творческого роста, способностей. В процессе подготовки и выступления на фестивале дети испытывали незабываемые чувства , чувства переживания и радости за себя, чувство сплочённости детского коллектива и социума.

      В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание, самостоятельность, инициативность.

Впервые дети вместе с родителями отправились в путешествие в страну "Угадай-ка", целью которого в занимательной форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать умения детей.

 Событие запомнилось детям радостью от того, что родители смогли оставить свои домашние дела и принять участие в жизни группы.  Это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находил себе место и познавал новые возможности своих личностных качеств.

Дети получили массу впечатлений, которыми они делились долгое время не только с детьми и родителями, но и друзьями, работниками нашего образовательного учреждения.

      Деятельность, на которую ребенок не отозвался - не эффективна. Чтобы у детей был интерес к деятельности, они должны понимать зачем они это делают и с какой целью. Младшие дети охотно любят помогать персонажам и верят, что их вылепленные из пластилина морковки помогут накормить зайчика. Старшие дошкольники критично относятся к таким ситуациям, они помогут персонажу, но вряд-ли в это поверят. Поэтому интерес у детей не будет развивающим. А вот если они столкнутся с трудностями, должны будут узнать что-то новое, чтобы помочь герою, тогда у детей появится развивающий интерес.

      В событийно организованной деятельности внутренняя установка ребенка и взрослого - эмоционально насыщенно и интересно прожить ситуацию, обрести новые жизненные смыслы, доставить радость общения и диалога, а также поделиться, обменяться информацией, оценками, смыслами.

     Дети выходят за пределы дошкольного детства благодаря взаимодействию с меняющимся миром, благодаря взаимодействию со взрослыми, родителями и педагогами. Это взаимодействие является образовательным и влияет на формирование образа своего «Я», на становление образа мира и представлений о своём месте в нём.        

      Рассматривая образовательный процесс таким образом, можно сказать, что у дошкольной педагогики как науки, есть будущее.

      Событийная дошкольная педагогика способна посмотреть на ребёнка со стороны изменений в личности и поведении, деятельности растущего человека в изменяющемся мире.

      Таким образом, событийная педагогика, которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на дошкольную педагогику как науку реализует педагогические  ориентиры ФГОС ДО и может стать  педагогикой будущего.

Список литературы:

1.Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие//Вопросы воспитания.2007.с.90-97

2.Н.Миклеева "Образовательный процесс сегодня: новый взгляд в дошкольной педагогике",ж. Обруч,6. 2015.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования/М.-во образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение.2020.

 Давальченко Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ "Ольгинский детский сад"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Гражданственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного возраста, как основа событийной модели воспитательной работы ДОУ»

Проект разработан творческой группой педагогов МБДОУ д/с №8 "Буратино" с. Архипо-Осиповка г-к ГеленджикКузьминых Галина МихайловнаХристофорова Наталья ИвановнаГуськова Татьяна ЮрьевнаРомашевская Елена...

Событийные формы работы — синтез образовательных областей и реальной жизни ребенка дошкольника.

Событийные формы работы — синтез образовательных областей и реальной жизни ребенка дошкольника.Событие " Мой день рождение"...

Проектная деятельность с воспитанниками ОВЗ в событийном формате "Лаборатория свойств воды"

Открытый показ проектной  деятельности c воспитанниками ОВЗ  в событийном формате  «Лаборатория свойств воды» в подготовительной к школе группе в рамка...

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...