План работы по самообразованию
материал (средняя группа)

Индивидуальный  план работы      по самообразованию  тема: «Развитие связной  речи  детей  дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники». 

Начало  работы  над  темой: сентябрь 2021 года.

Предполагаемая  дата  окончания  работы: май 2022 года.

 

Ушинский К. Д.  писал: «Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,   но  свяжите двадцать  таких  слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету».

        Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо у детей сформировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы формируем умение детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный  план работы

  по самообразованию

Роговой  Ирины Анатольевны

воспитателя  средней группы

МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска

Образование: Красноярский краевой институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки работников

образования.

Специальность: Воспитатель

Стаж педагогический работы: 4 года.

Тема: «Развитие связной  речи  детей  дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники».  

Начало  работы  над  темой: сентябрь 2021 года.

Предполагаемая  дата  окончания  работы: май 2022 года.

Цель: совершенствование  профессиональной деятельности и повышение  профессиональной компетентности.  

Задачи:

-изучить и проанализировать методическую литературу  по теме самообразования;

-подобрать и систематизировать мнемотаблицы;

- использовать мнемотаблицы в образовательной деятельности с детьми.

Актуальность выбранной темы

Ушинский К. Д.  писал: «Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,   но  свяжите двадцать  таких  слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету».

        Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо у детей сформировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы формируем умение детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Перспективный план работы по теме самообразования.

Месяц

Направление  деятельности

Форма отчета

 Сентябрь 2021

       Изучение  и анализ  

  методической, литературы

  по теме самообразования.

Картотека методической литературы

 Октябрь   2021

            Изготовление    

             мнемотаблиц

        для развития речи.

Картотека мнемотаблиц  для развития речи.

Ноябрь 2021-январь 2022

     Использование

 мнемотаблиц в  ОД.

 Фотоотчет

 Февраль 2021

     

     Собрать материал для  

  проведения консультации

        для воспитателей

   Показ презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»

 Апрель   2021

   

     Вовлечь родителей в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей».

Консультация для родителей. Консультация    

       для воспитателей.

   Выставка  

 мнемотаблиц.

 

Картотека методической литературы.

 1. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2018г.

2.  Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 2015г.

3.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.

 4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2019г.

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...