"Способы направления и поддержки детской инициативы"
статья

Алимбекова Мария Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:

Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_iniptsiativa.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

   МБДОУ «Детский сад комбинирующей направленности № 7 «Антошка»

       

«Способы и направления поддержки

детской инициативы дошкольников

с  ограниченными возможностями здоровья».

                   Подготовила   воспитатель:   Алимбекова М.В.

 

ВВЕДЕНИЕ

При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:

Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.

Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.

В группе созданы условия, необходимые для развития  познавательной  активности детей, учитывающие следующие факторы:

•        предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

•        образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;

•        содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и  интересы детей конкретной группы;

•        родители, опекуны  информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он  занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Но в связи с особенностями детей полноценной развивающей среды и условий не достаточно, чтобы у  детей повысился уровень познавательной умственной  активности. Для детей с  умственной отсталостью  особенно важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной  деятельности.

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки инициативы  детей в группе являются:

•        совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребёнком;

•        совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей – опыты и экспериментирование;

•        наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;

•        совместная деятельность взрослых и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

•        создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

Коррекционно-развивающие занятия. В процессе непосредственно  организованной познавательной детской деятельности учитель-дефектолог поощряет любое проявление активности, инициативы и самостоятельности. Использует большое  количество разных приёмов, соответствующих уровню психологического развития каждого ребёнка.

 Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Педагог вместе с детьми решают интересную проблему, проводят опыты с реальными предметами, делают выводы на основе самостоятельных практических действий.

Наблюдение и труд в уголке природы. Педагог активно вводят в образовательно-воспитательный процесс природные объекты и различную деятельность с ними. Это положительно сказывается на познавательной активности и общем психическом состоянии детей.

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. Педагог дает возможность  детям самим придумать, как и из чего сделать поделку. При затруднениях, предлагают выбрать  материал (напр. из 2-х и более) и показывают возможные способы действий,  оставляя конечный выбор за ребёнком.

Самостоятельная деятельность детей. Педагог организовывают детскую самостоятельную деятельность так, чтобы каждый воспитанник упражнял себя в  умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться  поставленной цели.

Сотрудничество с семьёй. Организуемая с семьей работа если таковая имеется, помогает нацелить  родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности.

 Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный  процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Игровая деятельность. В игре создаются наиболее благоприятные условия  для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся  онтогенетических недостатков. В специально организованной педагогом игре воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится  действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.

Педагоги используют различные виды игр: подвижные, спортивные,

В группе содержательное наполнение предметной среды организовано  правильно, используется ряд эффективных методов и приемов, происходит тесное  взаимодействие с родителями, организуется совместная практическая  деятельности взрослых и детей. Всё это является важными условиями  поддержания и развития детской познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

artbox-многофункциональное интерактивное пособие направленное на поддержку детской инициативы

Что такое « ARTBOX»! Каждый из вас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов работы с дошкольниками, которые с одной стороны, были бы интересны детям и соответствовали их ...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...