Проектная деятельность с воспитанниками ОВЗ в событийном формате "Лаборатория свойств воды"
проект (подготовительная группа) по теме

Цыбигей Наталья Алексеевна

 

 

Открытый показ проектной  деятельности c воспитанниками ОВЗ  в событийном формате  «Лаборатория свойств воды» в подготовительной к школе группе в рамках городского методического объединения

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности, практического осваивания свойств и качеств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_sobytiynom_formate.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в событийном формате

 «Лаборатория свойств воды»

в подготовительной к школе группе

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности, практического осваивания свойств и качеств воды.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • формировать активный поисковый характер деятельности, направленный на овладение новыми знаниями;
  •  способствовать решению проблемной ситуации с помощью выдвижения предположений;
  • закреплять знания о качествах воды (жидкая, мокрая, бывает холодная и горячая, прозрачная, бесцветная, безвкусная), свойствах воды (приобретает форму сосуда, меняет вкус. цвет, на морозе замерзает, превращается в лед, вода растворяет некоторые вещества);
  • расширять навыки проведения лабораторных опытов;

расширить кругозор, обогатить словарь (лаборатория, лаборант).

Коррекционные задачи:

  • коррекция и развитие мышления на основе решения наглядно-практических, экспериментальных задач;
  • коррекция и развитие связной устной речи, через построение связных, устных высказываний.

 Развивающие задачи: 

  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логическое  мышление;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  •  развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательные задачи: 

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа:

Беседы о воде, о её роли в жизни человека. Наблюдение за водой. Проведение игр-экспериментов с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где спряталась вода?», «Разрезные картинки» и др. Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Просмотр презентации "Волшебница -вода".

Оборудование и  материалы:

маленькие капельки, белые  халаты, тазики с водой различной температуры (по количеству детей), деревянные предметы (кубики, шарики, кирпичики), стаканчики с водой по количеству детей, ложки, различные емкости, гуашевые краски,  лед, бусинки.

Ход:

1. Организационный момент

Слушание музыки. (дети вместе с воспитателем садятся в круг) Звучит музыка "Здравствуйте, здравствуйте (1 куплет), затем звучит мелодия, имитирующая звук капель дождя, воды, шума моря, крана с водой)

Воспитатель: Ребята, Что это за звуки?

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:

- Да, это журчит вода.

Воспитатель:

- Как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, поливать цветы, умываться, стирать)

- Кому нужна вода? (Людям, растениям, животным, всему живому).

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:

2. Поиск воды в группе

Воспитатель: Давайте у нас во всем  помещении группы найдем предметы, в которых живут капельки воды. Мы с вами отметим эти места, приклеив к ним опознавательные знаки - капельки. После того, как обнаружите предмет и приклеите капельку возвращайтесь ко мне. (дети берут капельки, находят предмет и приклеивают капельку к данному предмету)

Воспитатель: Где нашел предмет, в котором живет вода?

Воспитатель: Для чего вода там нужна?

Предполагаемые ответы:(где нашел и для чего нужна вода?)

В уголке природы: возле растений.

Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)

Около мойки в подсобном помещении.

Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе.(Приклеивают капельку.)

В игровом уголке.

Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (Приклеивают капельку).

В туалетной комнате.

Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.(Приклеивают капельку.)

У стола, на котором стоит чайник с водой.

Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку.)

Воспитатель: Воду можно использовать везде.

-Как вы думаете вода всегда одинаковая или она может быть разная?

Воспитатель: Давайте проверим. Вам интересно это узнать?

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть и отправится в лабораторию.

- Вы знаете что такое лаборатория? (место, где проводят различные опыты)

- Давайте наденем халаты и превратимся в лаборантов.(воспитатель предлагает детям надеть белые халаты), на бейдже у халата написано ваше имя, найдите свой халат.

- Обратите внимание, что у вас лежит в халатах? (блокнот, карандаш)

- Как вы думаете, для чего нужен блокнот и карандаш лаборантам? (записывать результаты  опытов, и рассказать о этих результатах)

Воспитатель: В лаборатории мы будем ходить по опытным станциям,  каждая станция обозначена цифрой.

- Как вы думаете, где находится первая станция лаборатории?

Прибыли на первую станцию лаборатории.

(на столе разноцветные тазы с различной температурой)

 Опыт № 1  Вода жидкая, не имеет формы

Воспитатель: Опустите руки в воду, поиграйте с водой.

Какая вода на ощупь? Что вы почувствовали?

Дети: Холодная, чистая, прозрачная, бесцветная, тёплая и т.д.

Наберите в ладоши и вылейте. Что происходит с водой? А ты как думаешь?(течет, жидкая)

Воспитатель:  На столе лежат деревянные предметы (линейки, кубики, шарики).

-Какие это предметы на ощупь? (твердые)

- Это твёрдые предметы, они имеют форму и сохраняют её.

- Давайте опустим их в воду. Изменили ли они форму? (нет, остались такие же )

- Почему?

- Что будет если воду налить в другую емкость? А давайте посмотрим? Что вы видите?

(Дети наливают воду в емкость, предложен выбор: поварешка, ложки, емкости)

Воспитатель: Она приняла форму сосуда. Вода не имеет формы, но она принимает форму того сосуда в который налили.

- У тебя какую форму приняла вода?

Воспитатель: 

- Лаборанты, давайте зарисуем этот опыт у себя в блокноте. На странице, где написан опыт №1. (помощь. Что вы зарисуете? Какие предметы нужно зарисовать?)

Вывод:  Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.

Воспитатель:

Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».

Опыт №2  Вода меняет цвет

Воспитатель: А сейчас будет самое интересное, посмотрите стаканы пустые? (да) (В стаканах на дне находятся кристаллы марганца, капелька зеленки и желтой гуаши)

- Как вы думаете, какой опыт с водой мы можем провести на этой станции?

- Как ты думаешь? Почему? (индивидуально)

- Где же взять воду? (предположения детей: кран, первая станция)

Дети самостоятельно проводят этот опыт, у детей предоставлен выбор (воронки, ложки, емкости)

- В какой цвет окрасилась вода? (дети называют цвета)

- Почему она стала цветной? Что помогло ей окрасится?

-  Видите, ребята, вода может быть разноцветной.

- Уважаемые лаборанты, давайте сделаем вывод. Что происходит в водой на этой станции? (Вода меняет цвет)

Воспитатель: Кто закончит может нарисовать этот опыт в блокноте

где написано  Опыт № 2. (помощь: Как  вы сможете зарисовать этот опыт, если у вас нет цветных карандашей)

Воспитатель:

- Посмотрите на план, где находится третья станция лаборатории?

Третья  опытная станция

Опыт № 4 «Лёд – твёрдая вода» (лупа, щипцы, тарелочки)

Воспитатель: - Как вы думаете, вода может быть твердой? (ответы детей)

- Да может стать твердой, если ее заморозить. Давайте проверим.

Воспитатель: У меня есть особая сумка лаборанта, давайте посмотрим, что в ней находится? ( в сумке- холодильнике  лежат замороженные бусинки в льдинках)

Воспитатель: - Что вы видите? (лед, внутри бусинки) Давайте его рассмотрим. Какие инструменты нам в это помогут?  (лупа)

- Для чего нам нужны щипцы? лупа?

- А почему мы бусинки видим?  (лед прозрачный)

- Какой лед на ощупь? (мокрый, холодный, твердый, скользкий).

- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

 Дети выдвигают свои гипотезы:

            - можно погреть в руках, они тёплые, лёд растает (хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);

            - можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);

            - можно положить на батарею (долго ждать придётся);

            - можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;

            - можно положить в тёплую воду, там лёд растает;

            - можно оставить просто в группе – у нас тепло.

Выбирают три гипотезы и проверяют их:

            - поставить на батарею;

            - погреть в руках;

            - положить в тёплую воду.

- Уважаемые коллеги! Давайте зарисуем этот опыт. Опыт № 3

4. Итог.

Воспитатель: - А теперь, коллеги, я предлагаю, поделиться  результатами своих опытов, которые вы записывали в блокнот с нашими гостями, а кто не завершил свой опыт можете вернуться и продолжить свои исследования.