стендовый доклад «Воспитание чуткости у детей через сказку»
методическая разработка

Скворцова Нина Николаевна

 

стендовый доклад «Воспитание чуткости  у детей через сказку»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_vospitanie_cherez_skazku.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

 «Воспитание чуткости

у детей через сказку»

Из опыта работы воспитателя МДОУ

детский сад №7 «Рябинушка»  

Скворцовой Н. Н.

         Основой духовной нравственности является чуткость,  доброта. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что чуткость  стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Что же значит быть чутким?

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость. Чуткость – необходимое качество для настоящего Человека. Как же его привить?

 Воспитание начинается с детства, поэтому воспитание таких качеств как чуткость, сострадание также надо начинать в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству.

Помогают в воспитании этого дефицитного качества личности сказки.

Ребенок впервые узнает из сказок, что  вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть чуткими и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.

 Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Поэтому я стала менять  содержание сказок таким образом, чтобы чуткость, доброта, понимание побеждало зло. Например, вспомним сказку «Морозко».  Вроде бы все по справедливости,  но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы или кружки различных  условных цветов:

 -красный кружок - радуюсь;

- синий - мне жалко;

- желтый - хочу помочь;

- зеленый - справедливо;

- коричневый - несправедливо.

Вначале выясняю с помощью кружков-символов, как оценивают дети  поступки героев сказки. И сама для себя выбераю  желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». После этого предлагаю  детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

 Есть такая замечательная английская сказка "Мальчик-звезда». Автор Оскар Уайльд показывает сложный мир добра и зла. Сказка длинная, поэтому некоторые несущественные детали  опускала  при чтении  детям. Эта сказка сама по себе очень волнует детей.

Я выполнила  два портрета: нищенки и мальчика-звезды. Под портретами сделала кармашки. Перед чтением раздала  сделанные из картона сердечки. После чтения, когда  мальчик-звезда прогнал свою нищенку-мать, предложила подарить свои сердечки тому герою сказки, который им понравился. Конечно, все дети поместили  сердца в кармашек под портретом нищенки. И ни одного сердечка не было  в кармашке у мальчика-звезды. Незаметно для детей поместила  две  тарелочки под двумя портретами: у нищенки на тарелке серые треугольники, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты. При этом говорила: «Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите сами себе подарок, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам приятен». Первая группа детей, самая маленькая, примерно пять процентов от общего числа, подошли   к нищенке и взяли   в подарок серые треугольники, вторая часть - примерно такая же по численности - решительно, не сомневаясь ни в чем, подошли  к мальчику-звезде и взяли   из тарелочки конфеты. Третья - самая многочисленная подгруппа - сомневаясь, смотрела  по сторонам и, уже непонятно по каким мотивам, пошла   за серыми треугольниками.

Затем я  обратилась  к детям : «Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же Оля, Наташа, Коля, Ваня решились взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?» Нужно было видеть смятение этих детей. Ведь искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Когда дочитали  сказку до конца, все дети радостно вздохнули от того, что мальчик-звезда изменился, стал добрым, чутким  и вновь красивым.

При помощи сказок учу  детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.

    В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. И дети решали  вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.

  По опыту знаю, что  важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Например, к сказке  «Гуси-лебеди»  задала проблемный вопрос: «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?» Может быть, она сама что-нибудь придумает?

 Для воспитания у детей доброты, чуткости в работе со сказкой использую нетрадиционный подход.

При нетрадиционном  подходе  я  беру на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает, какие моральные установки закладывает в  душе ребёнка, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот моя главная задача.

Нетрадиционный подход как раз дает и мне, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок я  предлагаю раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия, которое  не замечают дети. Все их внимание приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

В результате проведённой работы со сказкой  я сделала вывод: воспитание у детей чуткости просто необходимо, так современные дети недостаточно чутки к окружающим. Хоть они и могут посочувствовать,  хоть различают добро и зло, всё же работы по развитию этих чувств ещё непочатый край!

Литература:

1 Алексеенко В. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника,  М., 2008.

2. Кротов  В. « Капризы и обиды», М., 2007.

3. Петрова В.И. « Этические беседы с детьми», М., 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку»

Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»...

Воспитание и развитие детей через сказку

В  нашем  детском  саду  изначально  проводится  работа  над  формированием  у  детей  нравственных  чувств   и  качеств  ...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Познавательно-творческий проект «Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку» для детей второй младшей группы

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира. Младший  дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развивают...

Стендовый доклад«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»...

Стендовый доклад "Приемы мотивации детей младшего школьного возраста"

Стендовый доклад: "Приемы мотивации детей младшего школьного возраста"...