игры по нравственному воспитанию
материал (старшая группа)

Безгодова Любовь Николаевна

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем. Многие педагоги – исследователи во все времена уделяли воспитанию нравственных качеств большое внимание и отмечали,что дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Игры по нравственному воспитанию являются эффективным средством для воспитания высоконравственной личности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_nrv.vosp_.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

    Игра «Кто добрее»

Дети делятся на группы. Каждая группа – семья каких-либо зверей из лесного города, например: двое родителей и их детеныши. Один ребенок – добрая сова; он раздает группам карточки с названиями разных животных. Затем сова на одну минуту выходит из класса, и за это время дети из звериных семей «теряются», т.е. перебегают в другие группы. Задача совы – как можно быстрее вернуть зверят к их родителям. Затем игра повторяется. Самая добрая та сова, которая быстрее всех вернет детей в семьи и ни разу не ошибется.

  Игра  «Ум и доброта»

Дети делятся на пары. Один человек из пары – ум, второй – доброта. Каждая пара придумывает небольшую сценку-диалог о том, кто из них  важнее и кто может быстрее помочь людям.

  Игра «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит – мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок , кому они помогли. Каждая должна придумать ответ.

     Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.
   После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

    Игра «Доброе дело»

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». 
 Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деверья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

    Игра «Цветок доброты»

Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, что бы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Чтобы цветок доброты ожил, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказывали.

   Игра «Добрый виноград»

    Раздайте детям карточки с названиями разных птиц, животных или насекомых. Дети должны придумать и нарисовать, как и чем ягоды винограда могут послужить тем или иным лесным обитателям.

   Например: лисица может сделать из них модные сережки; заяц сделает из их мякоти сок; белка съест мякоть, а косточки посадит в землю, чтобы из них выросла новая виноградная лоза; пчела приготовит из них виноградную кашу и угостит ею своих подружек.

   Игра «Доброе сердце»

   Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится».

   Поделите детей на пары. Один ребенок в паре – соловей, другой – муравей. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни.

 

  «Я хороший – я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

    «Настроение»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — * голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый  участник  не  побывает  в  двух  ролях.

     

                                         Правдивость

  Игра «Сердечко честности»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

   Игра «Честные люди»

  Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье».

  Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.

  Рисунок «Солнышко справедливости»

Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать  солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

   

 

   Игра «Круг честности»

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и ,взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом и под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

   Игра «Не обманывай»

Дети по группам отвечают на один из нижеприведенных вопросов. Что происходит:

    1.когда дети обманывают своих родителей?

    2.когда родители обманывают своих детей?

    3.когда врачи обманывают больных?

    4.когда учителя обманывают учеников?

    5.когда ученики обманывают учителей?

    6.когда правители обманывают народ?

    7.когда братья и сестры обманывают друг друга?

После того как дети ответят на вопросы, вместе с педагогом они обсуждают, как научиться никогда не обманывать друг друга.

   Игра «Честные старцы»

Дети делятся на пары. Один человек из пары – старец, другой – житель деревни. В игре старец должен объяснить жителю деревни, как поступает честный человек в разных ситуациях, например: идет в гости; готовит еду; выбирает себе будущую жену (мужа); навещает родителей; обрабатывает землю и т.д.

   Игра «Волшебные слова» 

(просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.). 

   Игра «Что дальше?» 

 (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).

«Словесный портрет главного героя сказки» 

(детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет).

 «Путешествие в страну Добронравию»

(дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм нравственного поведения).

«Изобрази свою сказку» 

(дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке).

«Путаница» 

позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

«Сборник сказок»

 составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.

«Угадай»

(детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться) [12–13]. Для примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария

«Путешествие в волшебную страну».

 Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - школа нравственного воспитания

       Игра в жизни ребёнка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действиям, к осмысливанию впечатлений, окружающей жизни....

Подвижные игры в нравственном воспитании детей

Нравственное воспитание детей является одной из важных задач воспитания, главным стержнем формирования личности.Одним из средств нравственного воспитания является игра – это основная деятельность дете...

игры по нравственному воспитанию

Картотека игр по нравтвенному воспитанию для длетей старшего дошкольного возраста  проводимые как в режимные моменты так и включая в занятия с детьми....

РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Игры по нравственному воспитанию

Игры по нравственному воспитанию...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....