Занятие педагога-психолога «Перчатки» (для развития эмоциональной сферы у дошкольников)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рябченко Татьяна Денисовна

Целью данного занятия является обогащение понимания детьми эмоций радости, злости и печали через знакомство с ситуациями их возникновения в сказке. Предназначено для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pedagoga-psihologa_-_perchatki.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Занятие педагога-психолога «Перчатки»

(развитие эмоциональной сферы у дошкольников)

Педагог – психолог

Рябченко Т.Д.

Санкт-Петербург, 2021

Занятие по произведению английской народной поэзии в переводе К. Чуковского

«Перчатки»

Цель: обогащение понимания детьми эмоций радости, злости, печали через знакомство с ситуациями их возникновения в сказке.

Задачи:

  • Развитие экспрессивной грамотности.
  • Создание условий для проявления сопереживания с помощью проговаривания проблемной ситуации в сказке, прослушивания соответствующей настроению музыки.
  • Создание условий для сохранения здоровья детей посредством проведения гимнастики мимических мышц и динамической паузы (пальчиковой гимнастики).

Материалы: мяч, письмо, карточки со схематичным изображением эмоций, заготовки цветных и чёрно-белых бумажных перчаток, блокноты.

Технологии:

Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Здоровьесберегающая технология.

Игровая технология.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Упражнение «Назови имя»

Дети заходят в кабинет и садятся на диван. Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Но перед тем, как мы начнём, давайте поздороваемся, как мы это умеем». Педагог берёт в руки мяч и произносит: «Меня зовут Татьяна Денисовна», передаёт мяч следующему участнику. Дети по очереди называют свои имена.

  1. Основная часть.

Педагог-психолог: «Мы с вами замечательно поздоровались. А сейчас я хочу вам кое-что рассказать, готовы послушать? Захожу я сегодня в свой кабинет и вижу… письмо!» Педагог достаёт конверт и показывает детям. «Как вы думаете, от кого оно?» Дети пытаются угадать адресанта. «Что ж, вы все даёте оригинальные ответы. Хотите, я вам его прочту?» Педагог зачитывает письмо от мамы-кошки, чья котятки потеряли перчатки. «Ребята, ну что, поможем котятам найти перчатки? Отлично, но перед тем, как мы отправимся в путь, давайте настроимся на это путешествие. Для того, чтобы помочь котяткам, нам нужны зоркие глазки – поморгайте глазками;  а теперь поднимите и опустите вниз бровки; наморщите носик; сделайте губки трубочкой, а теперь сделайте улыбку; поднимите и опустите плечики; похлопайте в ладошки и потопайте ножками. Молодцы!

Ребята, мы с вами только что прочли письмо от мамы-кошки. Как вы думаете, что почувствовали котятки, когда потеряли свои перчатки? Правильно, они огорчились, загрустили, опечалились. Давайте послушаем музыку, и вы мне скажете, подходит ли она под настроение котят».

Педагог включает грустную музыку. «Ну что, какая была музыка? Грустная, медленная, верно. У меня здесь есть изображение разных котят, давайте выберем, у какого котёнка грустное настроение». Педагог показывает детям три пиктограммы эмоций и дети выбирают нужную. «Давайте с вами вместе покажем такого котёнка, у него закрыты глазки, опущены уголки рта». Дети показывают эмоцию печали. «А когда вы грустите?» Дети рассказывают о ситуациях, в которых чувствовали огорчение.

Педагог-психолог: «Как вы интересно рассказываете! Ребята, а как вы считаете, мама-кошка обрадовалась или расстроилась, когда котятки потеряли свои перчатки? А может, она даже была недовольна и пожурила котят? Давайте послушаем музыку и определим, подходит ли она под настроение мамы-кошки. Какая была музыка? А теперь покажите, какое была настроение мамы-кошки. Бровки нахмурены, уголки рта опущены, вот как мама-кошка была недовольна пропажей перчаток. А вы когда злитесь или сердитесь?»

Педагог-психолог: «Что ж, ребята, вы правильно отвечаете. А сможете ли вы показать, как котятки надевают свои перчатки? Давайте попробуем!»

Пальчиковая гимнастика «Перчатки»

Мы перчатки надевали, (надевают)

Каждый пальчик проверяли,

Большой в домик попал, (поглаживают каждый пальчик)

Указательный в домик попал,

Средний в домик попал,

Безымянный в домик попал,

Мизинец в домик попал.

Будет пальчикам тепло (сжимают пальчики в кулачки)

Будет деткам хорошо (хлопают в ладоши)

Педагог-психолог: «Что же теперь делать котяткам, как им можно помочь?» (Мы можем подарить им новые перчатки, им нужно идти искать там, где они гулял, друзья могут помочь искать перчатки и т.д.). «Вы отвечаете правильно. Может, поищем в моём кабинете? Смотрите, на двери что-то висит, давайте подойдём ближе и проверим, что же там». Дети с педагогом подходят к двери, заглядывают под бумажки и находят по одной паре перчаток с цветными узорами. «Ребята, это наверняка те самые потерянные перчатки, но тут всего по одной. Как вы думаете, где могут быть ещё три? Давайте поищем в моём кабинете». Дети ищут и находят три чёрно-белых перчатки. Нашедшему перчатку педагог даёт её цветную пару. После того, как все пары собраны, педагог произносит: «Молодцы, отыскали пропажу! Но что-то с ними не так… Как вы думаете, они похожи? Нет, одна перчатка цветная, а другая чёрно-белая. Что же нужно сделать? Правильно, раскрасить узоры одинаково! Садитесь за столы, а я вам раздам цветные карандаши». Дети садятся за столы и начинают раскрашивать узоры, педагог включает релаксационную музыку. Когда дети заканчивают, они садятся на диван.

Педагог-психолог: «Вы замечательно раскрасили перчатки, теперь у нас есть все три пары! Как вы думаете, какое настроение будет у котят, когда они об этом узнают? Радостное, весёлое, жизнерадостное. Давайте послушаем музыку и вы мне скажете, подходит ли она под весёлое настроение котят». Дети слушают музыку. «Покажите, пожалуйста, где изображено такое настроение». Дети показывают нужную пиктограмму. «Молодцы! Постойте, а ведь мама-кошка в конце письма что-то ещё написала». Педагог зачитывает благодарность мамы-кошки. «Хотите узнать, что за подарки приготовили вам котятки? Сморите, я их тоже нашла у себя в кабинете! Это блокнотики, в которых вы сможете рисовать или писать, а на обложках изображены те самые котята, которым вы сегодня помогали. Правда, здорово? Что мы скажем в ответ котяткам?» Дети отвечают «спасибо» и забирают подарки.

Упражнение «Похлопай или потопай»

Дети стоят в кругу. Педагог-психолог: «Ребята, сегодня мы с вами говорили о котятах, которые носят перчатки. А что ещё могут делать котята? Хорошо, вы отвечаете правильно, и поэтому я предлагаю вам сыграть в одну игру. Я буду придумывать разные фразы; если такое бывает, то вы похлопаете в ладоши, а если не бывает, то потопаете ногами». Примеры фраз: кошка залезла на дерево; на ёлке выросли грибы; белка громко залаяла; мишка уснул в берлоге; на клумбе выросли цветы; заяц замяукал; солнце присело отдохнуть; мама испекла пирог; первоклассники пошли в школу; собака читает книгу. «Молодцы, вы были очень внимательные!»  

  1. Заключительная часть.

Рефлексия

Педагог-психолог: «Ребята, вот и заканчивается наше знакомство с котятами. Мы сегодня славно потрудились и помогли им отыскать перчатки. А что сегодня вам больше всего понравилось? Расскажите, почему? А что было трудно? Почему?» Дети отвечают. «Что ж, спасибо вам за вашу активность, внимательность, взаимопомощь. Давайте вспоминать, как мы заканчиваем занятие».

Ритуал прощания

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Помахали на прощанье

И сказали: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников:  «Весёлый праздник»....

Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Данная методическая разработка состоит из комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста....

Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»

Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...