План по самообразованию музрука
методическая разработка

Лобунько Татьяна

План по самообразованию музрука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_muzruka_lobunko_t.m.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239)

План по самообразованию

«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

для детей с 3 до 4 лет

                                       на 2020-2021 г.

Музыкальный руководитель: Лобунько Татьяна Михайловна

Актуальность темы

        Цель: Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение. Повышение своего профессионального мастерства.

Задачи:

1.Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста музыкальное восприятие, обогащать их чувственный опыт. 

2.Воспитать любовь и интерес к музыке

3.Приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики

4.Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса

5. Повысить собственные компетенции в области развития творческих способностей детей через восприятие музыки.

Актуальность

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. «Музыкальность - это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»). Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.  

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

    Планируемые результаты к концу учебного года:

    Музыкально-ритмические движения:

-реагирует на звучание музыки, выполняет движения по показу педагога;

-ориентируется в пространстве;

-выполняет простейшие маховые движения руками по показу педагога;

-легко бегает на носочках, выполняет полуприседания «пружинка»;

-марширует, останавливается        с        конца        музыки,        неторопливо, спокойно кружиться;

-выполняет притопы;

-различает        контрастную музыку и        выполняет движения,        ей соответствующие (марш и бег);

-выполняет образные движения (кошечка, медведь, лиса и т.д.).

        Слушание музыки:

-различает музыкальные произведения по характеру;

-определяет характер простейшими словами (музыка грустная, веселая);

-различает двухчастную форму;

-эмоционально откликается на музыку;

-манипулирует с игрушками под музыкальное сопровождение;

-узнает музыкальные произведения;

-различает жанры: марш, плясовая, колыбельная

Пляски, игры, хороводы:

-изменяет движения со сменой частей музыки;

-запоминает и выполняет простейшие танцевальные движения; -        исполняет солирующие роли;

-исполняет пляски по показу педагога; - передает в движении игровые образы.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Чтение методической, педагогической литературы;

2. Работа с педагогами и  родителями: консультации, беседы.

3. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов, слушание музыки.

План работы на 2020-2021 г.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение:

«Ножками затопали» муз. Раухвергера.- ходьба с высоким подниманием колен, остановка на  словесный сигнал.

« Птички летают» Муз. Серова.- движения под музыку вместе с воспитателем, бегать легко, на носках.

Слушание:

Игровая ситуация, знакомство с низкими и высокими звуками:

 « Прогулка» муз. Волкова.- учить  слушать с интересом, эмоционально откликаться на музыку.

Пляски, игры:

« Гуляем и пляшем» муз. Раухвергера.- различать двухчастную форму, изменять движения с изменением музыки.

1.Консультация        «Влияние        музыки        на        психику ребенка»

2.Сбор идей – беседы с родителями по подготовке предстоящих праздников 

Электронные звуковые ресурсы к программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. комплект из 14 CD дисков. Портреты русских, советских и зарубежных композиторов

РППС: изготовление масок «птички»

Октябрь

Музыкально-ритмические движения:

Дидактическая игра

«Ай- да» муз. Ильиной - формировать навыки коммуникативной культуры;

Пальчиковая игра «Весёлые ладошки»- развивать речь, образное мышление. Обратить внимание детей на весёлый характер музыки

Слушание:

«Осенний ветерок» муз. Гречанинова.- расширять и обогащать словарь, кругозор. Развивать речь

Пляски, игры:

«Пляска с листочками» муз. Филиппенко – знакомство с пляской. Игровой момент.

1.Буклет «Музыкальное воспитание в семье» 2.Привлечение        родителей        к        изготовлению самодельных музыкальных инструментов

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

РППС: дидактическая игра «Ай- да»

Ноябрь

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение «Притопы»-учить ритмично притопывать одной ногой, следить за осанкой.

Слушание:

«Колыбельная песня»-рассказать о характере музыки, проиграть отдельные фрагменты, отметить динамику, темп

Пальчиковая игра «Моя семья».

Пляска:

«Пальчики-ручки»  учить детей реагировать  на двухчастную форму, на изменение динамики, создать атмосферу радостного настроения

1.Праздник «Пусть всегда будет мама» 2.Консультаия «Народные колыбельные песни»

«Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.

Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011

РППС: картотека пальчиковых игр

Декабрь

Музыкально-ритмические движения:

 «Снег-снежок» муз. Старокадомского- выполнять танцевальные движения совместно с педагогом.

Слушание:

«Медведь» муз.Ребикова- формировать умение слушать музыку внимательно, заинтересованно.

Пляски, игры:

Разучивание пляски «Ёлочка» муз.Бахутовой- ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора

Подвижная игра «Пляска зайчиков» муз. Филиппенко—закрепить прыжки на двух ногах, учить прыгать с продвижением вперёд, соотносить движения с текстом.

1.Информационная памятка        «Культура поведения детей и родителей на праздниках»

2.Новогодние утренники «Новогодняя сказка» 3.Папка-передвижка «Домашний карнавал»

Л«Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.

РППС: изготовление атрибутов к праздникам «морковки»

Январь

Музыкально-ритмические движения:

 «Большие и маленькие ноги» муз.Агафонникова- двигаться чётко, ритмично, не наталкиваться друг на друга.

«Гуляем и пляшем» муз.Раухвергера-реагировать на смену звучания музыки, учить использовать всё пространство

Слушание:

Беседа: «Рождественская елочка»;

Игра «Подарки».

Психогимнастика «Мы за руки возмемся».

«Колыбельная» муз.Разоренова - воспитывать у детей умение слушать и слышать музыку, эмоционально на неё отзываться

Пляски, игры:

Игра «Самолёт» муз.Банниковой- двигаться под музыку друг за другом и врассыпную

1.Консультация «Поступаем в музыкалку» 2.Привлечение родителей к участию в неделе зимних игр и забав

И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»

РППС: картотека пальчиковых игр «Социально-нравственное развитие»

Февраль

Музыкально-ритмические движения:

. «Марш»муз.Парлова- закрепить понятие марш.

«Кружение на шаге» муз.Аарне

- выполнять движение совместно с педагогом.

Слушание:

 «Дорогою добра».

«Полька» муз.Бетман- отметить кто из детей хлопал ритмично.

Пляски, игры:

 «Ловишки» муз. Гайдна- создать радостное настроение, поручить роль зайки кому-либо из детей

1.Буклет «Как помочь детям научиться петь» 2.Приобщение родителей к участию в предстоящих праздниках (домашнее задание)

Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

РППС: картотека артикуляционной гимнастики

Март

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение «Бег с платочками»  учить самостоятельно различать двухчастную форму, создать радостную, непринуждённую атмосферу.

«Да-да-да» муз.Тиличеевой – закрепление знакомых движений.

Слушание:

« Я иду с цветами» муз.Тиличеевой- знакомство с попевкой. проговорить слова выразительно.

 «Пирожки» муз.Филиппенко- знакомство с песней. беседа о предстоящем празднике.

«Маме песенку пою» муз. Попатенко -  петь легко, радостно.

Пляски, игры:

«Пляска с платочками» муз.Тиличеевой - выполнять движения по показу воспитателя

1.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов костюмов для театра

2.Ширма-передвижка «Учим детей слушать музыку» 3.Весенний праздник «Для любимой мамочки»

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

РППС: изготовление атрибутов к празднику 8 марта

Апрель

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение «Бег и махи руками» муз.Жилина- учить самостоятельно  реагировать на смену музыки.

Слушание:

«Марш» муз.Тиличеевой- приучать реагировать на маршевый характер музыки, развивать координацию рук и ног

Пляски, игры:

« Приседай» - создать радостное настроение.

1.Весеннее развлечение (домашнее задание)

 2.Буклет «Как организовать ребенка дома?»

О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Конспекты занятий и развлечений от 3 до 5 лет.

РППС: изготовление материалов к праздникам.

Изготовление буклета

Как организовать ребенка дома?»

Май

Музыкально-ритмические движения:

Упражнение «Топающий шаг»- обратить внимание  на ритмичное выполнение движений отдельными детьми, учить ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга, формировать понятие о звуковысотности

Слушание:

«Мишка пришёл в гости» муз.Раухвергера- развивать эмоциональный отклик на характерную музыку.

Пляски, игры:

«Воробушки и автомобиль» муз.Раухвергера.- отрабатывать лёгкий и чёткий топающий шаг..

2.Индивидуальные        консультации        по        коррекции музыкального воспитания

3.Консультация «Развиваем музыкальную культуру детей»

Шорыгина «Беседы о характере и чувствах» 2012 г.

РППС: папка «Словарь добрых слов»

Литература для изучения

1.         И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты занятий по всем возрастам.

2.        Электронные звуковые ресурсы к программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. комплект из 14 CD дисков. Портреты русских, советских и зарубежных композиторов.

3.Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

4. Образовательная программа для детей младшнго дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.

5. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.

6. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)

8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994

9. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

10. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990

11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

12. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста. Метод.рекомендации. –  АКИПКРО, 2002.

О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Конспекты занятий и развлечений от 3 до 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...