Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой,  результатов и выводов, к которым пришли дети. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том ,что вода находится вокруг нас в разном состоянии (снег, дождь, лед) Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира. Узнают что вода- бесценный дар природы который нужно бережно сохранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей  группе (итоговое занятие).

 

Цель:  закрепление и выявление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года по экспериментальной деятельности.

 Образовательные задачи: Закрепить знания детей о правилах поведения в лаборатории; закрепить определения терминов «лаборатория», «ученый», «исследование»;  закрепить понятие о воде, ее значении и охране, познакомить детей со свойствами воды, через проведение опытов: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Закрепить умения выполнять простые опыты с землей, песком, водой.

Развивающие задачи: развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу, развивать самостоятельность в исследовательской деятельности, любознательность, склонность наблюдать и экспериментировать, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, продолжать развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающей среде, внимательность, воспитывать дружеские взаимоотношения, закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов, воспитывать умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа: формирование знаний о правилах поведения в лаборатории, изучение отличительных признаков объектов живой и неживой природы, проведение опытов с воздухом, водой, песком, бумагой и др. формирование представлений о жидкостях, их свойствах и качествах;

Формы организации: работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, фронтальная.

Словарная работа: лаборатория, ученый, исследование, живая и неживая природа.

Материал, оборудование:

- мольберт,

- оборудование для проведения опытов (стакан с водой, 2 пустых стакана, стакан с сахаром,  соль, ложка,  воронка, бинт, ватный диск, краски, чайник, контейнер со льдом )

- картинки, изображающие действия, которые в лаборатории разрешены и запрещены.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель Я рада видеть вас таких красивых, добрых с хорошим настроением. Сегодня нас ждет очень интересное занятие.  Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение Сегодня к нам пришли гости,  давайте со всеми поздороваемся.

Дети приветствуют друг друга и воспитателя.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.

 – ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель Ребята вы слышали о такой профессии как лаборант? (ответы детей)

Лаборант это человек, работающий в лаборатории, проводит лабораторные анализы эксперименты.

Что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория это помещение, где проводят различные опыты, анализы, эксперименты.

Воспитатель Хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно исследовательской лаборатории ? И как настоящие ученые вместе попытаемся провести известные опыты.

А какие же мы ученые без тренировки? Предлагаю нам размяться.

Правую руку вниз,

Правую руку вверх,

Правой рукой потрясем и повернемся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой  рукой потрясем и повернемся кругом.

Правую ногу вперед,

Правую ногу назад,

Правой ногой потрясем и повернемся кругом.

Левую  ногу вперед,

Левую  ногу назад,

Левой ногой потрясем и повернемся кругом.

Всем туловищем вперед,

Всем  туловищем назад,

Покрутись повертись и в исследователей превратись.

 

Молодцы, вы прошли  подготовку и можете отправляться в нашу лабораторию. В каждой лаборатории работают сотрудники, у которых есть свои обязанности. Давайте назначим, кто кем будет в нашей лаборатории, разрешите мне быть старшим научным сотрудником лаборатории. Моим заместителем будет (распределение ролей и обязанностей).

А еще в нашей лаборатории будет вестись видеосъемка. Как называется профессия человека, который снимает на камеру? (ответы детей).

Еще мы в нашу лабораторию пригласили журналиста.  Что делает журналист? (ответы детей) Назначить ребенка журналистом.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Лаборанты работают в белых халатах, поэтому я надеваю халат и вам нужно будет надеть халаты.

Уважаемые коллеги, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1. Близко не подносить предметы к глазам.

2. Без надобности ничего не пробовать на вкус.

3. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту и тишину.

4. Не бегать не разговаривать громко в лаборатории.

5. Брать только нужные для работы материалы.

6.Класть на место все материалы по окончанию работы.

Отправляемся на наши рабочие места, где мы будем проводить самые настоящие опыты.

 Что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку.

Она нужна на небе и на земле.

Без нее никто не может обходиться.  Она необходима всем, всем, всем.

Одним, чтобы плыть, другим чтобы жажду утолить.

Третьим, чтобы что нибудь помыть,

А хозяйкам чтобы кушанье разные варить. (Вода)

Мы с вами оказались в лаборатории, где проводят различные опыты с водой. Вода – это одно из удивительных веществ на нашей планете. В этой лаборатории мы узнаем, что вода может быть волшебницей.  Уважаемые ученые, перед нашей научной лабораторией стоит важная задача : Опытным путем доказать свойства воды.

Отдел №1. «Лаборатория по определению формы воды». В этом отделе мы определим, есть ли у воды форма.

Ребенок лаборант Юные исследователи, обратите внимание, перед вами графин с водой и емкости разной формы. Что вы будите делать? (ответы детей) (переливать воду).

Ребенок Вода – это жидкость, которая принимает форму.

Прошу взять графин и налить воду в первую емкость. Что вы видите?

 (ответы детей) Вода приобрела форму данной емкости. Наливаем воду в разные емкости.

Вывод Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель  Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя.  На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются  их не видно, только земля влажная. Итак вода не имеет формы.

Ребята, давайте узнаем есть ли у воды вкус? Предлагаю пройти во второй отдел.

 Отдел №2 «Лаборатория вкуса»

Ребенок лаборант Ребята, как вы думаете у воды есть вкус? (ответы детей)

Перед вами стоят стаканчики с водой попробуйте на вкус воду и ответьте на вопрос (ответы детей).

Ребенок лаборант Поставьте стаканы на стол. возьмите ложечку и наберите на кончик ложечки то, что находится в стаканчике, добавьте в воду и попробуйте на вкус. Какой вкус приобрела вода? (ответы детей)

Как вы думаете ,что мы добавили в воду? (соль)

Понюхайте, имеет ли она запах?

Вывод Вода не имеет вкуса, но если в нее добавить что то, она приобретает вкус добавленного в нее вещества, так же вода не имеет запаха.

Воспитатель  Давайте занесем наш вывод по эксперименту в журнал.

Отдел  №3 Лаборатория «Фильтрования воды»

Воспитатель В выходной день я ездила на озеро «Байкал» и решила привезти вам в подарок чистой Байкальской воды. Ведь, Байкальская  вода  считается самой чистой питьевой водой. В одну бутылку я набрала воду с середины озера, а во вторую бутылку я  набрала у берега озера «Байкал». И у меня возник вопрос,  а чистую ли воду я вам привезла? И я передала воду в лабораторию для исследования.

Ребенок лаборант Рассмотрите воду в бутылке, набранной с середины озера Байкал Какая вода? (ответы детей)

А теперь рассмотрите бутылку с водой, набранной на берегу озера.  Какая вода? (ответы детей).

Ребенок лаборант Вы правы вода в этой бутылке грязная.

Воспитатель Как вы думаете, почему так получилось, что вода, набранная в одном озере не одинаково чистая?  (Ответы детей)

На берегу озера много мусора.

Воспитатель Откуда этот мусор? (ответы детей)

Как вы считаете, что может произойти, если мы будем засорять окружающую среду? (Ответы детей).  Какой вред мы наносим озеру «Байкал», оставляя за собой мусор (Ответы детей)

Что нам сделать чтобы этого не произошло? (ответы детей)

Может быть попытаемся очистить воду? Хотите попробовать?

Ребенок лаборант Попробуем очистить через бинт, он сложен в несколько слоев. Сначала мы воду будем фильтровать через слои бинта .Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку фильтр слой бинта. Переливаем из маленького стакана тонкой струйкой в большой стакан, но стакан наливаем не полный .Что у вас получилось? Бинт стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

А вода стала чистой? (ответы детей)

Теперь профильтруем воду еще раз, но использовать будем при этом вату. Положим в воронку кусочек ваты аккуратно фильтруем. Вода стала чище? (ответы детей)

Конечно,  ватный фильтр из нескольких слоев не пропускает самые мелкие соринки.

Мы можем пить эту воду? (ответы детей). Существует пословица  Не всякая водица для питья годится. Воду нужно обязательно прокипятить, чтобы избавиться от мелкого мусора, микробов.

Ребята, чтобы вода в озере оставалась такой же чистой, как мы должны относиться к ней?(ответы детей)

Физминутка

Как приятно в речке плавать !

Как приятно в речке плавать !

Берег слева берег справа,

Речка лентой впереди

Сверху мостик погляди.

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками

Кто угонится за нами.

А теперь пора нам братцы

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем!

Отдел №4 Лаборатория «Растворителей веществ»

Ребенок лаборант У меня на столе стаканы с водой и сахар. Опустите кусочек сахара в стакан с водой  и хорошо перемешайте ложкой. Что произошло с сахаром? (ответы детей) Где в жизни мы можем это наблюдать? (ответы детей)

Вывод Вода – это растворитель твердых веществ

Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что мы видим? (ответы детей) У воды появился белый цвет, молоко растворилось в воде.

 Вывод Вода – это растворитель жидких веществ

Если насыпать в воду глину, она опустится на дно. Вывод  Глина не растворяется в воде, она делает воду мутной. Положим песок, он тоже опустился на дно и не растворился.  Опустим в воду мел он опустился на дно и сделал воду мутной.

Вывод Земля состоит из более грубых, тяжелых, твердых частиц чем соль и сахар. Они не растворяются, а оседают. Вода является растворителем, но растворяет не все вещества.

Ребенок В воде растворяется кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы. Кислород нужен рыбам чтобы дышать. Если бы кислород не растворялся в воде то реки были бы без рыб. Поэтому люди насыщают кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки или прорубают зимой проруби в водоемах, чтобы улучшить рыбам жизнь.

Воспитатель Ребята предлагаю пройти в следующий отдел

Отдел № 5. «Лаборатория цвета»

Здесь мы узнаем есть ли у воды цвет.

Ребенок лаборант Юные исследователи, как вы считаете у воды есть цвет? (ответы детей)

Перед вами стоит стакан с водой, посмотрите на воду.  Поместите в стакан ложку, вы видите ее? (ответы детей). А теперь поднесите к стакану с водой цветную полоску бумаги Что вы видите? (ответы детей)

Вывод Вода прозрачная. Если воду вылить из стакана, включить кран с водой, то она растекется в разные стороны, что говорит о ее текучести.

Воспитатель Юные исследователи воду можно подкрасить, добавив в нее краску. (добавить в стакан с водой краску желтую синюю и тд) Какого цвета стала вода? (ответы детей)

Вывод Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду, т. е вода легко окрашивается в любой цвет.

Занесите наш вывод по эксперименту в журнал

Отдел № 6. «Лаборатория льда»

Ребенок лаборант Закройте глаза (по руке каждого ребенка провести кусочком льда) Что вы почувствовали? (ответы детей)

Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (ответы детей)

Как получается лед? (ответы детей)

Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить? (ответы детей)

 Что же такое лед? (ответы детей)

Вывод Вода может быть в твердом и жидком состоянии.

Отдел № 7. «Лаборатория Пара»

Воспитатель Внимание!  самый опасный опыт. Разрешите мне, как заведующему  и старшему научному сотруднику нашей лаборатории вам его показать.

У меня в руках горячий чайник. Детям можно брать и открывать чайник с горячей водой? (ответы детей)

Открываю чайник с горячей водой,  из чайника выходит пар. Сейчас я поднесу к открытому чайнику стеклянный бокал, мы увидим что с ним произойдет (на нем появятся капельки воды)

Вывод  Пар это вода в газообразном состоянии.

Заместитель заведующего (ребенок) оглашает результаты исследований

Заместитель. Мы провели с вами 7 экспериментов и увидели что

1. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

2. У нее нет запаха

3. Она прозрачная, бесцветная, текучая.

4. Вода растворяет соль, сахар, а песок выпадает в осадок и лучшим фильтром для воды оказался ватный диск.

5. Вода может находиться в 3х состояниях лед, жидкость, пар.

6.Вода растворитель жидких веществ, вода растворитель твердых веществ, но не все вещества она растворяет.

А где вы могли встречаться с работой лаборанта? (ответы детей)

Воспитатель Да, в поликлинике. Врачи следят за вашим здоровьем и им в этом помогают лаборанты.

Мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов. Теперь журналист задаст вам несколько вопросов.

1. Понравилась вам игра?

2. Удачно ли прошли опыты все ли удалось сделать?

3. Были ли затруднения?

4.Что вы хотите исследовать в следующий раз?

Пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы «Осень»

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...

Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».

Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности дошкольников по теме «Волшебное электричество»

Образовательная область: Познавательное развитиеТема : «Волшебное электричество»Группа: подготовительнаяВид деятельности: опытно-экспериментальная, игроваяЦель: познакомить детей с понятие...