Родословная
методическая разработка

Синебрюхова Галина Владимировна

Поговорим о том, какие «генеалогические» понятия ребенок способен понять, как он воспринимает такие «простые» слова как «тетя» и «бабушка». Как не отбить у дошкольника интерес к истории своей семьи, пытаясь объяснять то, что объяснять еще рано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rodoslovnaya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                      Генеалогия для детей: что дошкольник способен понять в родословии



П
оговорим о том, какие «генеалогические» понятия ребенок способен понять, как он воспринимает такие «простые» слова как «тетя» и «бабушка». Как не отбить у дошкольника интерес к истории своей семьи, пытаясь объяснять то, что объяснять еще рано. 

  1. Бабушка – это не только ...бабушка



Мы ежедневно неосознанно знакомим ребенка с его родом, когда говорим при нем:

  • ты похож на дедушку...
  • тебя назвали в честь бабушки...
  • папа родом из Городца...
  • мама любит сибирские пельмени, а дедушка – плов, потому что жил в Средней Азии...
  • так позвони тете Гале, она тебе поможет устроиться на работу...



Крупицы информации об истории рода разбросаны в многочисленных бытовых разговорах, начиная с выбора работы и заканчивая выбором еды и постельного белья.

Когда бабушки рассказывают, что «там» принято так, а «у нас» – этак, они даже не задумываются о том, что рассказывают внукам нечто об отношениях двух ветвей рода, – они просто бухтят себе, занимаясь какими-то домашними делами, а на самом деле по капельке, между прочим, передают семейные традиции. Более того, очень многое передается вообще не словами. Ребенок узнает, что машины опасны, не потому, что ему читают лекцию о правилах уличного движения, а потому, что когда его через дорогу переводят, у взрослого рука напрягается. Очень важно не только то, о чем дома говорят, но и то, о чем не разговаривают или замолкают, меняя тему, что упорно не замечают, от чего отворачиваются.

Ребенок, как губка, впитывает и мимоходом оброненные слова, и домашнюю атмосферу, и стиль общения со старшими в семье, и сами слова: мама, деда, кока...

И возникает парадокс: с одной стороны, мы уверены, что знание о родстве настолько просто, что ребенок может его усвоить как само собой разумеющееся (мама – это мама), с другой стороны, мы, взрослые, его теряем: уже и сами не всегда знаем, кто есть кто.

  1. Кто такие тетя и дядя?


Специалисты по детской речи обнаружили, что хотя слова «мама, папа, баба, деда, тетя, дядя» (термины родства, если по-научному) ребенок произносит, едва начав говорить, однако в переводе с детского они имеют совершенно другой смысл.

Первоначально эти слова воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей («Как зовут маму»? - «Мама», - без тени сомнения ответит малыш).

В три года ребенок уже понимает, что мама и папа есть не только у него, но и у других детей тоже. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — пожилые люди. Ребенок лет шести уже правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка. Дополнительную путаницу вносит многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка». Ведь слово «тетя» может означать и сестру отца, и сестру матери, и любую незнакомую ребенку женщину. А дочь – это не обязательно девочка, оказывается, мама – дочь бабушки, а бабушка – дочь прадедушки и прабабушки. Ученые доказали, что термины и отношения родства ребенок усваивает в полном объеме лишь к восьми годам. А некоторые исследования говорят о том, что относительность и взаимность терминов родства (одна и та же бабушка – это теща для папы, мама для мамы, дочь для прабабушки, свекровь для тети Оли и т.д.) осознаются детьми только к двенадцати годам. Зато как подобные знания развивают логическое мышление!

  1. Что такое родословная?


Забудьте в разговоре с пяти-шестилеткой про термин «генеалогическое древо». Если даже взрослые порой путают генеалогию с гинекологией, то попытка забить голову дошкольника наукообразными терминами надолго (а то и навсегда) отобьет всякое желание заниматься «этим нудным и непонятным делом».

  1. А что ребенок понять может?


То, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов.

Что род объединяет родственников, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию (пока ему доступнее такое объяснение).

Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунком.

Естественно, что перед тем как вместе с ребенком рисовать родовое древо, родителям лучше знать, что такое восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем – родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для которого составляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой – по материнской). (иллюстрации!)

Для маленьких детей наиболее доступна восходящая родословная, которая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удовольствием вклеит фотографии близких в нужные окошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....